Взаимодействие с заинтересованными сторонами в рамках подготовки нефинансовой отчетности
Одним из инструментов повышения качества социального отчета является взаимодействие между компанией и ее заинтересованными сторонами при подготовке отчетности. Организация подобного взаимодействия предполагает создание условий для получения запросов стейкхолдеров по поводу раскрытия информации в будущем отчете в части социально значимых аспектов ее деятельности. Размещая в отчете ответы на вопросы стейкхолдеров, выявленные в ходе диалогов, компания делает шаг от прозрачности к «подотчетности», а социальный отчет приобретает качество «нацеленности» на своих читателей.
Взаимодействие со стейкхолдерами в международных стандартах социальной отчетности
Одно из первых упоминаний о необходимости вовлечения заинтересованных сторон в процесс отчетности компании содержится в международном стандарте AA1000 Framework, опубликованном в 1999 году. В стандарте AA1000 Framework, разработанном Институтом социальной и этической отчетности, это положение было сформулировано как принцип «инклюзивности», фиксирующий необходимость соответствия нефинансовой отчетности требованиям и ожиданиям всех групп заинтересованных сторон. Шесть лет спустя на базе этого документа был опубликован Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами (АА1000SES), ставший первым международным стандартом, нацеленным именно на построение взаимоотношений со стейкхолдерами. В настоящее время мировое сообщество пользуется второй версией Стандарта AA1000SES, опубликованного в январе 2011 года и играющего роль путеводителя для компаний по выстраиванию качественного взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Интеграция процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами и процесса отчетности также закреплена в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития, первая версия которого была разработана Глобальной инициативой по отчетности (GRI) в 2000 году. В стандарте GRI последнего поколения (G3.1) вовлечение заинтересованных сторон (stakeholder inclusiveness) является одним из четырех принципов для определения содержания отчета. Согласно Руководству, компания должна выявить стороны, заинтересованные в ее деятельности, и пояснить в отчете, каким образом их разумные ожидания и интересы были учтены при его подготовке. Помимо этого, Руководство содержит стандартные элементы отчетности, часть из которых посвящена отражению информации о процессах взаимодействия организации с заинтересованными сторонами, имевшего место на протяжении отчетного периода.
Первые практики вовлечения заинтересованных сторон в процесс подготовки нефинансовых отчетов в России
В России первые практики вовлечения заинтересованных сторон в процесс отчетности датируются началом 2000-х годов. Пионером в этой области стала компания «Бритиш Американ Тобакко Россия», подготовившая социальный отчет за 2001-2002 годы в соответствии со стандартом AA1000. Компания провела встречи со стейкхолдерами, на которых определила круг актуальных вопросов, связанных с социальными аспектами её деятельности и волнующих общественность, в частности информирование потребителей о вреде курения, проблема предотвращения курения среди несовершеннолетних, ответственность за оплату медицинских расходов, связанных с последствиями курения и т.д. Данные вопросы стали определяющими для выбора основных тем, освещенных в социальном отчете. Отчет содержал также обязательства, которые взяла на себя компания по итогам взаимодействия с заинтересованными сторонами, и планы по их реализации.
В массовом порядке включение мероприятий по взаимодействию с заинтересованными сторонами в процессы отчетности наблюдалось в 2005-2008 гг. в связи с проектом по внедрению нефинансовой отчетности в секторе электроэнергетики. Массовый выпуск отчетов в области устойчивого развития был в т.ч. связан с реформированием электроэнергетики России, в результате которой система государственного регулирования отрасли претерпела изменения и состоялся массовый выход на IPO энергокомпаний, входивших в холдинг РАО «ЕЭС России». В данном контексте проведение серии общественных консультаций с заинтересованными сторонами (потребителями, экологами, инвесторами) послужило инструментом снижения нефинансовых рисков при реструктуризации отрасли и стимулирования инвестиционной привлекательности продаваемых энергокомпаний за счет более высокой их прозрачности.
Выстраивание взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчета
Выстраивание взаимодействия с заинтересованными сторонами в рамках подготовки отчетности может быть поделено на четыре последовательных этапа.
Первый этап заключается в проведении анализа стейкхолдерского окружения, в ходе которого компания выявляет стейкхолдеров, оказывающих влияние на ее деятельность или, напротив, способных испытывать на себе влияние от ее деятельности. Процесс определения заинтересованных сторон требует непосредственного вовлечения топ-менеджмента организации, способного точно отметить, какие стейкхолдеры являются ключевыми для деятельности компании. Результатом данного этапа является составление карты стейкхолдеров и перечня их ключевых интересов.
На втором этапе осуществляется непосредственно взаимодействие со стейкхолдерами в рамках работы над отчетом. Существуют два подхода к организации взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчета: односторонняя коммуникация и диалог. Примерами односторонней коммуникации являются заочное анкетирование (в том числе Анкеты обратной связи), презентация итогового отчета и его рассылка заинтересованным сторонам.
Примерами диалога являются очный диалог по сбору предложений к отчету (на этапе подготовки проекта отчета), тематический диалог по вопросам деятельности компании и её отражения в отчете и, наконец, общественные слушания, на которых стейкхолдеры знакомятся с финальной версией проекта отчета и могут сделать детальные предложения к тексту. К преимуществам этой формы взаимодействия относится возможность стейкхолдеров высказать свои рекомендации, а менеджмента – отреагировать на услышанные предложения в режиме реального времени.
На третьем этапе компания оформляет итоги взаимодействия. В этих целях могут использоваться два инструмента: Таблица учета замечаний заинтересованных сторон в отчете и Планы и обязательства компании по итогам диалога.
Таблица учета замечаний и предложений заинтересованных сторон в отчете содержит запросы стейкхолдеров, и ссылки на разделы отчета, в которых раскрыта запрашиваемая информация. Таблица свидетельствует о том, что предложения стейкхолдеров по раскрытию отчетной информации были приняты во внимание.
Документ, содержащий Планы и обязательства компании по итогам диалога, отражает обязательства, которые компания берет на себя по итогам взаимодействия со стейкхолдерами и исполнение которых будет влиять непосредственно на саму деятельность организации. Наиболее содержательным данный документ становится в случае указания ответственных лиц, конкретных сроков исполнения обязательств и числовых значений показателей результативности, к которым компания будет стремиться.
Последний этап заключается в общественном заверении подготовленного отчета. В результате общественного заверения отчет получает заключение заинтересованных сторон, содержащее независимую оценку стейкхолдеров с точки зрения полноты и существенности раскрытой в нем информации, а также оценку действий менеджмента по реагированию на запросы и замечания заинтересованных сторон. В настоящее время общественное заверение может осуществляться двумя способами – на площадке РСПП при содействии независимых экспертов в области КСО и самими компаниями, приглашающими стейкхолдеров оценить отчет и процесс отчетности. Плюсом последней формы заверения является более широкий состав заинтересованных сторон, привлекаемых к оценке отчета. Это позволяет получить более разнообразные рекомендации.
Применение принципа вовлечения заинтересованных сторон при подготовке отчетности российских компаний
Вовлечение заинтересованных сторон в подготовку нефинансовой отчетности начинает входить в практику отечественных компаний.
7 из 50 крупнейших российских компаний[1] осуществляют данное взаимодействие в очной форме посредством проведения диалогов со стейкхолдерами и 5 из них ведут публичный учет предложений и замечаний, высказанных участниками диалога. В число последних пяти компаний вошли ОАО «ТВЭЛ», концерн “Росэнергоатом”[2], ОАО “ЛУКОЙЛ”, ФСК ЕЭС и компания «ЕвроХим». 3 компании представили в отчетах планы и обязательства перед заинтересованными сторонами, которые были приняты. Наконец, 8 отчетов рассматриваемых компаний прошли общественное заверение.
Заключение
В настоящее время в мировом сообществе наблюдается рост интереса к стандартам GRI и AA1000SES, выражающийся в стабильном увеличении отчетов, подготовленных в соответствии с данными стандартами. Готовится выход в свет нового поколения стандарта GRI (G4) и публикация первой официальной версии стандарта интегрированной отчетности, также содержащего принцип вовлечения стейкхолдеров в процесс работы над отчетом. В данном контексте можно ожидать увеличения количества компаний, организующих взаимодействие со стейкхолдерами в процессе отчетности.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: