
13 апреля отмечается День мецената и благотворителя. В канун этого праздника публикуем колонку Натальи Романовны Данилиной, посвященную эволюции российской природоохранной благотворительности.
В конце XVII – XVIII веков пушнина была «мягким золотом», основой международной торговли. Огромные природные территории открывали, завоевывали, осваивали. Первые люди, которых, с определенными оговорками, можно отнести к благотворителям, (поскольку они тратили деньги не только на освоение, но и на изучение природы), были купцы и предприниматели – первооткрыватели Дальнего Востока, Камчатки, Приамурья, и, так называемой Русской Америки (начиная с 1725 года, время царствования Петра 1).
Среди них наиболее известны имена Александра Баранова, Григория Шелихова, Николая Резанова (кстати, его имя многим известно по опере «Юнона и Авось»), а также другие первопроходцы – открыватели земель. Отчеты экспедиций, с одной стороны, показывают, как богата была природа, с другой стороны ужасают цифрами добытых зверей. Тысячи, сотни тысяч… Природные запасы хищнически осваивались не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири. Численность зверей, объектов промысла, стремительно падала, часть из них оказалась на грани уничтожения. В Европейской части страны развивалось сельское хозяйство. Здесь распахивались степи и вырубались леса. Исчезали степные сообщества животных и сами степи, становились редкими дубравы…
Катастрофическим обеднением природы, помимо ученых, озаботились предприниматели – образованные, богатые люди. Именно среди них появились первые благотворители. Добрый след оставил потомственный купец Степан Фёдорович Соловьёв, управляющий золотоносными приисками. Он на собственные средства снарядил в 1850-х годах несколько Амурских научных экспедиций, направленных для исследования состояния природы реки Вилюй в Якутии. Знаменитая Сибиряковская Экспедиция возникла в 1888 по частному почину и работала на единоличные средства известного своими щедрыми взносами на просветительные и благотворительные цели ленского золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова. Его волновало, как живут люди в районе его приисков: «вымирает ли туземное население Якутского края или увеличивается в своей численности и – полезное или вредное влияние оказывает на благосостояние населения золотопромышленность».
Еще одной вехой стало создание Императорского русского географического общества (1842), его Сибирского отдела (1851) и Общества изучения Амурского края (1884), которые объединили меценатов, ученых, представителей власти, активных общественных деятелей. Меценаты, вкладывавшие свои средства в работу этих обществ играли важную роль в изучении, а впоследствии, – и проектах сохранения природы. Крупнейшими благотворителями, направлявшими значительные средства на деятельность Общества, были: купец А.В. Голубков, известный табачный фабрикант В.Г. Жуков, С.Ф. Соловьев, семья Сибиряковых и другие.
Отмечу тех, кто сыграл важную роль в закладке основ современной системы заповедников. Это крупные землевладельцы, заповедавшие ценные участки степей или лесов. В частности, – семья графов Шереметевых, чей лес в Борисовском имении графов в Курской губернии (ныне–Борисовский р-н Белгородской обл.) с 1705 года строго охранялся, как «Заказная роща». Этот шаг позволил сохранить единственный участок вековой нагорной дубравы в лесостепи Русской равнины и создать здесь в 1924 году заповедник «Лес на Ворскле» (сейчас «Белогорье»). Особое место в истории заповедного дела занимает Ф. Э. Фальц-Фейн, который 1898 году выделил степные участки в 500 и 120 десятин, где в 1897 году был создан зоопарк и ботанический сад, а в 1898 году — заказник («Естественный музей»). Александр Николаевич Карамзин в 90-х годах ХIХ века в своём имении Полибино в Бугурусланском уезде Самарской губернии выделил 650 га целинной степи и создал первый в России степной резерват.
В те же годы графиня Софья Владимировна Панина учредила в Валуйском уезде Воронежской губернии частный степной заповедник на площади 13 га. В 1914 г. площадь заповедника была увеличена до 55 гектаров.
После 1917 года часть активных деятелей уехала за рубеж, как, например, потомки Шереметевых, Эдуард Фальц-Фейн и другие. Кто-то погиб во время гражданской войны или, как князь Вяземский, создавший природный резерват на 200 га целинной степи, были убиты, а их наследие уничтожено. В советский период, при отсутствии частных земель и капиталов, условия для развития благотворительности практически отсутствовали.
Сегодня, когда природные ресурсы продолжают стремительно истощаться, к сохранению природы призывают многочисленные, принятые мировым сообществом конвенции, хотя, показывает анализ их эффективности, они далеко не всегда помогают. Но есть практические дела, которые дают реальные результаты. Помощь заповедникам оказывает социально и экологически ответственный бизнес, отдельные предприниматели. Традиции российской благотворительности в сфере природы постепенно возрождаются. Все чаще поддержка заповедных территорий становится частью стратегии развития ответственного бизнеса в регионах его присутствия и поддержанные им проекты оказывают существенный вклад как в сохранение природы, так и социальное и экономическое развитие региона. Таким образом, с развитием экологической ответственности бизнеса, благотворительность, направленная на поддержку и развитие заповедных территорий, сохранение природного наследия, получает свое новое, современное дыхание.
В числе примеров партнерских проектов, в которых участвует Фонд «Заповедное посольство» – компании Норникель (волонтерство и создание инфраструктуры), СИБУР (тропы и утилизация мусора), МТС (просветительские уроки), авиакомпании S7, Северсталь (сохранение биоразнообразия, особенно птиц), фонд Владимира Потанина (экологические волонтерские лагеря). Представляется, что залогом эффективности таких проектов является партнерство бизнес-компаний, НКО и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Для Фонда «Заповедное посольство» особое значение имеет комплексный проект, который реализуется на протяжении 3-х лет в партнерстве с компанией JTI. Этот проект по сохранению биоразнообразия, в частности, европейского зубра, по лесовосстановлению и развитию экологического туризма в национальном парке «Смоленское Поозерье». Его лозунг «От создания стратегии развития, к ее практической реализации». Мы надеемся, этот проект станет модельным и будет воплощаться и на других территориях.
Сохранение редких видов животных и растений, восстановление лесов, создание инфраструктуры, которая помогает развивать туризм, не разрушая природу, иные проекты поддержки заповедников и парков– это важные и нужные реалии современного меценатства и благотворительности в природоохранной сфере.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: