Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Выбрасывать нельзя, использовать

Бизнес и общество

Ксения Антипова, эксперт

В статье рассказывается о взаимодействии государства, частного сектора и иных заинтересованных лиц в решении двух взаимосвязанных целей: ликвидации голода и ответственного потребления и производства. Рассматривается деятельность “продовольственных банков” на территории Европы, Америки и России.

При том, что ежегодно в мире голодает 925 млн человек, треть продовольствия, 1.3 млрд тонн (40% фруктов, овощей; 35% рыбы; 30% зерновых и 20% маслиничных культур, мяса и молочных продуктов) теряется или выбрасывается.

Ликвидация голода и ответственное потребление и производство сегодня входят в список 17 целей устойчивого развития Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, единогласно принятой 193 государствами-членами ООН в сентябре 2015 года и официально вступившей в силу 1 января 2016 года.

При этом ликвидация голода и ответственное потребление и производство – это цели разные, но в тоже время взаимосвязанные. Ответственное потребление и производство способно уменьшить экономические, экологические и социальные издержки, в том числе сократить уровень нищеты и как следствие голод и недоедание, – говорится на сайте ООН.

Не смотря на то, что Повестка новая, работа по озвученным выше целям ведется на международном уровне уже ни один год. В частности, с 2012 года работает предложенная генеральным секретарем ООН Программа “Нулевой голод”, в числе задач которой обнуление продовольственных потерь и пищевых отходов, обеспечение устойчивости всех продовольственных систем. В списке участников Программы есть международные компании: Cargill, Unilever, Knorr и ассоциации продовольственных банков, в частности, Всемирная ассоциация банков продовольствия (The Global FoodBanking Network).

Временем доказано, что достижение названных выше целей возможно только при взаимодействии государств, частного сектора и иных заинтересованных лиц, поэтому особого внимания со стороны перечисленных субъектов заслуживает размещенный на сайте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) подготовленный в 2014 году доклад Группы экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания (доклад ГЭВУ) “Продовольственные потери и пищевые отходы в контексте устойчивых продовольственных систем”.

Это важный и целостный документ, в котором: находит отражение анализ текущего состояния нормативной базы ряда стран мира с точки зрения ее воздействия на продовольственные потери и пищевые отходы (ППО); приводятся примеры лучших мировых практик по сокращению ППО; предлагается перечень рекомендаций и решений по сокращению ППО для государств, частного сектора и прочих заинтересованных лиц.

На страницах доклада неоднократно упоминается о необходимости следовать алгоритму “использовать, а не выбрасывать”.

Не оставлена без внимания группы экспертов и тема корпоративной социальной ответственности, в п.3.2 Согласованные и коллективные решения по сокращению ППО говорится о повышении роли КСО (пп.3.2.7): в том, что касается сокращения объемов ППО, бизнес может взять на себя обязательства по повышению прозрачности и отчитываться по вопросам, связанным i) с мониторингом продовольственных потерь и пищевых отходов, возникающих в ходе осуществляемой деятельности, ii) с сокращением объемов продовольственных потерь и пищевых отходов, возникающих в ходе осуществляемой деятельности, iii) с деятельностью, способствующей сокращению объемов ППО на уровне поставщиков, потребителей или на других уровнях.

В связи с этим стоит отметить, что уже сегодня ответы на поставленные вопросы можно встретить в отчетах о корпоративной социальной ответственности таких компаний как: Tesco, Unilever, General Mills, Associated British Foods (список не полный).

Еще раз упоминание о КСО в докладе встречается в п.3.2 в пп.3.2.9 под названием обеспечить ценность “сохраненных излишков продовольствия”, в контексте информации о роли банков продовольствия. “Банки продовольствия” могут помочь в повышении информированности по вопросам сокращения продовольственных потерь и пищевых отходов (ППО) и в борьбе с голодом (Segrè, 2013), они служат наглядным примером важной роли личной и корпоративной социальной ответственности в сокращении ППО и в обеспечении продовольственной безопасности и питания людей, которые нуждаются в помощи.

В подтверждение сказанного стоит привести данные Европейской федерации банков продовольствия (основана в 1986 году) за 2014 год: благодаря помощи 14 500 человек, среди которых 90% волонтеры, банки-участники федерации распределили 411 000 тонн продуктов среди 33 800 благотворительных организаций, тем самым оказав помощь 5.9 млн человек. Стоит отметить, что Европейскую федерацию банков поддерживают такие международные компании как: Bonduelle, Metro, Nestle, Tesco, Unilever, Kellog’s, Kraft foods, Danone, Auchan, Cargill, Carrefour (McCain Foundation).

Конечно для эффективной работы банков продовольствия требуется участие не только компаний, физических лиц (доноров, волонтеров), но и представителей государственной власти. При чем от последних требуется как оказание поддержки, так и создание специальной нормативной базы и мер поощрения, в том числе налоговых.

Из опыта стран Европейского союза, представленного в отчете 2014 года Bio by Deloitte следует отметить следующее, не смотря на то, что в соответствии с Директивой Совета ЕС 2006/112/EC пожертвования продуктов питания облагаются налогом, в большинстве из 12 рассматриваемых в отчете стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, Италия,  Португалия, Греция, Польша, Венгрия, Дания, Испания и Швеция) доноры продуктов питания освобождаются от уплаты НДС при соблюдении определенных условий. Исключение Дания, Швеция и Испания.

В частности в Бельгии с 2013 года действует нормативный акт освобождающий доноров (крупные супермаркеты и ритейлеры) от уплаты НДС при соблюдении трех условий: 1) остатки товаров передаются безвозмездно; 2) продовольственный банк-получатель имеет признанный государством статус (таких банков в Бельгии девять); 3) остатки товаров бесплатно распределяются среди тех кто в них нуждается.

Но, НДС – это не единственное средство стимулирования участия компаний в работе продовольственных банков. Так, во Франции, компаниям дешевле обойдется сделать выбор между аэробным сбраживанием и пожертвованием продуктов питания в пользу последнего, тем самым, потеряв с 1 000 евро (стоимость товара) 400 евро, а не стоимость товара плюс налог на переработку.

А совсем недавно в феврале 2016 года на законодательном уровне продуктовые магазины страны обязали заключать договора с благотворительными организациями о предоставлении продуктов питания в дар. Сегодня французские супермаркеты больше не смогут превращать в пищевые отходы продукты питания до окончания срока их годности.

В Италии поддержать участие компаний в пожертвовании продуктов питания на государственном уровне призван “закон доброго самаритянина” (Закон №155 Good Samaritian Law, 2003; итальянский закон – последователь американского Bill Emerson Good Samaritian Food Donation Act, 1996). В соответствии с рассматриваемым законом компания-донор не несет какую-либо юридическую ответственность в случае, например, отравления благополучателя, так как именно продовольственный банк отвечает за годность продуктов питания, обладая статусом конечного потребителя.

Поскольку выше косвенно затрагивалось американском законодательстве, стоит напомнить, что концепция продовольственного банка, зародилась именно в Америке. В 1967 году Джон ван Хенгель основал первый в истории банк – St. Mary’s Food Bank.

Сегодня американское законодательство кроме упомянутого выше “закона доброго самаритянина” представлено такими нормативными актами как: Internal Revenue Code 170 (e)(3), закон, предусматривающий налоговые вычеты для компаний, делающих продуктовые пожертвования некоммерческим организациям; U.S. Federal Food Donation Act от 2008 года, закон побуждающий федеральные агенства и поставщиков федеральных агенств передавать излишки продуктов питания некоммерческим организациям для помощи нуждающимся.

Значимость деятельности продовольственных банков еще раз подтверждают цифры, по данным американской сети продовольственных банков Feeding America, объединяющей 200 продовольственных банков страны, где каждый седьмой голодает, ежегодно благополучателями продовольственных банков Америки становятся 46.5 миллионов человек (данные за 2014 год).

Как обстоят дела в России? При том, что в России по официальным данным 22 миллиона россиян живут за чертой бедности в стране работает всего лишь один банк продовольствия. Участник Всемирной ассоциации банков продовольствия (The Global FoodBanking Network) – Фонд продовольствия Русь (основан в 2012 году).

Задача Фонда – оказание продовольственной и непродовольственной помощи социально незащищенным категориям населения по всей России за счет товарных и денежных пожертвований. Партнерами Фонда являются такие компании как: PepsiCo, Kellog’s (“Любятово”), Unilever, P&G, Mondelez , Монекс Трейдинг (Mothercare, American Eagle, Starbucks), Shake Snack, Nutricia, Castorama, Esta group, JTI, Nestle, Bonduelle, Velle, Otto, Nordic (полный список компаний представлен на сайте Фонда).

Деятельность Фонда связана с таким инициативами как:

“Народный обед” – программа Фонда и православной службы “Милосердие”. Программа, стартовавшая в 2013 году сегодня охватывает 20 городов России, в каждом из которых работает фасовочный цех. Работа последних возможна благодаря помощи волонтеров и денежным пожертвованиям, которые тратятся на закупку продуктов питания, пакетов для фасовки, одноразовых принадлежностей для волонтеров, а также на транспортировку всего этого в цех.

В рамках этой Программы стоит рассказать об акции “Всероссийская фасовка продуктовых наборов”, участниками которой стало более 2 тысяч человек, из числа церковных добровольцев и сотрудников ряда компаний: PepsiCo, Unilever, Cargill, Мон’дэлис Русь, Группа ОВК, Келлог Рус., Мобильные ГТЭС.

Федеральный проект Фонда и компании x5 Retail Group “Корзина доброты”, в основе которого лежит технология Food Drive, позволяющая покупателям передавать непосредственно в магазинах приобретенные продукты питания или уже сформированные продуктовые наборы волонтерам Фонда.

Акция компании Delivery Club “От слов к делу” (21-22 октября 2015 года), за каждый голос в пользу того или иного продукта питания во всероссийском голосовании компания направляла 1 кг. выбранного голосовавшим продукта в Фонд. За каждый перепост об акции в социальных сетях объем продукта удваивался.

В рамках международной инициативы YUM! Brands-Add Hope, KFC совместно с Фондом в ноябре 2015 года состоялась акция “Подари обед ребенку”, при оплате обеда в ресторанах KFC на территории России гости могли пожертвовать от 10 рублей на закупку годового запаса продуктов питания для малообеспеченных многодетных семей.

Совместно с компанией Kellog’s (“Любятово”) Фонд развивает школьную программу “Клуб завтраков” (“Breakfast for Better Day”). Также компания Kellog’s (“Любятово”), Фонд и православная службы “Милосердие” ежегодно проводят совместную акцию под названием “Пост – лучшее время для добрых дел”.

Социальная роль Фонда также заключается в его участии в судьбе людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Фонд приходил на помощь во время: наводнения на Дальнем Востоке и Урале (2013 год), притока беженцев в Ростове-на-Дону (2014 год), пожаров в Хакасии (2015 год).

Стоит отметить, что не только компании, но и физические лица могут участвовать в судьбе Фонда. Поддержать деятельность Фонда можно: оплатив порцию народного обеда (порция горячего обеда на одного человека 3.52 руб.) или продуктовый набор на сайте Фонда; сделав смс пожертвование; став волонтером в рамках программы корпоративного волонтерства или в рамках работы фасовочного цеха народных обедов.

Осталось только государству принять участие в развитии российской системы продовольственных банков, помня как о роли последних в достижении взаимосвязанных целей: ликвидации голода и ответственного потребления и производства, так и о мировом опыте.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: