Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Репутация
151
Читать: 8 мин.

Инфократер для КСО

Екатерина Громова,
заслуженный журналист Республики Крым, старший преподаватель кафедры журналистики филиала МГУ им М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Всероссийский конкурс «КСО и медиа», организованный журналом «Бизнес и общество», объективно отразил медиаландшафт публикаций о КСО, УР и ESG в российских СМИ. Конкурс показал явное преобладание качественной и специальной аналитики («аналитики для аналитиков») над информационными материалами в массовой прессе. Эта тема по-прежнему остается заказником для избранных и готовых в ней разбираться. Наука, в частности, экономическая, пишет о КСО давно и глубоко. Научные статьи, присланные на конкурс, например, доцента К.Ю. Белоусова, вызывают глубокое уважение разработанностью темы. [1] Автор описывает различные модели развития КСО за рубежом и в России, обосновывает необходимость институционального оформления ESG в России.

Для нас больший интерес представлял спор между журналистами и пиарщиками, который разгорелся во время обсуждения конкурсных работ между членами жюри конкурса. Столкнулись мнения тех специалистов, которые считали, что пиар-тексты нужно выделить в отдельную номинацию и не ставить рядом с журналистскими, и тех, кто считал, что пиар-текст порой бывает лучше журналистского для продвижения идей КСО в обществе.

Когда мы говорим о массовом читателе, мы разумеется, не имеем ввиду целевую аудиторию имиджевых буклетов. Хотя один из конкурсантов – архангельский центр социальных технологий «Гарант» прислал достойную рекламную литературу. В буклете «Бизнес и благотворительность: местный опыт, партнерства и возможности», объясняется, каким образом НКО может найти надёжных партнёров в сфере бизнеса и оказать помощь нуждающимся [2].

В целом, для широкой аудитории тема КСО сегодня презентуется в основном в пиар-версии: в текстах о благотворительных акциях бизнеса, поддержанных им культурных проектах, в материалах о помощи сознательных предпринимателей борцам с COVID – медикам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В более редких случаях эти материалы повествуют о волонтерском движении, организованном бизнесом и энергоэффективности ответственных предприятий. Вот, собственно и весь диапазон вопросов, через которые представляют КСО широкой публике. В целом, мы можем констатировать робкий и медленный переход этой темы из научного и пиар дискурса в общезначимый. Но это все равно – еще «не то пальто». Ведь широкая аудитория по-прежнему «не в курсе» из-за информационной обособленности бизнеса и его пиар-структур.

В качественной массовой прессе сегодня лидирует экологическое направление КСО. ТАСС, например, в своих материалах обобщает американский и другие опыты возобновляемой энергетики. Благо, есть о чем писать: программы «зеленого» строительства уже более десяти лет работают, например, во многих городах Великобритании. И если строительство ведется на какие-либо целевые деньги, гранты и т.д., подрядчик не может сдать в эксплуатацию промышленный объект или офисный центр без необходимого процента «зеленого» оборудования. Ветровой капюшон на крыше, подземные насосы, или, самое простое, солнечные батареи для горячей воды и электричества становятся нормой для жилищного строительства. Медиатексты о КСО с экологической проблематикой в материалах ТАСС устанавливают временную шкалу в голове читателя, то есть предполагают, когда в России смогут приблизиться к уровню энерговозобновляемости, принятому во многих странах мира. «Можно смело говорить, что горизонт десяти лет – это тот период, в течение которого если не 100 %, то точно более 70 % домов будет строиться с использованием энергосберегающих технологий», – полагает один из экспертов статьи, присланной на конкурс. [3] Правда, в голове у читателя сидит и другая информация – о замерзающих городах в США, где власти увлеклись зеленой энергетикой настолько, что даже не подстраховались традиционной. Жизнь подсказала направление для публикаций о ESG в массовой прессе: возможно ли организовать энергоснабжение города «по-зеленому» и при этом не скатиться к энергетическому коллапсу.

На региональном уровне, в частности, в Крыму, где живет автор этого обзора, много солнца, работают солнечные фермы и ветровая энергетика, однако ничтожно мало экобатарей на крышах жилых домов и офисных зданий. Но СМИ не торопят людей двигаться в этом направлении. Потому что любой подрядчик, особенно строитель жилья за деньги дольщиков, скажет, что покупатель квартиры предпочтет десятилетиями платить за электричество, и не позволит заложить в смету добавочную стоимость солнечной батареи. А на вопрос, почему без энергосберегающих технологий строят крупные инфраструктурные объекты, вам ответят, что за это заказчик строительства не заплатил. Культа энергосбережения при масштабных вложениях в строительство не наблюдается. В Крыму об энерговозбновляемости сегодня не пишут и не говорят, просто строят на деньги ФЦП, продленной до 2025 года.

Экопсихология в Крыму, как и во многих регионах еще другая: ты социально ответственный, если не навредил. Потому что навредил экологии и жителям Армянска ПАО «Крымский Титан», чьи отходы испарялись со дна высохшего без воды из Северо- Крымского канала озера-отстойника. Эти испарившиеся отходы толстым слоем пыли лежали на всем – даже на мочалках в ванной. Крымские СМИ возвращаются к этой ситуации на протяжении всех трех лет после техногенной катастрофы, демонстрируют свою социальную ответственность.

Если вернуться к конкурсным информационным не пиар-текстам, к сожалению, было не так много интересного. Слабее всего выглядели телевизионщики – сюжет из Крыма об экологических гробах, и из Ульяновской области о помощи социально ответственного бизнеса в проведении вакцинации населения, смотрелись имиджевой рекламой в обертке информационного сюжета [4;5]. А это значит, люди снова не поверят, что бизнес искренне хочет сделать для них много хорошего.

Попадались любопытные информационные материалы, которые, к сожалению, представлены только на сайтах благотворительных организаций, а не в массовой прессе. Примером может быть профессиональный репортаж контент-менеджера благотворительного фонда «Гольфстрим» под названием: «Это – не утренник. Это настоящий театр!» [6]. Поддержанный бизнесом благотворительный фонд «Гольфстрим» и Детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать» работают ради детей с ограниченными возможностями. Дружной командой они ставят спектакли, а «Сны Алисы» сыграли не только в родных стенах, но и в Москве. Репортаж Натальи Рымарь, корреспондента БФ «Гольфстрим», рассказывает о репетиции театрального спектакля. Материал написан по всем законам жанра — с эффектом присутствия и авторской персонификацией. Мы читаем репортаж и представляем этих детей, чья жизнь полна боли, ограничений, переживаем эмоции, которые они испытывают, когда играют на сцене. И это, несомненно, позволяет воспринимать тему КСО как живую, а не заговоренную пиарщиками и далёкую от простого читателя.

Одна из слабых сторон журналистских материалов о КСО – это излишнее восхищение героями, то есть отсутствие репрезентации оборотной стороны позитивных процессов. «Клонированная земляника, помидоры халяль и арктическая мечта чеченского ботаника» – яркий материал о самом крупном агрохолдинге Чечни. Но, известно, как неоднозначен тепличный бизнес в плане использования различных субстратов и с точки зрения утилизации отходов. То есть журналист пишет только об очевидных плюсах, говорит «слишком хорошо», главной остается имиджевая составляющая, и это не увеличивает доверие аудитории [7].

Информация о КСО по-прежнему располагается как будто в некотором инфократере, куда доступ имеют только специально обученные, особо просвещенные и искренне поглощенные этой темой люди. Кратер, кстати, в переводе с греческого, означает еще и «античный сосуд для смешивания вина с водой». В крымской истории был момент расселения скифов, и они, в отличие от предшественников – древних греков – не мешали вино с водой. И были грубы, а своей культурой, искусством и бытом интересны куда менее греков. Так и в информационном напитке с КСО, сегодня слишком много пиара, чтобы привлечь широкую аудиторию.

Публицистика Олега Базалеева, постоянного автора журнала «Бизнес и обществ», на конкурсе была представлена статьями «Кривой перевод и прихрамывающая лошадь КСО» и «Бэтменов российской КСО попросили на выход» [8;9]. Автор получил первый приз. Базалеев – руководитель департамента по социальным вопросам компании «Кресент Петролеум» (Ближний Восток). Конечно, так или иначе, он представляет свою компанию, хотя пишет не о ней. Рассуждая о КСО, касается широкого круга вопросов, тем, персонажей. И получается идеальный вариант совмещения журналистики и пиара. То есть косвенный пиар компании через качественный текст одного из ее топ-менеджеров. Похоже, это уровень журналистики о КСО, к которому и нужно стремиться.

Источники:

  1. Белоусов К. Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // ПСЭ. №4 – (56).
  2. Гарант: группа некоммерческих организаций: [сайт]. – Архангельск, 1998. – Обновляется в течение суток. – URL: https://ngogarant.ru/library/view/157 (дата обращения: 18.09.2021). – Текст: электронный.
  3. ТАСС: информационное агентство России, ссылка на материал: [сайт]. – Москва, 1999. – Обновляется в течение суток. – URL: https://tass.ru/nedvizhimost/11028633 (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  4. Крым 24: телеканал, ссылка на выпуск: [сайт]. – Симферополь, 2016. – Обновляется в течение суток. – URL: https://crimea24.tv/content/v-krimu-nachali-proizvodit-yekologichn/ (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  5. ГТРК Волга: youtube, ссылка на выпуск – [сайт]. – Ульяновск, 2014. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZyvWP3owjos&t=3s (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  6. Гольфстрим: благотворительный фонд, ссылка на материал: [сайт]. – Москва, 2011. – Обновляется в течение суток. – URL: https://golfstreamfond.ru/blog/2021/03/26/nash-inklyuzivnyj-teatr-snova-gotovitsya-k-premere/ (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  7. ТАСС: проект «Это Кавказ»: [сайт]. – Москва, 1999. – Обновляется в течение суток. – URL: https://etokavkaz.ru/sdelano-na-kavkaze/klonirovannaya-zemlyanika-pomidory-khalyal-i-arkticheskaya-mechta-chechenskogo-botanika (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  8. Бизнес и общество: журнал, ссылка на материал: [сайт]. – Москва, 1999. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.b-soc.ru/pppublikacii/krivoj-perevod-i-prihramyvayushhaya-loshad-kso/ (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
  9. Бизнес и общество: журнал, ссылка на материал: [сайт]. – Москва, 1999. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.b-soc.ru/pppublikacii/betmenov-rossijskoj-kso-poprosili-na-vyhod/ (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.

Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: