Вот вы ESG-лидер или команда внутренних коммуникаторов, и вам поставлена задача освещать ESG-тематику в вашей компании.
Естественно, всё надо ещё вчера.
Нет ли какого коммуникационного лайфхака, чтобы, не погружаясь в пучины смыслов, быстро выдать на-гора эффективную коммуникацию?
В сжатые сроки, как мы все любим… Чтобы к декабрю отчитаться за коммуникационную кампанию, в марте получить с её учетом годовой бонус – а в мае чтоб уже вручали награду на тематическом конкурсе. Желательно в двойной дозе – и за ESG, и за внутренние коммуникации.
Такой лайфхак, конечно, есть. В общем-то, он прост, как трёхструнная балалайка.
Надо донести до работников, что если не начать срочно соответствовать ESG-критериям, то совсем скоро европейцы будут жёстко нахлобучивать наши экспортные производства при помощи трансграничного «углеродного налога». И тогда не видать условному Петровичу ни повышения заработка, ни премии – а может, и рабочего места.
Если же компания не отправляет товар заморским купцам и брюссельский сборщик податей не страшен, то наши же российские банки скоро не выдадут предприятию кредит, коль производство не соответствует «зелёным» требованиям. И «прилетит» за это, конечно, Петровичу. Опять же или кошелёк похудеет, или стул под ним зашатается (даже если он стоит у станка).
Лайфхак лайфхаком, вот только стратегически на такой коммуникации далеко не уедешь.
История про то, как иноземные регуляторы и российские банки будут на пару дёргать родную промышленность за бубенцы – это так себе мессидж.
Это как управлять сотрудниками при помощи криков и штрафов. Какое-то время будет работать – но потом явно пойдёт вразнос.
Важен и общий контекст. Чтобы там не говорили, но на коллективном Западе повестка, которые мы сейчас называем ESG, а раньше знали под именем «устойчивого развития», прорастала естественным путём, снизу вверх.
Сначала там люди «закрыли» свои первостепенные потребности, и только потом стали всерьёз задумываться о слезинке бабочки – чтобы всё на планете было прекрасно в экологическом и социальном смысле.
В топе ESG-новостей последней пары недель – беды островного государства Тувалу. Тамошний министр встал по колено в воду, обращаясь к климатическому саммиту в Глазго, – чтоб уж точно попасть во все новостные выпуски. Попал. Жаловался, что население вымотано тайфунами и наводнениями.
Но беды и будни тихоокеанских островитян не станут в России темой обсуждения №1 ни на трамвайных остановках, ни в соцсетях, ни на экспертных площадках. Своих проблем хватает.
Люди боятся лишиться работы, их волнует снижение реальных доходов уже который год и многолетнее ярмо ипотеки под высокий процент, беспокоит качество образования и здравоохранения.
Некогда думать не то что об островах Тувалу, но даже о рекордном изменении климата в самой России или о ставших нормой зимних пожарах в тундре.
Хорошо это или плохо, дальновидно или нет – по большому счету, не важно. Такова человеческая природа.
Вряд ли получится обойтись без описанной выше мобилизационной коммуникации по ESG-повестке – всё-таки дело срочное. Однако такой подход, в которой с условным Петровичем не особо-то рассусоливают, несёт приличные риски.
Не будет ли сотрудник, которого вместе с его рабочим местом ЦУРно и ESG-шно прижали к стенке, держать фигу в кармане насчёт всех экологических и социальных инноваций?
Люди не особо любят, когда их ломают через колено. И спускаемая сверху ESG-повестка может восприниматься с негативом даже просто потому, что она спускается сверху.
Да ещё, как уже сейчас понятно, локомотивами продвижения ESG-повестки в России выступают российские банки. А 32 процента россиян в этих самых банках взяло займы или ипотеку – и потому имеют с этими банками свои собственные отношения, далеко не всегда безоблачные. И имеет о банках своё собственное мнение – далеко не всегда комплиментарное.
Перца в ситуацию добавляет и то, что продвижение ESG-повестки в российском обществе – это так-то задача государственного масштаба и потому должна быть также и заботой органов власти. Но у чиновников сейчас своих коммуникационных забот полная тарелка: надо ставить на крыло заваленную информационную кампанию по вакцинации.
В общем, нужна позитивная, долгосрочная версия ESG-повестки.
Для чего придётся вылавливать из бескрайнего моря международной ESG-повестки те элементы, которые живо откликаются в сердцах тех, кто живёт тут, – и отбрасывать те коммуникационные пассажи, которые у среднестатистического россиянина не будут вызывать ничего, кроме аллергии.
А если этого не сделать, то где-нибудь по весне вышеупомянутый в начале Петрович будет посылать одни три буквы (ESG) на другие три буквы.
(продолжение следует)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: