Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Николай Блохин,
эксперт по КСО

Представители США, ЕС и Великобритании заявляют о санкциях; российский рынок падает. Даже если абстрагироваться от наихудших сценариев, новый виток напряженности вызывает понятные опасения. Скажутся ли эти события на распространении ESG-повестки в России?

Я бы ни за что не осмелился выдавать своё мнение за окончательный или единственно возможный ответ. Тем не менее, некоторые соображения всё-таки рискну высказать.

Мы ещё не знаем, каким именно окажется новый пакет санкций на практике, но очень вероятно, что определенный ущерб российским компаниям он причинит. Некоторые проекты понесут урон, другие будут сорваны, третьи придётся отложить. Вполне возможно, что из-за этого пострадают и некоторые ESG-программы и инициативы. То есть в краткосрочной перспективе опасения нельзя считать беспочвенными.

Однако если посмотреть на более длительную перспективу, то можно заметить, что ни один из факторов, побуждающих российские компании и регуляторов уделять внимание ESG-повестке, не перестал действовать.

Во-первых, опыт предыдущих, в том числе ещё более острых внешнеполитических кризисов, показывает, что наши государственные деятели и чиновники продолжают высоко ценить членство в разнообразных международных организациях, участие в многочисленных форумах и сетях, говоря короче – включенность в структуры международного сообщества.

Во-вторых, крупнейшие российские компании всё равно включены в глобальные рынки – и совершенно не хотят лишаться этого доступа.

В-третьих, российские потребители, даже испытывая неприязнь к Западу, всё равно тянутся к западным стандартам в образе жизни, а российские интеллектуалы – работают с западными идеями.

Само собой разумеется, что «Запад», упомянутый в предыдущей фразе – это не географическое понятие. Например, то обстоятельство, что Япония является частью этого «Запада», а КНР – (ещё?) нет, объясняется не географией, а историей и устройством политических систем.

Совместного действия вышеперечисленных факторов достаточно, чтобы западные стандарты ведения бизнеса (в том числе внимание к ESG-факторам) продолжили в какой-то форме внедряться и в России.

Впрочем, нельзя упускать из виду ещё одну сложность. В России есть немало людей, которые ESG-повестку воспринимают исключительно как «хайп и блажь», бессмысленные этикетные нормы, продвигаемые извне и сверху. Они могут сделать вывод, что очередной всплеск напряженности в отношениях с США и ЕС даёт им возможность ещё на несколько лет отложить освоение этой тематики. А тем временем – думают они – Запад и сам переменится, позабудет о своём увлечении ESG.

Тем не менее, эти люди ошибаются. Внимание к ESG-факторам – это не сиюминутная мода и не политика, обусловленная только лишь сегодняшней ситуацией. Нравится нам это или нет, ESG-повестка произрастает из фундаментальных культурных установок.

Конечно, Запад и страны, тесно с ним связанные (в том числе, кстати говоря, и Россия) за последнее столетие привыкли к серьезным трансформациям культуры, когда нормы, ещё недавно бывшие общепринятыми, быстро теряли авторитет и переставали соблюдаться. Но именно на фоне девальвации традиций и норм, унаследованных от прошлого, на первый план выдвигается ценность, которую практически никто не оспаривает – качество жизни. События последних лет ярко продемонстрировали, что под качеством жизни большинство населения (в западных странах, но не только там) в первую очередь понимает «защищенность», а уже затем эмоциональное благополучие, материальное благосостояние, самовыражение и т.д. В данном случае не играет роли, что чем более всеобъемлющей «защищенности» жаждут люди, тем менее вероятно, что они её в действительности достигнут. Даже неясные и проблематичные ожидания населения и «общественности» – это фактор, с которым ни политики, ни бизнес не могут не считаться.

На практике это означает, что любая компания, желающая иметь «социальную лицензию» на свою деятельность, должна быть готова в любой момент ярко и убедительно продемонстрировать своё стремление содействовать защищенности и благополучию тех сообществ, где она работает. Речь идёт об умении продемонстрировать не только вклад в благополучие (как своих потребителей, так и более широких групп населения), но ещё и работу вместе с заинтересованными сторонами над уменьшением своих негативных экстерналий. Или же работу над уменьшением того, что окружающие воспринимают как негативные экстерналии, создаваемые этой компанией…

Терминология при этом может меняться, отдельные концептуальные детали могут оспариваться или уточняться. Но суть дела, которую сегодня называют ESG-повесткой, а завтра могут ещё как-нибудь переименовать, никуда не исчезнет. Именно в такой реальности предстоит существовать и работать не только западным, но и российским компаниям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: