Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
Экология
1583
Читать: 8 мин.

“Зеленый офис” по-украински

Инвестгазета

Собственник концерна «Галнафтогаз» Виталий Антонов (контролирует сеть заправок «OKKO») замахнулся, казалось бы, на невозможное — превратить торгующую нефтепродуктами компанию в «зеленую». Для этого он в 2008 году поставил свою подпись под декларацией «Go green! Прямуй на зелене», инициированной Представительством Глобального договора ООН в Украине. С этого момента на каждом этаже центрального офиса компании начали тщательно следить за использованием бумаги, света и воды, а на заправках внедрили практику раздельной сортировки мусора. Через год в компании «Киевстар» обнаружили, что только письма со счетами для контрактных клиентов требуют 72 тонны бумаги ежегодно, что стало аргументированным поводом полностью отказаться от бумажных счетов.

За последние три-четыре года практика так называемого «зеленого» офиса в украинских компаниях стала распространенным явлением, однако не всегда она действительно является эффективной. Например, если одни компании воплощают в жизнь программу по полному отказу от использования бумаги и переходу на электронный документооборот, то в других «зеленых» компаниях, наоборот, хвалятся тем, что издают внутрикорпоративные издания, посвященные экологии. Дальнейшая эффективность данной программы всецело зависит от определения более четких критериев и обязательств участников соглашения. В противном случае это будет лишь очередной инструмент для пиарщиков в деле построения хорошей «зеленой» репутации своей компании.

Офисный вариант

Бытует мнение, что экологическая ответственность предприятия требует серьезных капитальных инвестиций. Это действительно так в случае, когда речь идет о модернизации производства. Но в остальном эко-менеджмент может осуществляться и без капитальных инвестиций, и даже экономить ресурсы компании.

Поэтому украинский бизнес часто применяет в своих репутационных целях практику «зеленого» офиса. Она предполагает более рациональное использование ресурсов компании, энергии, отходов. Как отмечают составители исследования «Зеленый офис: с заботой об окружающей среде, с выгодой для бизнеса» ПРООН в Украине, обязательства компании в рамках «зеленого» офиса не всегда требуют больших затрат времени и ресурсов, а зачастую даже могут помочь сэкономить. Философией «зеленого» офиса может воспользоваться любая компания, вне зависимости от масштаба бизнеса, сферы экономики или финансового состояния. И хотя объем сэкономленных ресурсов в небольшой организации офисного типа может показаться несущественным, включение этих принципов в корпоративную культуру компании помогает достичь главной цели — изменить отношение сотрудников и бизнеса в целом к охране окружающей среды.

«Мы не тратим попусту электро­энергию, выключаем свет, когда покидаем помещения. Сотрудники сами сознательно следят за этим. Это воспитание, что наиболее важно», — считают в компании GlobalLogic Ukraine. В этой компании есть велопарковка и душ, что способствует принятию сотрудниками элементов «зеленой» культуры. О важности поддержки эко-стратегии персоналом говорят и в компании Comfy. «Необходимо привлекать сотрудников к добровольному участию в эко-инициативах компании. Главное и самое сложное — это зажечь своей идеей, мотивировать команду с удовольствием присоединяться к «зеленому» движению, а не потому, что «так надо», — считает Ольга Роенко, менеджер по коммуникациям сети бытовой техники и электроники Comfy.

Весомость репутации

«Экологическая ответственность компании — это прежде всего признание проблемы загрязнения окружающей среды. И того, что так или иначе промышленность наносит вред окружающей среде», — считают в компании Дмитрия Фирташа Group DF. Компания разработала целостную систему снижения вредных выбросов на производстве. Она состоит из энергетического и экологического аудита (процедур оценки вредных выбросов), непосредственных мер по сокращению затрат энергии, внедрению экологически эффективных технологий производства продукции. «После окончательной структуризации группы мы планируем публиковать регулярные отчеты об экологической ответственности предприятий за период. По нашему мнению, открытость экологической политики компании является наилучшим источником получения доверия людей», — рассказывает управляющий директор Group DF Роберт Шетлер-Джонс.

Экологическая ответственность «Киевстара» сфокусирована в трех направлениях. Во-первых на увеличении энергоэффективности в работе оборудования сети и уменьшении выбросов СО2. Во-вторых, на практике «зеленый» офис и сокращении потребления природных ресурсов. И в-третьих, на разработке тех продуктов и услуг, которые помогут клиентам быть более дружественными к окружающей среде. Такой услугой, к примеру, является специальная разработка для малого и среднего бизнеса «Факс на Email». «Программа экологической ответственности компании «Киевстар» является частью нашей стратегии корпоративной социальной ответственности», — подчеркивает менеджер программ социальной ответственности компании Алина Нишкур.

Как правило, в структуре крупных компаний утверждается специальная инфраструктура, которая отвечает за реализацию эко-задач. Нередко данное направление не выделяется отдельно и входит в инфраструктуру КСО компании. «В группе компаний «НИКО» на каждом предприятии за экологическую ответственность отвечает один сотрудник этого предприятия, который подчиняется директору. Также в управляющей компании группы — концерне «НИКО» — есть подразделение, отвечающее за КСО всей группы, в том числе за ее экологическую составляющую», — рассказывает Алена Мацибох, глава ВБФ «Крона» группы компаний «НИКО».

В последнюю очередь

По данным исследования «Корпоративная социальная ответственность 2005-2010: состояние и перспектива развития», проведенного Центром «Развитие КСО», экологическая репутация пока среди украинских предприятий не особо востребована. По результатам опроса выяснилось, что половина отечественных компаний (50,1%) не осуществляют мероприятий по охране окружающей среды (см. таблицу «Экологическая ответственность»). А на предприятиях, которые придерживаются экологической ответственности, наиболее распространенными в 2010 году были практики внедрения энергосберегающих технологий и программы сортировки и утилизации отходов. Следует отметить, что доля таких предприятий даже снизилась по сравнению с 2005 годом в полтора раза.

Наиболее распространенными практиками продолжают оставаться мероприятия по защите водных, лесных и других природных ресурсов, а также меры по уменьшению выбросов в окружающую среду. Однако доля предприятий, которые это внедряют, по сравнению с 2005 годом сократилась в пять раз. Так, мероприятия по уменьшению выбросов в окружающую среду шесть лет назад внедряли 35,4% компаний, в 2010-м — 8,5%, защиту природных ресурсов — 25,6% и 7,9% предприятий соответственно.

«Уменьшение доли предприятий, внедряющих те или иные мероприятия по экологической ответственности, обусловлено, на наш взгляд, тем, что их осуществление требует инвестирования немалых средств в модернизацию технологий и оборудования», — комментирует Марина Сапрыкина, руководитель Центра «Развитие КСО». В силу же финансового кризиса у большинства из них таких средств попросту не было. По словам эксперта, крупные и средние компании чаще, чем малые, принимают меры по уменьшению выбросов в окружающую среду, внедряют энерго­сберегающие технологии. Программы внедрения «зеленого» офиса, наоборот, больше характерны не только для компаний с численностью работающих более 500 человек, но и для малых предприятий.

В региональном разрезе компании Донецкой области продемонстрировали самую высокую активность по осуществлению разнообразных мероприятий экологической ответственности. Наибольшая часть компаний, внедряющих программы «зеленого» офиса, расположена в Днепропетровской области.

«Киевстар»  только на письма со счетами для контрактных клиентов тратил 72 тонны бумаги ежегодно

Развитие эко-менеджмента — это требования природоохранного законодательства, в особенности относительно вредных производств и их влияния на окружающую среду. Следует отметить, что подобные требования все больше коррелируют с требованиями международной природоохранной системы. С другой стороны, выход украинских компаний на международные рынки требует соблюдения определенных критериев и стандартов, в значительной мере экологических. Для повышения конкурентоспособности своего бизнеса на международных рынках украинские игроки должны соответствовать принятым на мировых рынках нормам.

Пионером в данном процессе пока является крупный бизнес. «Деятельность компании ДТЭК связана с производственными циклами, которые оказывают существенное воздействие на окружающую среду. Экологический баланс является необходимым условием для развития нашего бизнеса, повышения его конкурентоспособности на европейском энергетическом рынке, выполнения обязательств в области корпоративной социальной ответственности. Присоединение Украины к договору о создании Энергетического сообщества в начале 2011 года требует от промышленных предприятий выполнения самых прогрессивных экологических норм. Все эти факторы стимулируют компанию уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды», — рассказывает директор по промышленной и экологической безопасности ДТЭК Дмитрий Тихий. Для решения задачи сокращения выбросов в компании реализуется долгосрочная инвестиционная программа, направленная на приведение экологических характеристик предприятий в соответствие с положениями соответствующей европейской директивы.

Внедрение систем эко-менеджмента в украинских компаниях в обязательном порядке учитывает и требования Международного стандарта ISO 14000 и 14001. «По состоянию на конец 2010 года сертификаты соответствия имеют все наши рудные активы, два металлургических завода (ОАО «ХТЗ» и ОАО «ЕМЗ»), а также ООО «НПО «Инкор и Ко», — рассказывают в холдинге «Метинвест». Программу экологической ответственности в «Киевстаре» разрабатывают с 2008-го, а в 2009 году мобильный оператор принял внутренний документ — «Положение об охране окружающей среды», которое регламентирует деятельность компании по вопросам экологии. В соответствии с Положением, в «Киевстаре» внедрена Система экологического управления, учитывающая требования международных стандартов.

В компании «Оболонь» внедрена система экологического менеджмента, которая каждый год проходит независимую аудиторскую проверку. Как отмечает Александр Глусь, президент компании Nemiroff, сегодня, как и в 2007 году, не существует национального стандарта относительно менеджмента окружающей среды, поэтому было принято решение добровольно разработать такую систему менеджмента. Эко-сертификация имеет важное значение и для игроков отельного бизнеса. В Rezidor Hotel Group, одним из брендов которой является бренд «Радиссон Блу», отметили, что активно работают над увеличением количества эко-сертифицированных отелей. На данном этапе их уже более половины. В частности, Radisson Blu Hotel (Kyiv) в этом году стал первым в Украине отелем, получившим международный эко-сертификат Green Key, рассказали в компании.

Еще один немаловажный фактор внедрения эко-менеджмента — расширение списка украинских участников-подписантов Глобального договора ООН (на сегодняшний день его подписали 149 национальных компаний). Три из десяти пунктов соглашения посвящены теме окружающей среды. Так, согласно договору, деловые круги должны выступать с инициативами, направленными на повышение ответственности за состояние окружающей среды, а также содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий. В 2008 году, например, представительством ООН в Украине была реализована инициатива «Go green! Прямуй на зелене», которая вовлекла в эко-менеджмент значительное число игроков корпоративного сектора.

«Незеленый» офис более затратный

Эксплуатация некоторых видов офисной техники превышает ее цену при покупке. Например, большой лазерный ксерокс стоимостью 20 тыс. грн. на протяжении семи лет потребляет электроэнергии на 7,5 тыс. грн., бумаги на 120 тыс. грн. и тонера на 75 тыс. грн. При этом количество СО2, выброшенного в атмосферу от производства электроэнергии и утилизации бумаги, превышает 80 тонн.

Источник

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: