
Ровно полвека назад, в феврале 1972 года (ну, ладно, если точно, то 51 год назад) обложка самого популярного советского юмористического журнала «Крокодил» вышла с такой вот карикатурой.
Подсобный рабочий катит тяжеленную тачку с кирпичами, а на мужика ещё и повесили здоровенную упряжь с антенной и телевизором. Через навьюченное (хайтековское по тем временам) оборудование невидимый диспетчер раздаёт указания.
Раз уж главное сатирическое издание Советского Союза выносит что-то на свою обложку, то это должно быть как минимум сильно забавное!
Однако современный читатель уныло пожмёт плечами: а в чем юмор-то? Довольно заурядная для нынешней реальности сценка.
Десятки тысяч курьеров на улицах российских городов прямо сейчас доставляют груз из точки А в точку Б, следуя сыпящимся инструкциям с экрана. Тысячи сотрудников огромных логистических центров OZON, Wildberries и иже с ними двигают туда-сюда паллеты и коробки под острым взглядом электронных глаз.
Разве что гаджеты стали поменьше габаритами и полегче, чем были в 1972 году.
По всему миру всё то же самое. Правда, в Соединенных Штатах склады пошире, а в Китае электронный цербер построже.
Ещё полвека назад будущее мыслилось как время, когда технологии освободят-таки человека от физического труда, и хомо сапиенс сможет привольно отдаться творчеству.
Тащить мускульный труд человека в светлое грядущее казалось таким же анахронизмом, как забивать гвозди микроскопом. Варианты будущего, где тянущему тачку работнику электроника не помогает, а даёт пинка, выглядели как весёлая шутка.
А сейчас не очень смешно.
Ведь происходящее с мускульным трудом — это не какой-то случайный «сбой в программе», а по-своему логичное развитие событий.
Машины сделали ненужными миллионы рабочих мест (например, в промышленности), которые раньше заполнялись квалифицированными сотрудниками.
Транспортировка убыстрилась и подешевела. Большие шустрые самолёты привозят из дальних стран сотни тысяч мигрантов.
Раньше толпы немотивированных малооплачиваемых работяг было трудно контролировать. Но людей заставили монотонно двигать руками и ногами с большей эффективностью, когда над ними поставили электронного надзирателя.
В результате работники снова превратились в своего рода «мускульную нефть», недорогую и с хорошим КПД.
Буквально неделю назад бастовали складские служащие американского Amazon. Жаловались в том числе, что им «закручивают гайки» надзирающие за ними алгоритмы. Даже до туалета не всегда есть время добежать.
В Китае система «Дисанжиян» (DiSanZhiYan) — «Третий глаз» тщательно следит за сотрудниками на рабочих местах в крупных компаниях. Ее алгоритмы постоянно анализируют трафик на всех рабочих устройствах и решают, кого нужно поощрить, а кого — уволить. Секундная переписка в чате или просмотр короткого видео многим стоила зарплаты, а кому-то — работы. И вишенкой на торте — таймер в туалете.
Возможно, скоро станет совсем грустно.
Искусственный интеллект и нейросети идут во всё новые и новые сферы.
Уже полгода, как нейросеть Midjourney за секунды выдаёт на-гора четыре вполне годных варианта любой картинки, стоит лишь вбить в строчку короткое описание будущего шедевра.
Нейронная «сетка» ChatGPT вообще трудится не покладая рук. Может что угодно — сдать экзамены, сделать любую работу и даже денег заработать. Вчера была новость, как выпускник РГГУ защитил написанный ChatGPT диплом.
Так что не исключено, что мы все окажемся в будущем, где заниматься творчеством будет как раз искусственный интеллект, а люди будут драться за право таскать тележку с кирпичами.
Такие вот размышления у старой карикатуры.
Кстати, подписывайтесь на мой телеграмм-канал #заметки_ESG-начальника. Там вас не будут грузить кирпичами ненужной информации, а невидимый электронный диспетчер не будет ничего шептать вам в ухо (ну, разве что самую малость).
Иллюстрация предоставлена автором
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: