Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

НАФИ и Экологический союз узнали отношение россиян к экотоварам

890
Читать: 7 мин.

НАФИ и Экологический союз представили результаты нового исследования[2], проведенного среди жителей российских городов-миллионников. Результаты показывают по каким признакам россияне относят товары к экологичным, насколько они информированы о специальной экомаркировке и готовы ли отдавать предпочтение экологичным товарам в будущем.

Проведенные ранее исследования Аналитического центра НАФИ показали, что среди россиян растет готовность покупать экологичные товары, однако треть населения не доверяет производителям и относится к заявлениям об экологичности товаров скептично[1].

Идентификация экотоваров

На сегодняшний день пятая часть жителей крупных городов России (20%) отдает предпочтение экологичным товарам, если цена таких товаров их устраивает.

Чаще всего экологичность товара потребители определяют по составу продукта. Люди изучают данные на этикетке и проверяют, нет ли в составе вредных веществ. Товар без вредных веществ, по мнению 71% опрошенных, является экологичным.

Каждый второй (52%) относит к экотоварам те продукты, на которых есть соответствующий знак – экомаркировка. Чаще всего на такие эмблемы смотрят женщины (55% против 49% мужчин) и россияне, оценивающие свое материальное положение как отличное (58%).

Третьим по степени распространенности критерием отнесения товара к экологичному является его название – есть ли в нем слово «экологичный» или приставка «эко». Данный индикатор берут во внимание 42% участников исследования.

В меньшей степени потребители соотносят экотовары с оформлением упаковки (наличие зеленого цвета, изображения элементов природы и пр. – 23%), а также с самим производителем (насколько это известный бренд и позиционируется ли он как приверженец экологических принципов – 18%).

Экомаркировка: осведомленность и ответственность

Большинство жителей российских городов-миллионников (87%) знают о существовании специальной экологической маркировки товаров и продукции.

68% опрошенных знают и встречали такую маркировку непосредственно на товарах. 19% – знают, но не видели ее на продукции в магазинах.

Среди тех, кто не только наслышан, но и наглядно знаком с экомаркировкой, больше жителей Москвы и Санкт-Петербурга (72% и 76% соответственно). Также осведомленность о маркировке выше среди женщин (70% против 65% мужчин), респондентов с высшим образованием (70%) и квалифицированных специалистов (74%).

Если говорить об узнаваемости конкретных экомаркировок, которые присваиваются аккредитованными на государственном уровне органами по сертификации, то маркировку «Листок жизни» встречали 34% жителей крупных российских городов, а маркировку «Органик» – 58%.

Не знают об экомаркировке 13% жителей российских городов-миллионников. Прежде всего, это жители Нижнего Новгорода, Челябинска (по 26%) и Уфы (23%), мужчины (15% против 11% среди женщин), опрошенные со средним специальным образованием (16%) и низким уровнем дохода (24%).

По мнению большинства потребителей (65%), за тем, какой товар может быть признан экологичным, а какой нет, должно следить государство. 20% опрошенных готовы делегировать эту функцию общественным институтам и НКО, работающим в сфере экологии. Каждый десятый (11%) считает, что производители могут маркировать товары и позиционировать их в качестве экологичных самостоятельно.

Барьеры к покупке экотоваров

Несмотря на то, что сейчас только 20% потребителей ориентируются на экологичность при выборе товара, готовность отдавать предпочтение такой продукции в 3 раза выше. 66% жителей крупных городов заявляют, что при отсутствии барьеров готовы будут в первую очередь покупать товары с экомаркировкой.

По оценкам респондентов, в ТОП-5 факторов, которые сегодня останавливают их от покупки экологичных товаров, входят:

  • цена – 40% опрошенных считают, что экотовары стоят дороже аналогов;
  • недоверие экомаркировке – 32% считают, что знак экологичности может поставить на свою продукцию любой производитель, не проходя сертификацию;
  • недостаточная информированность – 30% заявляют, что на упаковках встречается много разных знаков, в значении которых трудно разобраться;
  • недоверие контролю – 28% опрошенных не верят в возможность независимой оценки;
  • физическая недоступность таких товаров – 17% считают, что экотовары не продаются в магазинах, которые они посещают.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:

«По результатам наших исследований, за последние полтора года мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление и экологическую осознанность россиян. И наличие специальных знаков, подтверждающих экологичность товара, могло бы помочь покупателям сориентироваться в огромном ассортименте товаров и продуктов. В целом уровень осведомленности о специальных знаках, подтверждающих экологичность товаров и продуктов, а также уровень готовности к их покупке довольно высокий среди жителей крупных городов, однако доверие к таким специальным знакам пока остается на низком уровне и служит серьезным барьером к выбору маркированной продукции. Важно уделять больше внимания информированию россиян об официальных знаках экомаркировки товаров и продуктов, а также о механизмах присвоения таких знаков, чтобы повысить к ним доверие. Несомненно, при выполнении данных условий спрос на товары и продукты, имеющие экомаркировку, будет постепенно расти».

Юлия Грачева, директор Экологического союза:

«Надеемся, что это исследование послужит стимулом для дальнейших усилий в развитии экотоваров и экомаркировки в России. На наш взгляд, важно укреплять понимание покупателей, что выбор в пользу экотоваров способствует охране окружающей среды и их собственному здоровью. С помощью экомаркировки компании могут повысить доверие к своим экотоварам и вовлечь больше людей в ответственное потребление и создание экопривычек. Ведь экомаркировка – это строгие экостандарты, прозрачность оценки и широкое экопросвещение.

Хороший показатель узнаваемости экомаркировки «Листок жизни» говорит о том, что люди обращают внимание на наличие независимой экологической оценки у продукта. Мы призываем ответственных производителей и торговые сети работать вместе над тем, чтобы повысить понимание экомаркировки.  Сегодня вместе с нами в этом направлении делают шаги «Магнит», «Лента», «Перекресток» и некоторые другие магазины. Работая вместе, мы можем превратить экологическую осознанность покупателей в действия».

 Методология: всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет» в мае 2023 года. Опрошены 1500 человек от 18 лет и старше, проживающие в городах с численностью населения более 1 млн. человек. Структура выборки репрезентирует жителей крупных городов РФ по полу, возрасту и городам.

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ – многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 17 лет. Аналитический центр проводит исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе данных НАФИ принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Аналитический центр предлагает конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Экспертиза НАФИ охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Таблица 1. «Какие факторы являются для Вас наиболее важными при покупке различных товаров (и продуктов питания, и непродовольственных товаров), если их стоимость Вас устраивает?», в % от всех опрошенных*

  %
Дата производства или срок годности 82
Состав 67
Вес или объем товара 25
Место производства (регион, страна) 23
Запах 20
Экологичность 20
Название компании-производителя 17
Знаки качества, сертификаты, эмблемы 16
Затрудняюсь ответить 2

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 2. «Как Вы думаете, по каким признакам можно отличить экологичный товар от неэкологичного? Экологичный товар – товар, который произведен с заботой о человеке и природе», в % от всех опрошенных*

   
По составу продукта/товара / отсутствию в составе вредных веществ 71
По наличию специальных эмблем, знаков, которые стоят на упаковке 52
По названию товара (использование приставки “ЭКО”, слова “экологичный” и т.д.) 42
По оформлению упаковки (использование зеленых оттенков изображений природы и т.д.) 23
По производителю (известный, крупный и т.п.) 18
Затрудняюсь ответить 1

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 3. «Знаете ли Вы или нет о том, что есть специальные знаки, эмблемы, маркировки экологичности, которые размещаются на упаковке и указывают на то, что продукт или товар является экологичным?», в % от всех опрошенных

  %
Да, знаю и встречал(-а) продукты/товары с такими знаками 68
Да, знаю, но НЕ встречал(-а) продукты/товары с такими знаками 19
Нет, не знаю о таких специальных знаках, эмблемах 13

Таблица 4. «Как Вы думаете, кто должен определять, на каких товарах и продуктах можно размещать маркировку экологичности, а на каких нет?», в % от всех опрошенных

  %
Государственные организации 65
Независимые некоммерческие и общественные организации, работающие в сфере экологии 20
Производитель товаров/продуктов 11
Покупатели товаров/продуктов 3
Другое 1

Таблица 5. «Будете ли Вы в будущем отдавать предпочтение товарам, на упаковке которых размещена маркировка экологичности?», в % от всех опрошенных

  %
Точно буду выбирать такие товары 12
Скорее буду 54
Скорее НЕ буду 23
Точно НЕ буду 4
Затрудняюсь ответить 7

 

Таблица 6. «Что Вас останавливает от покупки товаров с экомаркировкой?», в % от всех опрошенных*

  %
Такие товары наверняка стоят дороже 40
Такой или похожий знак может любой производитель поставить на свою продукцию, не проходя сертификацию 32
Сейчас на упаковках встречается много разных знаков и эмблем, во всех не разобраться 30
Не верю в независимую оценку 28
В тех магазинах, где я обычно покупаю различные товары, вряд ли будут продаваться товары с таким знаком 17

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа

[1] https://nafi.ru/analytics/tret-rossiyan-skeptichno-otnosyatsya-k-markirovkam-eko-i-soblyudeniyu-biznesom-printsipov-ekologichn/

[2] Всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет» в мае 2023 года. Опрошены 1500 человек от 18 лет и старше, проживающие в городах с численностью населения более 1 млн. человек. Структура выборки репрезентирует жителей крупных городов РФ по полу, возрасту и городам.  

Изображение от pch.vector на Freepik

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: