
Исследователи выяснили слабые точки проявления НКО в цифровом пространстве
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках всероссийского обследования НКО выяснил, насколько активно некоммерческие организации применяют цифровые технологии в своей деятельности и какие задачи решают с их помощью.
Исследование проходило по четырем направлениям применения новых технологий в НКО: информационное присутствие, внешние коммуникации, цифровая инфраструктура и фандрайзинг.
Информационное присутствие
Понятно, что использование цифровых технологий позволяет некоммерческим организациям своевременно и широко информировать население о результатах своей работы, привлекать волонтеров и благотворителей, содействует их узнаваемости и прозрачности, повышению к ним доверия, дает новые возможности для ведения открытого диалога с обществом. Поэтому, конечно, за последние два года НКО повысили уровень своего присутствия в интернете.
- 93% опрошенных НКО так или иначе оставили свой след в сети, что на 8 п.п. больше, чем в 2021 году (85%).
- Чаще всего они создают свою страницу в социальных сетях (80%) или официальный сайт (61%).
- Значительно выросла популярность мессенджера «Телеграм». Два года назад всего лишь 3% использовали этот способ коммуникации, однако в 2023 году уже каждая четвертая НКО (26%) запустила свой собственный канал. Особенно активно пользуются «Телеграмом» молодые организации, созданные в последние пять лет.
- Около четверти НКО не только стараются обозначить свое присутствие на собственных интернет-площадках, но и следят за тем, чтобы информация о них присутствовала в тематических электронных каталогах, базах и справочниках (27%). Их сотрудники регулярно участвуют в тематических форумах, блогах и сообществах в социальных сетях (25%) или размещают информацию и публикации на тематических сайтах, в электронных изданиях (24%).
- А вот от покупки рекламы в интернете многие НКО решили отказаться: в 2023 году всего 7% респондентов воспользовались такой возможностью, тогда как в 2021 году – 18%.
Внешние коммуникации
Однако мало создать собственный сайт или страницу в соцсетях, необходимо их развивать и вести коммуникацию с потенциальными донорами, благополучателями и другими заинтересованными лицами. Оказалось, что это делают на все.
- Только 67% руководителей НКО отметили, что они занимаются продвижением своей организации в социальных сетях.
- 57% используют сайт как средство коммуникации со своей целевой аудиторией.
- Довольно важным инструментом коммуникаций для НКО стали видеотрансляции на сайте и в социальных сетях: их ведет 27% некоммерческих организаций.
- 17% общаются со своей аудиторией через мобильные приложения.
Цифровая инфраструктура
Кроме того, исследователи выяснили, как цифровые технологии обеспечивают внутренние коммуникации в НКО. В общей сложности 82% опираются на них для внутреннего менеджмента, что на 10 п.п. больше, чем два года назад (72%).
- Лидирующее место здесь снова занимают социальные сети – 69% НКО для организации работы сотрудников или волонтеров используют чаты или группы в социальных сетях.
- В 37% организаций в той или иной степени сформирована инфраструктура электронного офиса, включающая в себя электронный документооборот и отчетность, цифровые подписи.
- 35% для реализации своих проектов используют такие цифровые платформы, как Zoom или Webinar.ru, прочно вошедшие в повседневный обиход в период пандемии.
- По сравнению с 2021 годом НКО стали чаще обращаться к облачным сервисам: как для хранения данных (21% против 14%), так и для совместной работы над документами (17% против 9%).
- А вот специализированные CRM-системы, предназначенные для управления взаимоотношениями с благополучателями и донорами, пока не получили широкого распространения: только 8% опрошенных НКО владеют таким ПО.
Фандрайзинг
Еще одна задача, для решения которой могут использоваться цифровые технологии, – это привлечение денежных средств. Тем не менее даже среди НКО, для которых частные пожертвования являются основным источником финансирования, всего 60% применяли те или иные методы онлайн-фандрайзинга, а среди некоммерческих организаций в целом – лишь каждая третья (32%), что всего на 5 п.п. больше, чем в 2021 году (28%).
- Чаще всего некоммерческие организации собирают деньги через социальные сети (16%) или через кнопку «сделать пожертвование» на сайте (15%).
- 8% НКО делают электронные рассылки с просьбами о пожертвованиях.
- 6% имеют опыт сбора средств на краудфандинговых платформах.
- Любопытно, что, несмотря на возросшую популярность «Телеграма», НКО пока не рассматривают мессенджеры как канал для привлечения финансирования – по сравнению с 2021 годом популярность такого фандрайзинга снизилась с 10% до 5%.
«Во время пандемии многим НКО пришлось обращаться к новым для себя цифровым инструментам из-за необходимости обеспечения удаленной работы, разрушения обычных цепочек взаимодействия, и многие из этих изменений сохранились даже после возвращения к обычному режиму работы. Кроме того, несмотря на то что расширение цифрового инструментария НКО происходит относительно медленно, можно снова отметить положительные сдвиги. Если в период пандемии рост цифровых компетенций наблюдался в первую очередь для тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности и обратились к дополнительным, ранее не задействованным в их работе инструментам, то за последние два года вдвое снизилось число организаций-“аутсайдеров”, вообще не прибегающих к цифровым технологиям: с 10 до 5%. Заметно увеличилась доля НКО, освоивших базовые навыки: например, создать чат для оперативной коммуникации с волонтерами, страницу организации в социальной сети или канал с новостями в “Телеграме”», – отметила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Опираясь на четыре направления применения новых технологий в НКО – информационное присутствие, внешние коммуникации, цифровая инфраструктура и фандрайзинг, – исследовали рассчитали индекс базовых цифровых компетенций НКО, характеризующий широту инструментария некоммерческих организаций (см. Рис.). Его среднее значение составило 2,2 балла из 10 возможных – примерно столько же, сколько в 2021 году (2,1 балла).

Динамика индекса базовых цифровых компетенций НКО. Рис. НИУ ВШЭ
Сравнивая между собой отдельные составляющие индекса, можно отметить, что за последние пять лет НКО стали активнее пользоваться цифровыми технологиями для создания информационного присутствия (значение индекса по этому показателю составило 2 балла в 2019 году, 2,4 балла в 2021 году и 2,9 балла в 2023 году), а также для обеспечения внутренних рабочих процессов (значение индекса по этому показателю составило 1,9 балла в 2019 году, 2,4 балла в 2021 году и 2,7 балла в 2023 году). В то же время осваивать разнообразные методы онлайн-фандрайзинга организации стали даже немного менее успешно (среднее значение снизилось с 0,8 до 0,6), и внешние коммуникации не показывают значительной эволюции со временем (значение индекса по этому показателю составило 2,6 балла в 2019 году, 2,7 балла в 2021 году и 2,5 балла в 2023 году).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: