
В бизнес- и общественных кругах России с начала ноября т.г. активно обсуждается новый долгожданный приказ Минэкономики, теперь уже от 1 ноября 2023 года, «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии».
Почему долгожданный? Потому что в РФ, как и во многих странах мира, уже около десяти последних лет постоянно говорят о внедрении в бизнес отчетности по устойчивому развитию (ESG). Такая отчетность у нас в стране использовалась и используется лишь относительно небольшой группой передовых ведущих компаний в международном стандарте GRI (Global Reporting Initiative) – Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития.
Система GRI представляет собой набор положений и документов, подготовленных в результате международных консультаций с участием многочисленных заинтересованных сторон. Указанные документы предназначены для того, чтобы помочь компаниям выявлять, собирать и сообщать эту информацию в ясной и сопоставимой форме с помощью отчетов в области устойчивого развития и раскрытии информации о снижении вредного воздействия на окружающую среду, о социальной ответственности и корпоративном управлении. И исключительно на добровольной основе.
Система отчетности в области устойчивого развития GRI, впервые запущенная в 2000 году, в настоящее время наиболее широко используется транснациональными компаниями, правительствами, малыми и средними предприятиями (МСП), НПО и отраслевыми группами в более чем 90 странах. В 2017 году 63 процента из 100 крупнейших компаний (N100) и 75 процентов из Global Fortune 250 (G250) сообщили о применении системы отчетности GRI. С тех пор количество применяющих стандарт только увеличивается. В России это примерно около 100 крупных нефтегазовых, химических, строительных, металлургических, телекоммуникационных и других компаний.
Напомним, в чем была основная дилемма в России: должна ли нефинансовая отчетность оставаться добровольной и на основе каких стандартов она должна разрабатываться. Эти два принципиальных положения стали предметом активного межсекторного обсуждения в последние десять лет. Обязательный характер такой отчетности мог бы сразу резко увеличить охват и количество подотчетных компаний и организаций, а унификация формы отчетов упростило бы ее восприятие и оценку. Так считали многие специалисты и чиновники, разделяющие административно-принудительный подход.
Но победил все же, к удовлетворению большинства представителей бизнеса и его сторонников в госструктурах и НКО, «рыночный» подход. Из текста Приказа:
«9. По усмотрению организации отчетность об устойчивом развитии может также составляться в соответствии с общепризнанными международными и российскими стандартами по раскрытию информации об устойчивом развитии, которые в наибольшей степени соответствуют сфере деятельности организации и ожиданиям заинтересованных сторон».
Главное – нефинансовая отчетность остается добровольной, и ее форму (стандарт) компания/организация выбирает сама без вмешательства государственных и общественных структур.
Приказ предусматривает перечень из 44 основных показателей результативности, на который рекомендуется ориентироваться в системе нефинансовой отчетности. Они были разработаны на основе стандартов ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) по устойчивому развитию:
«7. Ключевые (базовые) показатели, перечень которых содержится в приложении к Методическим рекомендациям, рассматриваются как минимальный набор показателей результативности, рекомендуемых для включения и раскрытия в отчетах при использовании любых систем отчетности».
«8. Подходы по определению состава и по расчету ключевых (базовых) показателей отчетности об устойчивом развитии изложены в приложении к Методическим рекомендациям».
Этот набор ключевых (базовых) показателей отражает суть российского подхода, какие области считаются наиболее важными с точки зрения бизнеса, государства и некоммерческого профильного сектора для раскрытия в нефинансовой сфере. На наш взгляд, при согласии с данным перечнем показателей, в нем не хватает лишь одного очень важного из них: расходы компании/организации на оплату и премирование ее руководителей – генерального и других директоров, а также председателя и членов совета директоров. Будем надеяться, что постепенно с развитием рыночной экономики в России государство и общественные организации придут к необходимости включения и этого социально значимого показателя в рекомендуемый перечень. Хотя в большинстве развитых стран это уже сейчас обязательный для раскрытия финансовый индикатор.
В новом приказе Минэкономики рекомендует раскрывать показатели нефинансовой отчетности в динамике за ретроспективный период не менее трех лет с начала составления отчетности. Также рекомендуется проводить независимую оценку аудиторами. Компании должны будут публиковать ее на сайте не позднее 30 дней с дня раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Предполагается, что публикация нефинансовой отчетности будет ежегодной и добровольной. Если компания откажется от публикации отчетности, она должна будет в произвольной форме составить мотивированное обоснование соответствующих обстоятельств.
Изображение от freepik
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: