Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
Устойчивое развитие
Социальные инвестиции
3974
Читать: 7 мин.

Зачем малому бизнесу нести социальные и экологические обязательства?!

Олег Чудинов,
главный специалист Проектной лаборатории Красноярского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н., доцент

Все чаще в обществе, структурах власти, так и самом бизнесе поднимается вопрос о том, нужно ли малому и среднему бизнесу включаться в социальную и экологическую повестку, как это делают корпорации. Дискуссии на эту тему появляются, в первую очередь, в связи с тем, что потребности населения и его запросы возрастают и любому государству мира все сложнее их удовлетворить, а с другой стороны – есть яркие примеры того, как крупный бизнес с выгодой для себя и государства смог решить многие запросы общества. Однако обычные потребители в большей степени взаимодействуют с субъектами малого и среднего бизнеса и, соответственно, начинают формировать высокие запросы и к представителям этой сферы.

Но зачем субъектам МСП брать на себя социальные и экологические обязательства?! Забот у них и без того достаточно. Как показывает реальная работа, малый и средний бизнес не против того, чтобы начать расширять свои этические принципы, но взамен он хочет отдачи. Чаще всего МСП просит:

  1. Финансовую поддержку: льготные займы; гранты; единовременные выплаты; субсидии и т.д.
  2. Налоговую поддержку: нулевую ставку по налогу или налоговые льготы; снижение размера пени при просрочке уплаты налогов; фиксацию кадастровой стоимости недвижимости и др.
  3. Имущественную поддержку: аренду государственного и муниципального имущества на возмездной или безвозмездной основе; предоставление рабочих пространств и т.п.
  4. Консультационную и организационную поддержку.

Многие из этих видов помощи предусмотрены законодательством или могут относиться к налоговым расходам бюджета, т.е. законодательных барьеров для предоставления таких мер поддержки нет.

Теперь давайте разберемся с тем, что хочет получить государство, помогая субъектам МСП?

  • Создание новых, безопасных и привлекательных рабочих мест.
  • Увеличение доходов бюджета.
  • Решение социальных и экологических вопросов в регионе или муниципалитете.
  • Рост доли экономически активного населения.
  • Развитие региональной производственной, энергетической, социальной и транспортной инфраструктуры.
  • Обеспечение продовольственной безопасности, кадрового и технологического суверенитета.
  • Устойчивое развитие региона и страны в целом.

Возможные качественные улучшения, которые могут произойти при эффективном выстраивании взаимодействия бизнеса и государства на платформах КСО и ESG

Однако прежде, чем формировать механизмы господдержки и определять размеры помощи бизнесу, важно разобраться, каков реальный вклад МСП в решение социальных и экологических вопросов.

Для того, чтобы государственные органы смогли определить объемы помощи, утвердить меры поддержки, а также понять, кто может их получить, необходимы критерии, которые бы ответили на следующие вопросы:

  • Изменилась ли в лучшую сторону демографическая ситуация?

  • Повысился ли уровень образования населения?

  • Улучшилась экологическая обстановка?

  • Появились новые социальные услуги?

  • Снизилась безработица?

  • Увеличился физический объем товаров и услуг или их доступность для населения?

  • Уменьшились затраты на их производство, были внедрены ресурсосберегающие технологии?

  • Повысилось качество жизни населения? И другие.

При этом нужны объективные и доступные критерии оценки вклада МСП в эти процессы. В нашей большой стране с огромным количеством сельских поселений и небольших городов далеко не все представители малого и среднего бизнеса понимают, что такое, например, «углеродный след» или «зеленый офис». Для них, населения и органов власти должны быть понятные и реально ощутимые эффекты.

Что в этом случае можно предложить?

Одним из главных критериев любой оценки эффективности являются количественные и качественные изменения в процессах деятельности. С учетом специфики реализаций практик социальной деятельности бизнеса не всегда становится ясно, как использование финансовых ресурсов и количество осуществленных проектов переходит в качественные показатели. При этом руководство предприятия, его сотрудники, потребители услуг, органы власти, местные сообщества и другие заинтересованные стороны, хотят четко видеть ощутимые качественные улучшения. Отсюда встает вопрос о том, как оценить результаты КСО или ESG-повестки. Приведем некоторые примеры.

Считаем, что такая оценка должна основываться на строении социальной подсистемы организации, т.е. иметь деление на три качественно различные части:

  1. Кадровый суверенитет (социальный состав и структура персонала; его трудоспособность и работоспособность; уровень образования и квалификации; качество труда; трудовая дисциплина; организационная культура и сплоченность коллектива; оплата труда в соответствии с трудовым вкладом; возможность получать необходимое образование и повышать квалификацию; удовлетворенность трудовой деятельностью, условиями производственного быта и другое).
  2. Внепроизводственная социальная инфраструктура (обеспеченность жильем, медицинскими и дошкольными образовательными учреждениями; предоставление бытовых услуг; наличие образовательных, культурно-просветительских и духовных учреждений; транспортная и энергетическая доступность, и т.п.).
  3. Экологическая безопасность производства (сохранение чистоты почв, воздуха, воды; реализация программ ресурсосбережения; безопасность произведенных товаров и другое).

Приведем несколько примеров оценки таких показателей с учетом возможностей субъектов МСП.

  1. Кадровый суверенитет
  1. Состояние производственной среды: факторы трудоспособности/работоспособности – доля сотрудников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Плановым показателем для организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами КСО и ESG, должно являться его стремление к 0%. Это обусловлено тем, что даже в сложных условиях (например, работа в районах Крайнего Севера или тепловое облучение в металлургических цехах) современная климатическая техника, в т.ч. в транспортных средствах, светодиодное освещение, спецодежда и энергосберегающие строительные материалы производственных помещений могут снизить негативное влияние производственных факторов на человека и обеспечить приемлемые условия труда.

Учет этих оценок снижает вероятность производственного травматизма, появления профессиональных болезней, значительно увеличивает трудовое долголетие.

  1. Оплата труда: соотношение среднемесячной заработной платы работников организации. Плановым показателем является соответствие среднемесячной заработной платы работника предприятия среднему показателю по региону (в данной отрасли), т.е. 100% (либо выше по усмотрению организации).
  2. Качество трудовых ресурсов: количество сотрудников, имеющих возможность получения дополнительного профессионального обучения. Плановый показатель – возможность получения образования всеми категориями сотрудников, т.е. 100%. В рамках корпоративной социальной ответственности это не всегда означает большие траты, такие как, например, содержание собственного корпоративного университета или обучение в престижном заграничном университете. В данном случае, это может быть доступ к образовательным сайтам, открытым для всех категорий персонала или оплата курсов повышения квалификации в вузе.

Высококвалифицированный рабочий, как правило производит большее количество продукции с низкой долей брака за смену, а менеджер, обладающий новыми знаниями, может предложить новые механизмы производственных процессов, которые снизят себестоимость и увеличат объемы товаров или услуг.

  1. Ответственность и лояльность персонала: доля сотрудников, участвующих в благотворительных и волонтерских программах. Поскольку социальная ответственность предполагает повсеместное участие всех категорий наемного персонала во все системы социальных и экологических практик, то плановым показателем должно стать включение всех сотрудников в подобную работу, т.е. 100%.

Такой подход не только является инструментом сплочения коллектива, но и показывает реальные (добровольные) дела компании (уборка улиц и парков, проведение занятий в школах и интернатах, озеленение территории, помощь пенсионерам и т.д.).

II. Внепроизводственная инфраструктура: социальная ответственность предприятия перед персоналом и местными жителями

5. Социальная инфраструктура

5.1. Предоставление доступного жилья. Ориентироваться в этом случае необходимо на жилищную норму, установленную органом местного самоуправления в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022). Соответственно, плановым показателем является полное обеспечение потребностей работников или 100%.

5.2. Доступность объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания для лиц с ограниченными возможностями. Плановый показатель – обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с Приказом Минпромторга России от 23 декабря 2020 года № 4608 «Об утверждении рекомендаций по оценке доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания». В случае невыполнения данных норм предприятие должно стремиться к помощи в решении этого вопроса.

6. Показатели для моногородов и сельских поселений.

6.1. Обеспеченность коммунальными услугами: доступ к электросетям, системе водоснабжения и водоотведения, возможность подключения к центральному отоплению или включение в программу газификации.

6.2. Обеспеченность культурными, просветительными, культовыми учреждениями и объектами спортивной инфраструктуры. Плановый показатель – выполнение соответствующих норм обеспеченности в соответствии с Распоряжением Минкультуры России от 02 августа 2017 года № Р-965 «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» и Приказом Министерства спорта РФ от 24 февраля 2021 года № 108 «О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры».

III. Экологическая безопасность производства (ответственность предприятия перед работниками, местными жителями, потребителями, органами власти и будущими поколениями): реализация программ ресурсосбережения. К ним могут быть отнесены: сокращение образования ТБО и использования невозобновляемых ресурсов, снижение загрязнения окружающей среды в процессе производственной деятельности, повторное использование промышленных отходов, обеспечение охраны окружающей среды и водных биоресурсов, сохранение плодородия почв, воспроизводство генофонда диких и домашних животных и другое.

Итак, вернемся к нашему вопросу. Для чего субъектам МСП брать на себя дополнительные социальные и экологические обязательства? Потому что:

Это формирует положительный образ компании у клиентов, ее сотрудников, представителей органов власти, партнеров по бизнесу.

Практическая реализация подобных направлений может способствовать выходу на еще не занятые рынки, снижать нефинансовые риски, повышать лояльность персонала, находить новые пути развития, повышать качество управления.

В отечественном законодательстве существуют все правовые основания для закрепления мер поддержки бизнеса, который осуществляет такие практики. Это могут быть отдельные и разнообразные меры поддержки (финансовая, налоговая, консультационная и другие виды), в зависимости от «набора» социальных и/или экологических программ, по которым отчитываются субъекты МСП.

Принятие этих обязательств – не только способ получить поддержку государства или общества, но и социальная норма, образ поведения, стандарт деятельности для тех, кто думает не только о сиюминутной выгоде, но и о долгосрочных перспективах, о будущем своей страны и ее новом поколении.

Изображение от Freepik

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: