Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Марат Файрушин,
директор коммуникативного агентства "ABCCOM"

Поиск правильных подходов к проблемам ESG и наиболее верного формата нефинансовой отчетности – вот основные темы прошедшей конференции «Нефинансовая отчетность», которая была организована информационным агентством «AK&M» с участием ПАО «Норникель» и компанией «Горизонт». Как предисловие к теме состоявшейся конференции можно отметить выступление Андрея Якушина из Банка России и его основной тезис: «Компании еще не пришли к общему пониманию как раскрывать информацию об устойчивом развитии».

В большинстве нефинансовых отчетах лидируют и лучше всего раскрываются данные, касающиеся корпоративного управления. За ними уже следуют буквы E и S. Практически нет единого формата нефинансовой отчетности. Проблема стандартизации нефинансовой отчетности является сейчас наиболее востребованной всеми основными стейкхолдерами концепции и политики ESG. Рейтинговые агентства, государственные органы и деловые объединения больше всего в этом заинтересованы.

В нынешней реальности тема стандартизации нефинансовой отчетности становится более актуальной, так как санкционные тенденции накладывают или вынуждают искать новые форматы раскрытия существенной информации для деятельности компании. Никогда ранее, как отмечают некоторые представители рейтинговых агентств, не было. От компаний поступают запросы на снижение требований по раскрытию существенной публичной информации. Более того, Владимир Горчаков (агентство АКРА) заметил, что некоторые компании готовы предоставлять существенную информацию в рамках подписания NDA соглашений. Рейтинговые агентства в рамках существующей ситуации стараются менять свои критерии и методологии оценки. Владимир Горчаков правильно обратил внимание, что оценку деятельности компании и ее нефинансовой отчетности порой невозможно сделать без «привязки» к международной практике. В России пока нет аналогов деятельности и формата нефинансовой отчетности таких компаний как ПАО «Россети» или корпорации «Росатом». Для качественно оценки нефинансовой отчетности компаний нужно изучать практику международных компаний. Здесь важное значение, по его мнению, играют в настоящее время интервью с ключевыми менеджерами компаний как новый способ анализа деятельности компаний.

Даже в нынешних реалиях, как отметила Никитина Ирина из Национального рейтингового агентства, есть спрос на рейтинги. Для качественного составления рейтинговой шкалы нужно принимать во внимания многие факторы, которые непосредственно влияют как на саму методологию подхода, так и на результат: стандарты, ГОСТы и само законодательство.

Сейчас возникает самый важный вопрос: для кого составляются нефинансовые отчеты компаний и выставляются рейтинги в таких условиях? Кто истинный потребитель?

Как отметили некоторые участники: часто корпоративная отчетность компаний затрагивает и раскрывает общую картину деятельности компании в рамках политики устойчивого развития, но это не всегда соотносится с требованиями, например, региональных властей. Часто губернатор той или иной области просит предоставить ESG-отчетность, которая раскрывает деятельность компании в конкретном регионе.

В этом контексте интересно было бы увидеть данные исследования 60 источников (компаний) и интервью с менеджерами, которые провел Центр развития филантропия, Бизнес и Общество совместно со Светланой Герасимовой, партнером, руководителем проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития «школы КСО и устойчивого развития). Исследование затронуло наиболее существенные подходы к формированию нефинансовой отчетности компаниями.

Нужно отметить, что некоторые участники выступают за «суверенный» подход к проблематике ESG и форматам нефинансовой отчетности, считая, что в настоящее время «устойчивости» не будет, а нужно «приспособиться» к той реальности, которая есть. Даже появился и был высказан российский аналог аббревиатуры ESG – «ЭКГ». Если правильно этот термин был услышано автором блога – экология, компания(корпорация), государство.

Но большинство выступающих все же уверены в том, что мы не должны «закрываться» – что бы то ни было за окном. Нужно продолжать изучать международные практики нефинансовой отчетности, направить фокус на изучение и взаимодействие с практиками в ЮВА и на Востоке.

Наибольшие проблемы в правильном формировании нефинансовой отчетности и данных вызывают методики и методология сбора и анализа данных, которые касаются экологии. До сих пор нет достоверных методик подсчета некоторых существенных данных. По данным, Евгения Шварца (руководитель Центра ответственного природопользования института географии РАН), в год компании выпускают примерно 300 отчетов в рамках стратегии углеродного развития. Из них проходит «аттестацию» или заверяется менее 100 отчетов. Здесь вновь можно вспомнить статью А.Костина в журнале «Бизнес и общество» о проблемах достоверности нефинансовой отчетности

Например, как отметил Сергей Егоршев (ППК «Российский экологический оператор»): «До сих пор нет методики подсчета количества парниковых газов». Но самое главное. Как отметили представители рейтинговых агентств, важно, чтобы у компании была не только экологическая политика, но сама нефинансовая отчетность демонстрировала реальную динамику реализации экологических программ.

Одним словом, как в известном фильме «Игра в имитацию». Нужно перебрать очень много вариантов, но найти наиболее правильный стандарт-вариант единого подхода не только к формату составления нефинансовой отчетности, но к самому формату концепции ESG. Главное, чтобы это принесло пользу всем заинтересованным стейкхолдерам, и в первую очередь людям.

Фото Freepik  и автора

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: