Олег Базалеев в блоге БиО недавно написал свой комментарий на тему «Полезные идиоты для гринвошинга» — именно так британская газета «Гардиан» написала про английскую рок-группу, которая решила «хайпануть» на биотопливе. Хотя, кто и как решил на этой теме хайпануть, еще вопрос: в статье критике подвергается как раз финская компания Neste за неэтичное использование рок-группы Coldplay.
На похожие девиации использования повестки УР и ESG указывают эксперты НИУ ВШЭ, которые изучили отчеты об устойчивом развитии 25 крупнейших российских компаний из различных отраслей («Газпром», «Лукойл», Сбербанк, АФК «Система», ВТБ, «Норникель», «Магнит» и ряда других), и «выделили несколько типовых видов так называемого импактвошинга — имитации реализации экологической или социальной миссии». Свой комментарий об этой проблеме я уже высказал на платформе БиО.
Вопрос в другом: как избежать или «вывести на чистую воду» все эти грин- и импактвошинги? Да и вообще, как различить эти манипуляции на зеленой и устойчивой повестке? Как противодействовать всем этим «умельцам»?
Этот вопрос непростой и актуальный для всех стран, включая Россию. На наш взгляд, здесь два очевидных пути: репутация НКО и экспертов по УР/ESG и использование так называемых общественных диалогов по разработке и обсуждению готовых отчетов компаний по УР и ESG (желательно на основе всемирно признанного стандарта АА1000SES).
Репутация НКО и экспертов по УР/ESG, которые разоблачают или критикуют компании по неэтичному использованию данной тематики, это, конечно, необходимое условие, иначе их мнение воспринимается как «заказуха». Но намного важнее публичные обсуждения и «разоблачения» фейковых примеров «зелёного» или социально ответственного поведения компаний и связанных с ними «дружественных» НКО.
Исходя из собственного опыта проведения таких общественных диалогов компаний, могу засвидетельствовать их высокую эффективность и полезность, как для самих компаний, так и для заинтересованной общественности (стейкхолдеров). Только здесь очень важны два условия.
Первое, приглашение для участия в диалогах представителей любых заинтересованных сторон, а не по специальному списку компании. Т.е. диалоги должны быть открытыми и публичными, чтобы любой грин- и импактвошинг мог быть принародно разоблачен и обсужден. Очень часто, и я тому свидетель, такая критика на диалогах становится конструктивной, и компании корректируют, иногда серьезно и принципиально, содержание своих отчетов по УР и ESG. Второе, не менее важное, на эти диалоги должны приглашаться представители СМИ, федеральных и местных. В этом гарантия того, что компания десять раз остережется презентовать какую-то неточную или фейковую информацию.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: