Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1949
Читать: 7 мин.

КСО становится приоритетным направлением в бизнес-коммуникациях

Светлана Балаян,
эксперт по КСО

Ежегодно международное коммуникационное агентство Grayling публикует исследование, посвященное ESG — экологическому, социальному и корпоративному управлению. В опросе участвовали 500 руководителей крупного бизнеса в Европе, по результатам именно направление КСО станет доминирующим в 2021 году.

45% европейских бизнес-лидеров отмечают возрастающую важность ESG после пандемии и в преддверии конференции ООН об изменении климата COP26. Еще 28% наблюдают развитие этого направления в течение последних нескольких лет. 82% респондентов заявляют, что решения, принятые в этом году, будут иметь решающее значение для бизнеса.

 

Глобальное исследование The New Collectivism: Building Better Business проведено международным коммуникационным агентством Grayling и вводит понятие «коллективной ответственности» как важнейшего инструмента роста бизнеса. Документ анализирует трансформацию подхода «прибыль – главный приоритет» с 70-х и 80-х годов до наших дней, когда компании стали больше осознавать свою социальную роль.

63% руководителей согласны с тем, что бизнес несет коллективную ответственность перед обществом. Из них 94% связывают коммерческую деятельность с социальным благополучием в контексте всей страны, в которой работает компания. 85% отмечают прямую взаимосвязь между КСО и ростом самого бизнеса.

Том Натт, глава отдела корпоративных коммуникации Grayling в Европе: «Результаты исследования подтверждают наши наблюдения – в последнее время бизнес проводит переоценку своей роли в обществе. На то есть три причины: озабоченность проблемами изменения климата и окружающей среды; социальные волнения во всем мире; и тот простой факт, что устойчивый бизнес — это хороший бизнес.

Сказать, что 2020 год стал вызовом для бизнеса, значит ничего не сказать. Любопытно, что пандемия — вопреки ожиданиям — не спровоцировала появление кардинально новых трендов, а скорее придала актуальность уже существующим. Безотлагательность – ключевое понятие, которое прозвучит на конференции COP26 в этом году. Вне всяких сомнений она станет самым важным мероприятием ООН по изменению климата за всю историю».

Что касается внешних коммуникаций, то по результатам исследования для 43% руководителей крупного бизнеса устойчивое развитие будет приоритетом, еще 33% включают информационные кампании о ESG в топ-3 ключевых направлений деятельности.

Однако респонденты предвидят и сложности в процессе коммуникации сюжетов, связанных с экологическим, социальным и корпоративным управлением. 26% считают, что Covid-19 все еще доминирует в новостной повестке; 14% ссылаются на излишнюю политизированность вопроса; 14% отмечают давление со стороны клиентов, потребителей и регуляторов, ожидающих от бизнеса более оперативных решений, чем это реально возможно.

Пандемия отразилась на трендах КСО, усилила те тренды, которые были давно, по сути ускорила их. К примеру, одним из ключевых трендов КСО стала тема экологии. Экологическая повестка легко ложится на стратегию компаний, и общество поощряет экологическое поведение бизнеса.

Милана Валиева, заместитель главы агентства Grayling Россия: «За последние несколько лет мы заметили принципиальный сдвиг в отношении к корпоративной социальной и экологической ответственности в России. Благодаря тому, что новые поколения все больше уделяют внимание осознанному потреблению, действия компаний в области КСО, которые вызывали интерес исключительно у небольшого ряда СМИ про благотворительность, становятся приоритетными в бизнес- и потребительских коммуникациях. Мы считаем, что тренд на PR-поддержку ESG будет в ближайшее время нарастать, догоняя спрос на  подобные услуги на западных рынках».

Капитализм с поправкой на совесть: PR-вызов «нового коллективизма» 

Спустя полвека после того, как экономист Милтон Фридман заявил, что социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли, мир изменился. Молодое поколение отвергает традиционный капитализм и выбирает бренды с более высокими принципами, чем у акционеров старого образца. Полина Непряхина, директор по стратегическим коммуникациям Grayling, – о том, как мы вернулись к благотворительной эпохе промышленников викторианской Англии, при чем здесь PR и как помочь бизнесу вступить в эру «нового коллективизма»? 

В начале 2021 года Grayling провел исследование* среди 500 руководителей бизнесов. Первый вопрос был такой: какова цель существования вашей организации? Почти треть (32%) директоров крупных компаниях ответили так: единственная задача бизнеса – максимизировать прибыль, не нарушая закона. Именно такую точку зрения высказывал Фридман еще в 1970 году. Однако большинство (63%) – наряду с прибылью – отметили, что компании несут коллективную ответственность перед обществом, в котором и с которым работают. Причем чем меньше компания, тем менее значимо для нее получение прибыли как единственная цель бизнеса. Всего 17% владельцев микробизнесов признались, что доход важнее всего.

«Коллективизм» всегда был частью нарративов устойчивого развития, в том числе это отражено в исследовании, но ситуация с Covid-19 создала новые формы коллективизма.

Во многом это поддерживается более активным онлайн-взаимодействием, что открывает новые возможности для расширения доступа в местных сообществах, а локализация, вероятно, станет тенденцией в будущем. Это также влияет на другие концепции устойчивого развития.

Социальная ответственность является одной из наиболее важных тенденций в бизнесе в настоящее время и останется важной составляющей в стратегии для внешних коммуникаций.

Пандемия выявила две ключевые проблемы, которые за пару десятилетий добрались до точки невозврата: финансовое неравенство и состояние окружающей среды. По мере того, как миллениалы карабкаются по служебной лестнице до руководящих должностей, они уже отвергают бизнес-подходы 1980-х годов. В то время стремление заработать как можно больше считалось достоинством (фильм «Уолл-стрит» 1987 года – самая яркая иллюстрация доминирующего тогда подхода ‘greed is good’).По сути, пандемия просто послужила катализатором изменений, назревавших уже давно. К управлению приходит новое поколение лидеров во всем мире, молодежь становится политически активной, климатический кризис набирает обороты – перемены уже налицо. Они находят отражение и в мировой политике – например, в законопроекте по стимулированию экономики президента США Джо Байдена, положившему конец фридманской эпохе невмешательства государства, или в разработке новых мер по борьбе с изменением климата.

Бизнес либо идет в ногу со временем, либо, в конечном итоге, терпит неудачу. Самые первые и самые быстрые выиграют больше других в долгосрочной перспективе. Связи с общественностью тоже должны сыграть роль в формировании новой деловой среды. Специалист по коммуникациям должен заботиться о своей компании таким образом, чтобы привнести в корпоративную культуру понятие инклюзивности – в самом широком смысле слова, на всех уровнях и во всех направлениях деятельности. Вопросы ответственности бизнеса перестали быть просто красивым пунктом для обсуждения на совете директоров или хлестким твитом, за которым ничего не стоит.

Новый коллективизм – это переосмысленный, более справедливый взгляд на капитализм, учитывает социальные, экологические и экономические факторы, и побуждает компании мыслить альтернативно и более прогрессивно. На Западе это прямой ответ на социальные движения, такие как Black Lives Matter, Восстание против вымирания (Extinction Rebellion) и протесты за гендерное равенство. Согласно исследованию Grayling, 14% руководителей ощущают давление со стороны клиентов, потребителей или регуляторов, требующих более быстрых мер, чем это возможно. Этичные компании привлекают больше инвестиций, молодежь стремится работать в этичных компаниях, поэтому теперь быть хорошими – это не только про людей. 

Роль специалистов в области коммуникаций, медленно выходящей из пандемии, – в том, чтобы помогать нашим клиентам или компаниям предвидеть изменения. Нам нужно мыслить комплексно – использовать данные, выявлять тенденции, формировать видение, взаимодействовать с целевыми аудиториями. Компании должны брать на себя ответственность – в эпоху социальных сетей спрятаться некуда – добиваться коллективных результатов в долгосрочной перспективе, а не просто сосредотачиваться на краткосрочных бизнес-целях.

По итогам исследования Grayling выяснил, что 2021 год станет поворотным для крупного бизнеса в Европе по линии экологического, социального и корпоративного управления – 75% руководителей назвали ESG главным трендом 2021 года. 45% европейских бизнес-лидеров отмечают возрастающую важность ESG после пандемии и в преддверии Конференции ООН об изменении климата COP26. Еще 28% наблюдают развитие этого направления в течение последних нескольких лет. 82% респондентов заявляют, что решения, принятые в этом году, будут иметь решающее значение для бизнеса.

С точки зрения PR исследование выявило и сложности в процессе коммуникации сюжетов, связанных с экологическим, социальным и корпоративным управлением. 26% считают, что Covid-19 все еще доминирует в новостной повестке; 14% ссылаются на излишнюю политизированность вопроса; 14% отмечают давление со стороны клиентов, потребителей и регуляторов, ожидающих от бизнеса более оперативных решений, чем это реально возможно.

Компаниям важно осознать свой культурный код и контекст, в котором они действуют, а пиарщикам – помочь им рассказать историю бренда так, как ее никогда раньше не рассказывали. Наблюдения Дарвина в равной степени справедливы и для бизнеса – выживают не самые сильные или умные, а те, кто лучше всего адаптируется к изменениям. И эти изменения уже происходят.

*Исследование проведено среди 500 руководителей высшего звена, принимающих решения в международных компаниях: микро (1–9 сотрудников), малых (10–49 сотрудников), средних (50–249 сотрудников) и крупных (более 250 сотрудников). Даты проведения исследования: 3–8 февраля 2021. Исследовательское агентство: Opinium Research.

Полная версия исследования пока доступна на английском языке по ссылке.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: