НАФИ и Экологический союз узнали отношение россиян к экотоварам
НАФИ и Экологический союз представили результаты нового исследования[2], проведенного среди жителей российских городов-миллионников. Результаты показывают по каким признакам россияне относят товары к экологичным, насколько они информированы о специальной экомаркировке и готовы ли отдавать предпочтение экологичным товарам в будущем.
Проведенные ранее исследования Аналитического центра НАФИ показали, что среди россиян растет готовность покупать экологичные товары, однако треть населения не доверяет производителям и относится к заявлениям об экологичности товаров скептично[1].
Идентификация экотоваров
На сегодняшний день пятая часть жителей крупных городов России (20%) отдает предпочтение экологичным товарам, если цена таких товаров их устраивает.
Чаще всего экологичность товара потребители определяют по составу продукта. Люди изучают данные на этикетке и проверяют, нет ли в составе вредных веществ. Товар без вредных веществ, по мнению 71% опрошенных, является экологичным.
Каждый второй (52%) относит к экотоварам те продукты, на которых есть соответствующий знак – экомаркировка. Чаще всего на такие эмблемы смотрят женщины (55% против 49% мужчин) и россияне, оценивающие свое материальное положение как отличное (58%).
Третьим по степени распространенности критерием отнесения товара к экологичному является его название – есть ли в нем слово «экологичный» или приставка «эко». Данный индикатор берут во внимание 42% участников исследования.
В меньшей степени потребители соотносят экотовары с оформлением упаковки (наличие зеленого цвета, изображения элементов природы и пр. – 23%), а также с самим производителем (насколько это известный бренд и позиционируется ли он как приверженец экологических принципов – 18%).
Экомаркировка: осведомленность и ответственность
Большинство жителей российских городов-миллионников (87%) знают о существовании специальной экологической маркировки товаров и продукции.
68% опрошенных знают и встречали такую маркировку непосредственно на товарах. 19% – знают, но не видели ее на продукции в магазинах.
Среди тех, кто не только наслышан, но и наглядно знаком с экомаркировкой, больше жителей Москвы и Санкт-Петербурга (72% и 76% соответственно). Также осведомленность о маркировке выше среди женщин (70% против 65% мужчин), респондентов с высшим образованием (70%) и квалифицированных специалистов (74%).
Если говорить об узнаваемости конкретных экомаркировок, которые присваиваются аккредитованными на государственном уровне органами по сертификации, то маркировку «Листок жизни» встречали 34% жителей крупных российских городов, а маркировку «Органик» – 58%.
Не знают об экомаркировке 13% жителей российских городов-миллионников. Прежде всего, это жители Нижнего Новгорода, Челябинска (по 26%) и Уфы (23%), мужчины (15% против 11% среди женщин), опрошенные со средним специальным образованием (16%) и низким уровнем дохода (24%).
По мнению большинства потребителей (65%), за тем, какой товар может быть признан экологичным, а какой нет, должно следить государство. 20% опрошенных готовы делегировать эту функцию общественным институтам и НКО, работающим в сфере экологии. Каждый десятый (11%) считает, что производители могут маркировать товары и позиционировать их в качестве экологичных самостоятельно.
Барьеры к покупке экотоваров
Несмотря на то, что сейчас только 20% потребителей ориентируются на экологичность при выборе товара, готовность отдавать предпочтение такой продукции в 3 раза выше. 66% жителей крупных городов заявляют, что при отсутствии барьеров готовы будут в первую очередь покупать товары с экомаркировкой.
По оценкам респондентов, в ТОП-5 факторов, которые сегодня останавливают их от покупки экологичных товаров, входят:
- цена – 40% опрошенных считают, что экотовары стоят дороже аналогов;
- недоверие экомаркировке – 32% считают, что знак экологичности может поставить на свою продукцию любой производитель, не проходя сертификацию;
- недостаточная информированность – 30% заявляют, что на упаковках встречается много разных знаков, в значении которых трудно разобраться;
- недоверие контролю – 28% опрошенных не верят в возможность независимой оценки;
- физическая недоступность таких товаров – 17% считают, что экотовары не продаются в магазинах, которые они посещают.
Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:
«По результатам наших исследований, за последние полтора года мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление и экологическую осознанность россиян. И наличие специальных знаков, подтверждающих экологичность товара, могло бы помочь покупателям сориентироваться в огромном ассортименте товаров и продуктов. В целом уровень осведомленности о специальных знаках, подтверждающих экологичность товаров и продуктов, а также уровень готовности к их покупке довольно высокий среди жителей крупных городов, однако доверие к таким специальным знакам пока остается на низком уровне и служит серьезным барьером к выбору маркированной продукции. Важно уделять больше внимания информированию россиян об официальных знаках экомаркировки товаров и продуктов, а также о механизмах присвоения таких знаков, чтобы повысить к ним доверие. Несомненно, при выполнении данных условий спрос на товары и продукты, имеющие экомаркировку, будет постепенно расти».
Юлия Грачева, директор Экологического союза:
«Надеемся, что это исследование послужит стимулом для дальнейших усилий в развитии экотоваров и экомаркировки в России. На наш взгляд, важно укреплять понимание покупателей, что выбор в пользу экотоваров способствует охране окружающей среды и их собственному здоровью. С помощью экомаркировки компании могут повысить доверие к своим экотоварам и вовлечь больше людей в ответственное потребление и создание экопривычек. Ведь экомаркировка – это строгие экостандарты, прозрачность оценки и широкое экопросвещение.
Хороший показатель узнаваемости экомаркировки «Листок жизни» говорит о том, что люди обращают внимание на наличие независимой экологической оценки у продукта. Мы призываем ответственных производителей и торговые сети работать вместе над тем, чтобы повысить понимание экомаркировки. Сегодня вместе с нами в этом направлении делают шаги «Магнит», «Лента», «Перекресток» и некоторые другие магазины. Работая вместе, мы можем превратить экологическую осознанность покупателей в действия».
Методология: всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет» в мае 2023 года. Опрошены 1500 человек от 18 лет и старше, проживающие в городах с численностью населения более 1 млн. человек. Структура выборки репрезентирует жителей крупных городов РФ по полу, возрасту и городам.
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ – многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 17 лет. Аналитический центр проводит исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе данных НАФИ принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Аналитический центр предлагает конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Экспертиза НАФИ охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Таблица 1. «Какие факторы являются для Вас наиболее важными при покупке различных товаров (и продуктов питания, и непродовольственных товаров), если их стоимость Вас устраивает?», в % от всех опрошенных*
% | |
Дата производства или срок годности | 82 |
Состав | 67 |
Вес или объем товара | 25 |
Место производства (регион, страна) | 23 |
Запах | 20 |
Экологичность | 20 |
Название компании-производителя | 17 |
Знаки качества, сертификаты, эмблемы | 16 |
Затрудняюсь ответить | 2 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 2. «Как Вы думаете, по каким признакам можно отличить экологичный товар от неэкологичного? Экологичный товар – товар, который произведен с заботой о человеке и природе», в % от всех опрошенных*
По составу продукта/товара / отсутствию в составе вредных веществ | 71 |
По наличию специальных эмблем, знаков, которые стоят на упаковке | 52 |
По названию товара (использование приставки “ЭКО”, слова “экологичный” и т.д.) | 42 |
По оформлению упаковки (использование зеленых оттенков изображений природы и т.д.) | 23 |
По производителю (известный, крупный и т.п.) | 18 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 3. «Знаете ли Вы или нет о том, что есть специальные знаки, эмблемы, маркировки экологичности, которые размещаются на упаковке и указывают на то, что продукт или товар является экологичным?», в % от всех опрошенных
% | |
Да, знаю и встречал(-а) продукты/товары с такими знаками | 68 |
Да, знаю, но НЕ встречал(-а) продукты/товары с такими знаками | 19 |
Нет, не знаю о таких специальных знаках, эмблемах | 13 |
Таблица 4. «Как Вы думаете, кто должен определять, на каких товарах и продуктах можно размещать маркировку экологичности, а на каких нет?», в % от всех опрошенных
% | |
Государственные организации | 65 |
Независимые некоммерческие и общественные организации, работающие в сфере экологии | 20 |
Производитель товаров/продуктов | 11 |
Покупатели товаров/продуктов | 3 |
Другое | 1 |
Таблица 5. «Будете ли Вы в будущем отдавать предпочтение товарам, на упаковке которых размещена маркировка экологичности?», в % от всех опрошенных
% | |
Точно буду выбирать такие товары | 12 |
Скорее буду | 54 |
Скорее НЕ буду | 23 |
Точно НЕ буду | 4 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
Таблица 6. «Что Вас останавливает от покупки товаров с экомаркировкой?», в % от всех опрошенных*
% | |
Такие товары наверняка стоят дороже | 40 |
Такой или похожий знак может любой производитель поставить на свою продукцию, не проходя сертификацию | 32 |
Сейчас на упаковках встречается много разных знаков и эмблем, во всех не разобраться | 30 |
Не верю в независимую оценку | 28 |
В тех магазинах, где я обычно покупаю различные товары, вряд ли будут продаваться товары с таким знаком | 17 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа
[1] https://nafi.ru/analytics/tret-rossiyan-skeptichno-otnosyatsya-k-markirovkam-eko-i-soblyudeniyu-biznesom-printsipov-ekologichn/
[2] Всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет» в мае 2023 года. Опрошены 1500 человек от 18 лет и старше, проживающие в городах с численностью населения более 1 млн. человек. Структура выборки репрезентирует жителей крупных городов РФ по полу, возрасту и городам.
Изображение от pch.vector на Freepik
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: