Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
3361
Читать: 14 мин.

«Рейтинги УР – это оценка всех сторон жизни региона»

Недавно «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ» представило третий выпуск рэнкинга устойчивого развития регионов России за 2022 год. Как и для чего проводилась эта работа, какие результаты продемонстрировал рэнкинг? Об этом мы попросили рассказать генерального директора ООО «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ», к.э.н. Елену Долгих.

 – Ваше агентство занимается составлением рейтингов и рэнкингов УР с 2012 года.  Какова его миссия? Какие еще задачи вы решаете?  

Миссия агентства реализация проектов в области УР для повышения устойчивости, инвестиционной привлекательности городов, регионов, компаний, повышения качества жизни населения в России. Основной продукт нашего агентства это Рейтинг устойчивого развития городов, который составляется ежегодно на протяжении десяти лет, последние три года мы также составляем и рэнкинг устойчивого развития регионов. Помимо этого агентство ежегодно организует различные конференции и круглые столы по тематике УР регионов, где знакомит участников с лучшими практиками в этой сфере. Такие мероприятия мы проводили не только в Москве, но и, например, в Калуге, Тамбове и других городах. Уже стало доброй традицией, что агентство каждый год проводит конференцию по УР регионов в Москве совместно с ВШЭ и  выступает соорганизатором одной-двух секций на Форуме стратегического планирования в Санкт-Петербурге – одной из основных площадок, где регулярно собираются представители российских регионов для обсуждения стратегических вопросов. Помимо региональной проблематики мы также занимаемся исследованиями для бизнеса, в том числе в части оценки вклада бизнеса в развитие территорий присутствия и достижение ЦУР.

– Что стимулировало вас заняться этой тематикой, на чьи примеры вы опирались, начиная эту работу в России? Какие стандарты вы учитывали?

Если сейчас региональные власти хотя бы в общих чертах наслышаны об УР, то десять лет назад эта тема была им мало знакома. Деятельность нашего агентства изначально во многом была направлена на информирование региональных властей о повестке УР. Отмечу, что конференция по УР городов, которую мы в 2015 году провели в Калуге, была одной из первых региональных конференций по этой тематике в России.

На момент разработки методики рейтинга в 2013 году мы увидели необходимость в создании инструмента оценки развития городов именно в соответствии с концепцией УР. Такой подход на тот момент был инновационным. Проанализировав различные международные стандарты и индексы в этой сфере, мы выбрали релевантный для России набор показателей, чтобы насколько возможно объективно оценить прогресс российских городов в сфере УР.

Первоначально для разработки методики расчета рейтинга мы рассматривали опыт ведущих международных исследовательских групп и организаций (McKinsey, Ernst & Young, PWC, Forum for the Future, European Green Capital и др.). Первые три года мы регулярно обсуждали методику рейтинга с представителями экспертного сообщества. Затем при корректировке методики рейтинга (а особенно при разработке методики рэнкинга) мы уже учитывали утвержденные в 2015 году 17 целей УР, национальные цели до 2030 года, международные стандарты ISO 37120, стандарты ОЭСР и подходы ООН-Хабитат, а также других организаций, занимающихся оценкой развития территорий. Отмечу, что рейтинговые агентства занялись оценкой территорий с точки зрения УР/ESG лишь в последние два-три года.

Использование международных методик оценки в чистом виде представляется затруднительным. Их нужно адаптировать для России, учитывая особенности российской системы статистики.

– Когда вы начинали работу по тематике устойчивого развития, что в этот момент было интересно самим городам?

Десять лет назад администрация Калуги пригласила представить наше видение умного города, тогда города только начали проявлять интерес к этой повестке. Агентство им предложило сначала рассмотреть, что такое город УР и какие элементы умного города помогут сделать его таким. Заход через умный город тогда для городских администраций был более очевиден, чем комплексное понимание концепции УР. Проанализировав стратегию социально-экономического развития Калуги, мы показали, какие элементы уже использованы в стратегическом планировании, какие надо усилить, потому что построение умного города предполагает большие вложения, обозначили акценты и приоритеты. К сожалению, тогда наша работа не получила продолжения после смены городского руководства.

И только через пять лет благодаря успешным усилиям таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Нижегородская области, повестка устойчивого развития стала приобретать популярность на региональном уровне. К ее продвижению подключились крупные банки, было заметно усовершенствовано законодательство приняты стратегия низкоуглеродного развития России до 2050 года, зеленая таксономия ВЭБ.РФ и т.д.

Экологическая тематика на тот момент интересовала лишь некоторые отдельные регионы. Например, мы проводили в Магнитогорске вместе с коллегами из местного университета опрос местных жителей, и они высказывали много жалоб на загрязнение воздуха. Тогда мнение жителей по экологическим вопросам слабо учитывалось властями. В 2018 году появился национальный проект «Экология», в рамках которого реализуются комплексные меры по снижению загрязнения воздуха в таких городах, как Магнитогорск.

Расскажите об инструментарии рейтинга и рэнкинга.

В рейтинге оцениваются 186 городов с населением более 100 тысяч человек. Рейтинг строится на основе открытых данных государственной и муниципальной статистики, материалов федеральных ведомств и сайтов городских администраций.

В рамках рейтинга исследуются три основные составляющие УР: экономическая, экологическая и социальная (в том числе демографическая). Всего для расчета рейтинга используются 43 показателя. В рэнкинге регионов, который строится по схожей методике, используются 53 показателя.  Он также включает оценку качества регионального управления и более широкий блок экологических показателей.

Отмечу, что в России при оценке регионов многие составители рэнкингов сейчас пытаются полностью перенести на территории подходы к оценке компаний, используют для регионов ESG-метрики, изначально созданные для бизнеса. В нашем рейтинге при оценке УР городов, в отличие от ESG-оценки, большое внимание уделяется вопросам экономического развития и городской инфраструктуры.

– Какова конечная цель составления рэнкингов? Кто стейкхолдеры вашего продукта и что каждому из них дает рэнкинг?

Цель нашего рейтинга выделить лидеров и аутсайдеров УР, наиболее сбалансированных в своем развитии среди российских городов. Благодаря регулярности его построения можно оценить это развитие в динамике и определить факторы, влияющие на устойчивость их развития.

Рейтинг изначально был ориентирован на широкий круг заинтересованных сторон и создавался как универсальный аналитический инструмент для оценки всех основных направлений УР городов. Помимо выявления конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон развития отдельных городов, он должен способствовать мотивации местных и региональных властей к более активному вовлечению в реализацию повестки УР.

Мы информируем региональные и городские администрации о результатах наших рейтингов. Некоторые из них проявляют интерес к результатам, обращаются к нам за дополнительными пояснениями их положения и динамики их позиций в рейтинге. Результаты подобных рейтингов помогают местным властям увидеть, по каким направлениям они отстают, каким вопросам следует уделить дополнительное внимание. К тому же такие рейтинги важны для городов с точки зрения имиджевой составляющей и повышения их инвестиционной привлекательности. Интерес к результатам рейтингов проявляет и крупный бизнес, компаниям интересно отслеживать положение своих основных городов присутствия.

– Какие города, регионы вы могли бы назвать передовыми и что их отличает?

По результатам последнего выпуска рейтинга УР городов в первую пятерку входят Москва, Ханты-Мансийск, Краснодар, Тюмень, Санкт-Петербург. В целом в рейтинге российских городов четко выделяются четыре основные группы лидеров.

Рисунок 1. Лидеры Рейтинга устойчивого развития городов РФ (ТОП-30)

Это города-миллионники, динамично развивающиеся региональные центры (типа Тюмени, Ставрополя, Белгорода), ближайшие к Москве города Подмосковья и нефтегазовые центры Западной Сибири (см. рис 1, график).

В рэнкинге регионов лидируют Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Татарстан. Среди тех регионов, которые занимают в рейтинге высокие позиции и известны успешными практиками внедрения повестки УР, стоит отметить Ленинградскую, Липецкую, Ростовскую, Сахалинскую области (см. рис 2, график)

Рисунок 2. Лидеры Рэнкинга устойчивого развития регионов РФ за 2022 год (ТОП-30)

– Москва занимает в вашем рейтинге первое место: чем интересен ее опыт другим городам и насколько он применим, например, к моногородам?

Безусловно, Москва является очевидным лидером среди российских регионов по достижению ЦУР. Проекты и программы правительства Москвы направлены на достижение большинства этих целей. Правительство Москвы реализует повестку УР за счет финансовых инструментов, системы зеленых закупок, поддержки технологических стартапов в сфере ESG. Москва первой из российских регионов выпустила зеленые облигации, а в 2021 году получила сертификаты международных стандартов УР городов ISO37120 и ISO 37122.

Это единственный российский город, принявший участие в проекте ОЭСР по оценке вклада в достижение ЦУР. Сейчас правительство города начинает развивать новую систему ESG-сертификации для компаний и организаций. В том или ином виде все эти инструменты могут применяться и в других регионах, развивающих повестку УР.

Что касается моногородов, то отдельно хочется отметить деятельность департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, который в сотрудничестве с ВЭБ.РФ сейчас помогает в подготовке отчетности по достижению ЦУР российским моногородам, тиражируя таким образом опыт участия Москвы в международном проекте ОЭСР. Но речь идет в основном именно об опыте составления отчетности.

– От чего зависит место региона, его положение аутсайдера или лидера в рэнкинге? Как идет вовлечение заинтересованных сторон, кто они и какова роль бизнеса в этом процессе?

Ключевым фактором, определяющим высокие позиции города/региона в рейтинге, является сбалансированность экономических, социальных и экологических аспектов городского развития. В среднесрочной перспективе наилучшие предпосылки для УР имеют города с диверсифицированной структурой рынка труда и возможностями для получения качественного высшего и среднего образования, а значит, и для закрепления молодежи и высококвалифицированных кадров. Таким образом, они обеспечивают себе благоприятную динамику демографических показателей.

Вовлечение регионов в повестку УР во многом зависит от заинтересованности региональных властей и от наличия в регионе крупных бизнес-игроков, готовых выступить драйверами региональной повестки и активного вовлечения других заинтересованных сторон.  Насколько мне известно, например, в Липецкой области большую роль в этом сыграл крупнейший местный бизнес-игрок компания НЛМК. Аналогичная ситуация в Вологодской области – основном регионе присутствия компаний «Северсталь» и «Фосагро», и так далее.

В последние годы к числу заинтересованных сторон на уровне регионов следует также отнести НКО и общественные организации, региональные университеты и научно-исследовательские организации, представителей экспертного сообщества, а также непосредственно местных жителей.

Можете в нескольких словах рассказать о роли зеленого финансирования и углеродного регулирования в этой повестке?

Мы знаем, что в 2021 году Правительством РФ была утверждена Стратегия низкоуглеродного развития России до 2050 года. Это стало основой для дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере зеленого финансирования и углеродного регулирования. Корпорацией ВЭБ.РФ были разработаны таксономии зеленых и социальных проектов, также все регионы должны были разработать планы адаптации к климатическим изменениям (насколько я знаю, не все успели это сделать в запланированные сроки, но в подавляющем большинстве регионов такие планы уже разработаны). В Сахалинской области стартовал эксперимент по специальному углеродному регулированию, который в дальнейшем может быть распространен еще на ряд регионов.

– С какими основными сложностями вы сталкиваетесь при составлении рейтингов, что вас больше всего удивляет?

Препятствует слабый уровень муниципальной статистики. По набору показателей, характеризующих современное развитие города, мы сильно отстаем от многих стран, это касается и экологической, и социальной сферы, и эффективности управления. Разработка более актуального набора показателей с учетом цифровизации для России стоит как никогда остро. Повышение уровня цифровизации позволит нам собирать информацию в автоматическом режиме.

Еще хочу отметить низкий уровень открытости данных в регионах, а особенно в городах. На самих сайтах городских администраций зачастую представлены очень малоинформативные отчеты о социально-экономическом развитии этих городов, а более специфичная информация например, об основных параметрах экологической ситуации и вовсе не публикуется. Сам процесс сбора данных для рейтингов городов существенно сложнее, чем для регионов, и набор показателей, данные по которым можно собрать для всех городов, очень ограничен.

Особенно хочется отметить, что рейтинги городов мы составляем уже 10 лет, и ситуация с доступностью данных со временем только ухудшается.

– Какие еще организации составляют подобные рейтинги? Насколько их результаты коррелируют с результатами вашего агентства?

Отмечу, что в целом инструменты оценки развития российских регионов развиты гораздо лучше, чем для городов. На регулярной основе сейчас составляется порядка двадцати различных рейтингов и рэнкингов, которые оценивают разные направления развития российских регионов. В то же время по городам в России на регулярной основе составляется не более пяти различных рейтингов.

Если говорить именно о комплексных рэнкингах устойчивого развития/ESG регионов, то они стали составляться в России лишь последние три года. Помимо нашего рэнкинга устойчивого развития регионов я обозначу еще два: ESG-рэнкинг регионов, составленный рейтинговым агентством RAEX, и Рэнкинг устойчивого развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов РФ, составленный Национальным рейтинговым агентством. Но пока эти рэнкинги составляются не вполне регулярно.

Сравнение результатов этих рейтингов показывает, что список регионов-лидеров совпадает лишь частично, что объясняется разными подходами и методиками к составлению рэнкингов. Но некоторые регионы занимают высокие позиции во всех трех рэнкингах, что подтверждает их лидерство в реализации повестки УР.

Если говорить о рейтингах городов, то наиболее близким по тематике к нашему рейтингу является составляемый корпорацией ВЭБ.РФ Индекс качества жизни российских городов.

– Как выросло число российских регионов, активно включившихся в реализацию повестки УР?

В настоящее время вовлечение российских регионов в реализацию повестки УР происходит на добровольной основе. Поэтому для регионов, конечно, важно иметь понятную мотивацию для участия в этой повестке. Помимо репутационных и имиджевых выгод это участие дает и вполне ощутимые материальные эффекты: например, возможности привлечения ответственного финансирования и повышение привлекательности региона для международных инвесторов. Геополитические изменения последних двух лет привели к переориентации российских регионов на азиатские рынки, но и там выдвигаются достаточно жесткие требования в части соблюдения ESG-факторов.

По моим оценкам, на данный момент по собственной инициативе активно включились в повестку УР около 15 российских регионов. Еще около 20 регионов проявляют заинтересованность в ее развитии, поэтому число регионов-лидеров, очевидно, будет с каждым годом расти.

Условно обозначу четыре основных направления, по которым регионы можно назвать лидерами этой повестки. Это учет вопросов УР в стратегии регионального развития, совершенствование инструментов мониторинга достижения ЦУР, внимание вопросам формирования зеленой экономики в регионе, вовлечение регионального бизнеса и других заинтересованных сторон в повестку УР.

– Как учитываются ESG-факторы в стратегическом планировании регионов и от кого зависит изменение ситуации и исцеление «болевых точек»?

На данный момент в России примеры учета ESG-факторов в региональных стратегиях носят единичный характер.

Регионы используют для этого разные форматы. Если в Липецкой области с учетом принципов УР была подготовлена новая Стратегия социально-экономического развития региона, то, например, в Чувашии была утверждена Концепция устойчивого развития, а в Ленинградской области – Стратегия низкоуглеродного развития. В Нижегородской области была апробирована региональная ESG-модель Сбера, на основе которой затем должна быть скорректирована региональная стратегия. Также интересен пример Вологодской области, где были приняты первый в России городской экологический стандарт и городская стратегия «ЭкоВологда-2030».

– Как отображаются на положении регионов в рейтинге последние геополитические события?

Следует отметить, что в целом и в период пандемии коронавируса, и с учетом изменений современной геополитической ситуации регионы, более сбалансированные с точки зрения развития экономической, социальной и экологической составляющей, лучше справляются с любыми форс-мажорными обстоятельствами. Например, по итогам 2021 года, на который пришлись основные последствия пандемии, регионы с наименее развитой социальной сферой в целом продемонстрировали некоторое снижение позиций. Пока результаты рэнкинга регионов за 2022 год не проявили какого-то заметного изменения состава регионов-лидеров. Большая часть показателей, учитываемых в рэнкинге, не может за один год меняться кардинально, но мы можем зафиксировать некоторые тренды. Так, я ожидаю, что география регионов-лидеров повестки УР будет постепенно расширяться за счет Сибири и Дальнего Востока, а также регионов, граничащих со странами ЕАЭС, для которых новые стимулы к этому дает переориентация транспортных потоков и торговли России на Юг и Восток.

– В последнее время мы видим ряд тревожных сигналов в жизни российских регионов – например, аварии на объектах ЖКХ, подорожание продуктов первой необходимости и т.д. Влияют ли эти сигналы на положение региона в рэнкинге? Может ли подобная социальная встряска повлиять на высокое место благополучного региона?

Небольшие инциденты типа аварий на объектах ЖКХ напрямую не отображаются на положении регионов/городов в рейтинге. В нем оцениваются более общие показатели. Хотя, действительно, степень изношенности городской инфраструктуры очень высокая, в отдельных регионах доходит до 80%. Это требует огромных ресурсов, которых у большинства регионов сейчас нет. Поэтому необходимо участие федеральных властей, с помощью которых постепенно проблема будет решаться.

– Давайте помечтаем о хорошем – о том времени, когда руководители всех стран соберутся на высшем уровне и все эти стандарты унифицируют… Какими вы видите устойчивое будущее компании, города, региона, страны, мира?   

Повестка-2030 (17 ЦУР), которую утвердили практически все страны мира, в целом и была направлена на решение наиболее актуальных проблем на уровне стран, прежде всего развивающихся. Важную роль играет не только формулировка ключевых целей достижений по отдельным направлениям, но и инструментарий – набор показателей, позволяющий оценить вклад каждой отдельной страны в достижение ЦУР. К сожалению, сначала пандемия  заметно отодвинула сроки достижения отдельных целей, а следом серьезные геополитические изменения последних двух лет и смещение акцентов к построению многополярного мира существенно изменили приоритеты в достижении Повестки-2030 по отдельным странам и региональным объединениям.

Стало очевидно, что концепция УР, которая возникла на Западе почти 40 лет назад, перестала быть определяющей в приоритетах развития Европы, например. Мы можем констатировать, что основной вектор повышенного внимания к принципам УР на страновом уровне смещается к Юго-Восточной Азии, а также в сторону таких объединений, как БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Следует ждать постепенной унификации стандартов в сфере УР на уровне этих регионов. Не стоит забывать о том, что вклад стран БРИКС сегодня составляет уже 35% мирового ВВП и обогнал долю стран G7.

В дальнейшем роль стран БРИКС будет расти, а тренды развития городов и территорий будут определяться динамично развивающимися странами. Нас ждут еще немало интересных процессов в преобразовании планеты. Ведь когда-то и цветущие города в арабской пустыне казались всего лишь красивой мечтой, а сегодня стали реальностью.

Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

На фото генеральный директор агентства ЭС ДЖИ ЭМ Елена Долгих

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: