Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Социальный бизнес, в отличие от традиционного, сосредоточен не столько на извлечении прибыли, сколько на решении тех или иных социальных проблем. Он решает важные для общества задачи. Например, помогает найти работу инвалидам или создает частные школы для трудных подростков. Его поддержка – залог того, что подобные инициативы будут продолжены. О субсидиях и грантах для таких компаний рассказал Михаил Космачев, руководитель дирекции стратегических исследований и анализа фонда «Наше будущее».

Разбираемся в понятиях
Направлений поддержки социального бизнеса сегодня довольно много. Одно из основных – это субсидии. Организация или предприниматель получают деньги из бюджетов разного уровня, но тратить их могут лишь на строго определенные цели: скажем, на компенсацию уже понесенных расходов.

Субсидии выдает только государство через госучреждения. Чего нельзя сказать о грантах: их могут выделять еще и фонды, в том числе и частные. И здесь уже речь идет о средствах, которые можно пустить на развитие своего бизнеса.

Фонды же могут направлять пожертвования на какое-то благое дело или использовать другие инструменты для помощи предприятиям.

Вообще, поддержка государством социального предпринимательства стала возможна после принятия соответствующего закона в 2019 году. С этого момента в Реестре МСП появились компании и предприниматели, имеющие пометку о социальном характере своего бизнеса. С каждым годом их число только растет, и в сентябре 2023 года впервые превысило знаковый рубеж в 10 тысяч.

Гранты или субсидии?

Субсидии для социального бизнеса устанавливаются на уровне региона, который может себе это позволить и, что самое главное, считает такие траты приоритетными. Например, Московская область компенсирует целевые затраты на выкуп и реконструкцию помещений и даже на оплату услуг ЖКХ. В общей сложности социальный бизнес в Подмосковье таким образом может вернуть до 85% расходов, но не более 2 млн рублей.

Гранты распространены несколько шире. Оператором выделения денег выступает Минэкономразвития, а распределяют их его региональные подразделения – профильные министерства, организации и центры «Мой бизнес». Для каждого региона свой лимит, и он же проводит конкурсы, чтобы определить, кто же сможет воспользоваться такой поддержкой. Сейчас социальным предприятиям (а это только субъекты малого и среднего бизнеса) предоставляются гранты в размере до полумиллиона рублей, а в Арктической зоне аж до миллиона. Их можно пустить на оплату до половины всех расходов по проекту.

Но не все так просто. Для получения гранта нужно соответствовать целому ряду условий и собрать пакет документов. Самое главное – соответствовать хотя бы одному из четырех критериев социального предпринимательства:

  • заниматься трудоустройством людей из числа социально уязвимых (инвалидов, пенсионеров, многодетных, малоимущих и т. д.);
  • реализовывать товары для таких граждан;
  • производить эти товары;
  • делать что-то для достижения общественно полезных целей или решения социальных проблем – например, заниматься обучением волонтеров, пропагандой здорового образа жизни, оздоровлением или дополнительным образованием детей.

Важно, чтобы такая деятельность приносила минимум половину доходов, а если речь о работниках, их должно быть хотя бы 50% от общей численности коллектива.

Что касается документов, понадобятся:

  • заявление;
  • сведения о численности и зарплатах сотрудников;
  • справки о доле доходов и полученной прибыли;
  • отчет о социальном воздействии.

Все это подается в региональный департамент или министерство, которые проводят конкурс. Можно сделать это лично, через центры «Мой бизнес» или МФЦ, заказным письмом или электронно с ЭЦП. Кому именно пойдут деньги, предстоит решить конкурсной комиссии.

Плюсы и минусы грантов

Полученные по гранту деньги возвращать не надо, и в этом заключается главный плюс. Что касается минусов – средства все же придется отдать, если что-то пойдет не так: например, предприниматель решить ликвидировать бизнес, или в пакете документов будет чего-то не хватать.

Обязательное условие – компания должна проработать хотя бы еще три года после получения гранта. Кроме того, нужно будет отчитаться, куда же пошли деньги. Потратить их на что-то еще, кроме указанных в конкурсе целей, не получится, в противном случае будет суд. Так, использовать средства можно на аренду и ремонт помещения, покупку оргтехники и ПО, оплату франшизы, подключение к коммунальным сетям. Но нельзя ими оплачивать налоги и кредиты, приобретение земли и транспорта.

Соцзаказ для частных компаний

Говоря о грантах и субсидиях, нельзя не упомянуть еще одно направление поддержки. Сейчас государство делает шаги в сторону разгосударствления социальной сферы и запустило эксперимент по допуску частных поставщиков на рынок соцуслуг.

То есть социальные предприниматели могут получить компенсацию тех расходов, которые они понесли для обслуживания потребителей, которые были направлены органами соцзащиты. Направлений много – от реализации программ школьного туризма до паллиативной помощи.

Главный минус – участие в госзаказе само по себе представляет собой непростую процедуру. Сложности связаны с формированием тарифов, соблюдением графиков отчетности и т.д. Понять это помогают специальные акселераторы, так что было бы желание.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что спектр мер поддержки социального предпринимательства сегодня достаточно широк для того, чтобы компании могли почувствовать себя финансового независимыми. Чем они воспользуются в конечном итоге, зависит от особенностей конкретного проекта. Главное, что и государство в целом, и регионы по отдельности понимают, насколько важны эти проекты, поэтому предлагают и гранты, и субсидии, и другие программы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: