Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
2427
Читать: 8 мин.

«Территория острых углов»: исследование Google Cloud выявило массовый гринвошинг

Галина Столярова,
журналист, редактор

По данным исследования, проведенного компанией Harris Poll по заказу Google Cloud, более половины руководителей международных компаний признались в преувеличении или неточном представлении результатов в области устойчивого развития. Какие причины привели к тому, что гринвошинг стал повсеместной практикой от Северной и Латинской Америки до Европы и Ближнего Востока?

Экономическое давление или «зеленое лицемерие»? 

В динамично меняющемся современном деловом ландшафте все больше руководителей осознают важность устойчивого развития для своих организаций. Однако внедрение подобных  инициатив и практик нередко превращается в проблему. Именно таков основной вывод исследования, проведенного компанией Harris Poll по заказу Google Cloud.

В ходе исследования эксперты опросили 1476 руководителей компаний. Как выяснилось, несмотря на то что почти в каждой организации действует как минимум одна программа устойчивого развития, в целом усилия по обеспечению устойчивого развития сокращаются. Руководители компаний признали, что с каждым годом количество программ, которые доходят от амбициозных заявлений до стадии реализации, неуклонно уменьшается. Основной причиной этой тенденции лидеры бизнеса назвали размытость стандартов и отсутствие надежных и понятных практических методологий, а также несовершенство системы государственного управления, дефицит квалифицированных кадров и «зеленое лицемерие».

Отвечая на вопросы социологов, многие руководители не отрицали, что, несмотря на приверженность ценностям устойчивого развития, они преувеличивали – или неточно представляли – свою деятельность в этой области.

Методология 

Исследование, выполненное агентством Harris Poll для Google Cloud, проводилось с 12 по 23 января 2023 года. Были опрошены 1476 руководителей высшего звена компаний из США, Канады, ОАЭ, Сингапура, Тайваня, Японии, Бразилии, Мексики, Швеции, Испании, Германии, Италии, Франции, Таиланда и Нидерландов. Руководители были заняты в следующих секторах: финансовые услуги, розничная торговля, здравоохранение, обрабатывающая промышленность, тяжелое машиностроение, телекоммуникации, разработка высоких технологий, средства массовой информации, индустрия развлечений, логистика.

Давление экономических факторов

Данные исследования свидетельствуют о том, что устойчивое развитие теряет свои позиции в рейтинге приоритетов компаний. Если в 2022 году ESG-повестка находилась для многих компаний на первом месте, то сегодня она опустилась на третью по значимости позицию. Многие руководители указали во время опроса на возрастающее внешнее давление и влияние макроэкономических факторов, которые вынуждают их принимать компромиссные решения. Интересы бизнеса вынуждают их ставить во главу угла увеличение доходов компании и выстраивание эффективных взаимоотношений с клиентами, в то время как тема устойчивого развития превращается в своеобразную «территорию острых углов», которые приходится сглаживать.

Почти половина руководителей (45%) полагает, что нынешний экономический климат сдерживает усилия по обеспечению устойчивого развития, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям в различных регионах. В их числе, например, энергетический кризис в Европе. В результате давления, связанного с экономическими факторами, количество новых программ в сфере устойчивого развития, вступающих в фазу реализации, сократилось на 8% по сравнению с 2022 годом.

Тем не менее почти все организации (96%), представители которых приняли участие в опросе, заявили, что их компании имеют по крайней мере одну программу устойчивого развития, и этот высокий процент остается неизменным с 2022 года.

Данные исследования:

47% компаний выстраивают офисную политику в соответствии с принципами устойчивого развития;

45% компаний планируют сократить потребление энергии / перейти на возобновляемые источники энергии;

44% компаний поддерживают «зеленых» поставщиков;

43% компаний используют при разработке продукта или услуги стандарты устойчивого развития;

42% компаний прилагают усилия, для того чтобы уменьшить углеродный след или компенсировать его последствия;

42% компаний используют программы утилизации отходов;

37% компаний применяют политику устойчивого развития в транспортной сфере;

33% компаний бесплатно предоставляют свои услуги в рамках «зеленых инициатив»;

27%  компаний выделяют финансовые средства на поддержку экологических проектов;

26% компаний имеют волонтерские программы, включающие в себя «зеленые инициативы»;

4% компаний не имеют программ в сфере устойчивого развития;

96% компаний внедрили по крайней мере одну программу в области устойчивого развития.

Ненадежность инструментов оценки

Подавляющее большинство респондентов отметили, что их компаниям сложно измерить свои усилия в области устойчивого развития  и представить обществу объективную картину из-за отсутствия практических инструментов оценки ESG-инициатив. Количество стандартов постоянно растет, однако многие критерии с трудом поддаются оценке, что приводит представителей бизнеса в замешательство и увеличивает коммуникационные риски.

Компании, которые внедрили программы устойчивого развития, сегодня признают, что испытывают трудности с их развитием: не имея внятных критериев для отслеживания прогресса, а также измерения влияния ESG-инициатив на финансовые и иные бизнес-показатели, трудно оценивать свои результаты, корректировать стратегии и двигаться вперед.

72% опрошенных согласились с утверждением, что, несмотря на всеобщие уверения в приверженности ценностям в области устойчивого развития, никто не знает, как на самом деле осуществлять политику в этой сфере. Более того, подобные настроения выросли с 2022 года на  7%.

Почти две трети респондентов (65%) выразили готовность подписаться  под утверждением: «Поскольку в моей организации нет системы оценки инициатив в области устойчивого развития, я не чувствую себя вправе принимать решения или продвигать обязательства в области устойчивого развития».

Четверо из пяти руководителей считают, что когда компании не в состоянии эффективно оценивать усилия в области устойчивого развития, то, рассказывая о своих достижениях в области устойчивого развития, руководители преувеличивают свои результаты.

Почти три четверти руководителей (72%) уверены, что в случае проведения тщательного расследования большинство организаций в их отрасли были бы уличены в гринвошинге. Участникам опроса пришлось посмотреть в глаза и еще более горькой правде. На вопрос об объективности рассуждений их собственных компаний в отношении ESG-повестки 59% руководителей ответили, что либо преувеличивают, либо неточно представляют свою собственную деятельность в области устойчивого развития.

Подавляющее большинство респондентов (83%) убеждены, что гринвошинг должен иметь более суровые последствия. Еще 88% опрошенных заявили, что устойчивое развитие должно на практике стать чем-то большим, чем пиар-ход. Почему же так много организаций готовы рисковать и тонут в гринвошинге, прекрасно осознавая последствия?

Об уровне внутренних противоречий бизнеса убедительно говорит следующая статистика: девять из десяти организаций публично говорят об обязательствах в области устойчивого развития, но только 58% переводят программы в фазу реализации и еще меньше (22%) сопоставляют их с целевыми показателями.

Преувеличения под давлением 

Почти девять из десяти руководителей (85%) констатировали во время опроса, что потребители их продуктов и услуг или клиенты компаний все громче заявляют о том, что предпочитают сотрудничать с устойчивыми брендами. Лидеры бизнеса чувствуют насущную необходимость продемонстрировать инвесторам, клиентам и потребителям своих продуктов и услуг, что они поддерживают их выбор в пользу более экологичных продуктов и готовы активно двигаться в этом направлении.

Пять главных причин, которые усиливают давление на руководителей бизнеса и вынуждают их преувеличивать свои усилия в области устойчивого развития:

– увеличение выручки или прибыли;

– улучшение репутации бренда или общественного мнения;

– привлечение новых клиентов и потребителей;

– привлечение высококвалифицированных специалистов;

– несовершенство инструментов оценки.

До тех пор, пока компании не внедрят инструменты, позволяющие руководителям точно измерять и отслеживать результаты работы,  об искреннем диалоге и качественной коммуникации говорить не приходится. Сегодня налицо серьезный разрыв между растущим числом компаний, заявляющих о приверженности политике устойчивого развития, и их объективными результатами в этой области. Гринвошинг стал массовым явлением.

Конфликт поколений 

Исследователи увидели также и поколенческий разрыв в отношении «зеленых инициатив». Представители более молодых поколений испытали на себе последствия изменения климата, например стихийные бедствия или сокращение биоразнообразия, и

выросли в мире, где изменение климата является признанной проблемой. Когда были заданы вопросы о личной мотивации к усилиям в области устойчивого развития и негативных последствиях «зеленой промывки», среди руководителей обнаружился заметный разрыв между поколениями. Настроения в отношении устойчивого развития в разбивке по поколениям демонстрируют значительные разногласия. Например, 100% респондентов из числа поколения Z заявили о готовности  привязать финансовую компенсацию к целям устойчивого развития. Для сравнения, среди поколения Х таких нашлось уже 73%, а среди бумеров – лишь 64%.

Схожая картина обнаружилась и в разнице отношения к санкциям для нарушителей. С утверждением «Я считаю, что преувеличения действий по обеспечению устойчивого развития должны иметь более суровые последствия» согласились 85% миллениалов и всего 67% бумеров.

Сплочение команды и технологии – ключевые рычаги для достижения прогресса

Лидеры бизнеса демонстрируют готовность преодолеть застой и перейти от деклараций к активным действиям, а также повысить прозрачность отчетности в области устойчивого развития. Рассуждая о прогрессе в сфере устойчивого развития, руководители говорят о важности технологий и операционных инвестиций, а в числе главных препятствий называют высокие финансовые издержки и дефицит инвестиций.

Представители бизнеса хотели бы иметь более совершенные инструменты и методики для отслеживания своего прогресса: 87% респондентов  заявили о том, что хотели бы внедрить более эффективные методы измерения в своих компаниях, чтобы устанавливать более точные целевые показатели и иметь объективные данные о результативности своих действий.

Кроме того, для достижения целей организации в области устойчивого развития необходима сильная команда профессионалов, которая действует согласованно. Очень важна и грамотная структура самого бизнеса. Как показало исследование, многие руководители сталкиваются со сложной внутренней логистикой  процессов, связанных с устойчивым развитием. Семь из десяти руководителей сообщили, что  «в нашей компании стороны, ответственные за принятие решений, связанных с устойчивым развитием, недостаточно включены в деятельность организации».

Очевидно, что в сложившейся ситуации возрастает роль лидера и модели централизованного управления. Руководителю бизнеса жизненно необходимы навыки построения сильной команды. Как отметили участники опроса, для повышения устойчивости организации необходимо множество навыков – от анализа данных до знаний в области устойчивого развития. На данный момент эти потребности далеки от удовлетворения: большинство опрошенных (58%) заявили, что не располагают талантливыми и компетентными сотрудниками, которые могли бы эффективно развивать и продвигать политику устойчивого развития в компании.

Почти девять из десяти руководителей (86%) заявили, что они имеют полномочия вносить изменения в ESG-повестку своих организаций и управлять этими процессами.  Каковы же сегодня настроения и результаты лидеров бизнеса? Исследование зафиксировало следующие результаты:

6% респондентов заявили, что решили пока не заниматься вопросами устойчивого развития;

7% опрошенных заявили о заинтересованности в продолжении политики устойчивого развития, но отметили, что не уверены в результативности своих действий;

2% участников опроса заявили, что вообще не знают, что такое устойчивое развитие;

24% респондентов ответили, что обсудили внутри компании  цели, связанные с устойчивым развитием, и планируют добиваться поставленных задач, но не готовы публично брать на себя какие-либо конкретные обязательства;

10% участников исследования сообщили, что уже достигли своей цели, став компанией с нулевым уровнем выбросов;

20% опрошенных признали, что дали публичное обещание стать организацией с нулевым уровнем выбросов, обозначив конкретные сроки, однако пока отстают от графика;

31% респондентов заявил, что дал публичное обещание стать организацией с нулевым уровнем выбросов к установленному сроку и находится на пути к поставленной цели, действуя строго по плану.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: