КСО становится приоритетным направлением в бизнес-коммуникациях
Ежегодно международное коммуникационное агентство Grayling публикует исследование, посвященное ESG — экологическому, социальному и корпоративному управлению. В опросе участвовали 500 руководителей крупного бизнеса в Европе, по результатам именно направление КСО станет доминирующим в 2021 году.
45% европейских бизнес-лидеров отмечают возрастающую важность ESG после пандемии и в преддверии конференции ООН об изменении климата COP26. Еще 28% наблюдают развитие этого направления в течение последних нескольких лет. 82% респондентов заявляют, что решения, принятые в этом году, будут иметь решающее значение для бизнеса.
Глобальное исследование The New Collectivism: Building Better Business проведено международным коммуникационным агентством Grayling и вводит понятие «коллективной ответственности» как важнейшего инструмента роста бизнеса. Документ анализирует трансформацию подхода «прибыль – главный приоритет» с 70-х и 80-х годов до наших дней, когда компании стали больше осознавать свою социальную роль.
63% руководителей согласны с тем, что бизнес несет коллективную ответственность перед обществом. Из них 94% связывают коммерческую деятельность с социальным благополучием в контексте всей страны, в которой работает компания. 85% отмечают прямую взаимосвязь между КСО и ростом самого бизнеса.
Том Натт, глава отдела корпоративных коммуникации Grayling в Европе: «Результаты исследования подтверждают наши наблюдения – в последнее время бизнес проводит переоценку своей роли в обществе. На то есть три причины: озабоченность проблемами изменения климата и окружающей среды; социальные волнения во всем мире; и тот простой факт, что устойчивый бизнес — это хороший бизнес.
Сказать, что 2020 год стал вызовом для бизнеса, значит ничего не сказать. Любопытно, что пандемия — вопреки ожиданиям — не спровоцировала появление кардинально новых трендов, а скорее придала актуальность уже существующим. Безотлагательность – ключевое понятие, которое прозвучит на конференции COP26 в этом году. Вне всяких сомнений она станет самым важным мероприятием ООН по изменению климата за всю историю».
Что касается внешних коммуникаций, то по результатам исследования для 43% руководителей крупного бизнеса устойчивое развитие будет приоритетом, еще 33% включают информационные кампании о ESG в топ-3 ключевых направлений деятельности.
Однако респонденты предвидят и сложности в процессе коммуникации сюжетов, связанных с экологическим, социальным и корпоративным управлением. 26% считают, что Covid-19 все еще доминирует в новостной повестке; 14% ссылаются на излишнюю политизированность вопроса; 14% отмечают давление со стороны клиентов, потребителей и регуляторов, ожидающих от бизнеса более оперативных решений, чем это реально возможно.
Пандемия отразилась на трендах КСО, усилила те тренды, которые были давно, по сути ускорила их. К примеру, одним из ключевых трендов КСО стала тема экологии. Экологическая повестка легко ложится на стратегию компаний, и общество поощряет экологическое поведение бизнеса.
Милана Валиева, заместитель главы агентства Grayling Россия: «За последние несколько лет мы заметили принципиальный сдвиг в отношении к корпоративной социальной и экологической ответственности в России. Благодаря тому, что новые поколения все больше уделяют внимание осознанному потреблению, действия компаний в области КСО, которые вызывали интерес исключительно у небольшого ряда СМИ про благотворительность, становятся приоритетными в бизнес- и потребительских коммуникациях. Мы считаем, что тренд на PR-поддержку ESG будет в ближайшее время нарастать, догоняя спрос на подобные услуги на западных рынках».
Капитализм с поправкой на совесть: PR-вызов «нового коллективизма»
Спустя полвека после того, как экономист Милтон Фридман заявил, что социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли, мир изменился. Молодое поколение отвергает традиционный капитализм и выбирает бренды с более высокими принципами, чем у акционеров старого образца. Полина Непряхина, директор по стратегическим коммуникациям Grayling, – о том, как мы вернулись к благотворительной эпохе промышленников викторианской Англии, при чем здесь PR и как помочь бизнесу вступить в эру «нового коллективизма»?
В начале 2021 года Grayling провел исследование* среди 500 руководителей бизнесов. Первый вопрос был такой: какова цель существования вашей организации? Почти треть (32%) директоров крупных компаниях ответили так: единственная задача бизнеса – максимизировать прибыль, не нарушая закона. Именно такую точку зрения высказывал Фридман еще в 1970 году. Однако большинство (63%) – наряду с прибылью – отметили, что компании несут коллективную ответственность перед обществом, в котором и с которым работают. Причем чем меньше компания, тем менее значимо для нее получение прибыли как единственная цель бизнеса. Всего 17% владельцев микробизнесов признались, что доход важнее всего.
«Коллективизм» всегда был частью нарративов устойчивого развития, в том числе это отражено в исследовании, но ситуация с Covid-19 создала новые формы коллективизма.
Во многом это поддерживается более активным онлайн-взаимодействием, что открывает новые возможности для расширения доступа в местных сообществах, а локализация, вероятно, станет тенденцией в будущем. Это также влияет на другие концепции устойчивого развития.
Социальная ответственность является одной из наиболее важных тенденций в бизнесе в настоящее время и останется важной составляющей в стратегии для внешних коммуникаций.
Пандемия выявила две ключевые проблемы, которые за пару десятилетий добрались до точки невозврата: финансовое неравенство и состояние окружающей среды. По мере того, как миллениалы карабкаются по служебной лестнице до руководящих должностей, они уже отвергают бизнес-подходы 1980-х годов. В то время стремление заработать как можно больше считалось достоинством (фильм «Уолл-стрит» 1987 года – самая яркая иллюстрация доминирующего тогда подхода ‘greed is good’).По сути, пандемия просто послужила катализатором изменений, назревавших уже давно. К управлению приходит новое поколение лидеров во всем мире, молодежь становится политически активной, климатический кризис набирает обороты – перемены уже налицо. Они находят отражение и в мировой политике – например, в законопроекте по стимулированию экономики президента США Джо Байдена, положившему конец фридманской эпохе невмешательства государства, или в разработке новых мер по борьбе с изменением климата.
Бизнес либо идет в ногу со временем, либо, в конечном итоге, терпит неудачу. Самые первые и самые быстрые выиграют больше других в долгосрочной перспективе. Связи с общественностью тоже должны сыграть роль в формировании новой деловой среды. Специалист по коммуникациям должен заботиться о своей компании таким образом, чтобы привнести в корпоративную культуру понятие инклюзивности – в самом широком смысле слова, на всех уровнях и во всех направлениях деятельности. Вопросы ответственности бизнеса перестали быть просто красивым пунктом для обсуждения на совете директоров или хлестким твитом, за которым ничего не стоит.
Новый коллективизм – это переосмысленный, более справедливый взгляд на капитализм, учитывает социальные, экологические и экономические факторы, и побуждает компании мыслить альтернативно и более прогрессивно. На Западе это прямой ответ на социальные движения, такие как Black Lives Matter, Восстание против вымирания (Extinction Rebellion) и протесты за гендерное равенство. Согласно исследованию Grayling, 14% руководителей ощущают давление со стороны клиентов, потребителей или регуляторов, требующих более быстрых мер, чем это возможно. Этичные компании привлекают больше инвестиций, молодежь стремится работать в этичных компаниях, поэтому теперь быть хорошими – это не только про людей.
Роль специалистов в области коммуникаций, медленно выходящей из пандемии, – в том, чтобы помогать нашим клиентам или компаниям предвидеть изменения. Нам нужно мыслить комплексно – использовать данные, выявлять тенденции, формировать видение, взаимодействовать с целевыми аудиториями. Компании должны брать на себя ответственность – в эпоху социальных сетей спрятаться некуда – добиваться коллективных результатов в долгосрочной перспективе, а не просто сосредотачиваться на краткосрочных бизнес-целях.
По итогам исследования Grayling выяснил, что 2021 год станет поворотным для крупного бизнеса в Европе по линии экологического, социального и корпоративного управления – 75% руководителей назвали ESG главным трендом 2021 года. 45% европейских бизнес-лидеров отмечают возрастающую важность ESG после пандемии и в преддверии Конференции ООН об изменении климата COP26. Еще 28% наблюдают развитие этого направления в течение последних нескольких лет. 82% респондентов заявляют, что решения, принятые в этом году, будут иметь решающее значение для бизнеса.
С точки зрения PR исследование выявило и сложности в процессе коммуникации сюжетов, связанных с экологическим, социальным и корпоративным управлением. 26% считают, что Covid-19 все еще доминирует в новостной повестке; 14% ссылаются на излишнюю политизированность вопроса; 14% отмечают давление со стороны клиентов, потребителей и регуляторов, ожидающих от бизнеса более оперативных решений, чем это реально возможно.
Компаниям важно осознать свой культурный код и контекст, в котором они действуют, а пиарщикам – помочь им рассказать историю бренда так, как ее никогда раньше не рассказывали. Наблюдения Дарвина в равной степени справедливы и для бизнеса – выживают не самые сильные или умные, а те, кто лучше всего адаптируется к изменениям. И эти изменения уже происходят.
*Исследование проведено среди 500 руководителей высшего звена, принимающих решения в международных компаниях: микро (1–9 сотрудников), малых (10–49 сотрудников), средних (50–249 сотрудников) и крупных (более 250 сотрудников). Даты проведения исследования: 3–8 февраля 2021. Исследовательское агентство: Opinium Research.
Полная версия исследования пока доступна на английском языке по ссылке.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: