Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
474
Читать: 9 мин.

В повороте компаний «лицом к человеку» есть реальная выгода

Бизнес и общество

Мария Залунина, основатель агентства Act.Moscow

Я такой же человек, как и Вы.  Живу в этой стране и знаю, что есть страны с гораздо лучшими условиями для жизни. За последние несколько лет мне стало нравится жить здесь, в России. И я знаю, почему.

60 процентов своей зарплаты я отдаю производителям продуктов и продавцам услуг. Таких потребителей, как я, очень много. А это значит, у производителей и продавцов есть власть. Есть возможность сделать нашу жизнь лучше, добавить в нее то, что нам так нравится в «других странах». И у меня, как у потребителя, эта возможность тоже есть. Ведь у меня есть возможность выбора.

Из тысячи одинаковых продуктов какой выбираете Вы? Из тысячи одинаково-ярких, одинаково-качественных, близких по цене.

В 1980-х годах люди ориентировались на рекламу бренда, в 1990-х – руководствовались ценой, в 2000-х искали нечто новое и качественное. Последние 10 лет, когда главным потребителем стало поколение Миллениума – людей, которые с детства не знали проблем в выборе продуктов, важнейшим требованием неожиданно стала не ценность самого продукта, а вклад, который вносит компания-производитель в мировую экосистему. По данным исследований, сегодня больше 51% населения нашей страны хочет отблагодарить важные компании и покупать товар именно у них. А 53% готовы заплатить на 10% больше социально – ответственным брендам.

Компании создают социально ориентированные продукты, сами внедряют систему корпоративной социальной ответственности, реализуют социально ориентированные рекламные кампании. Сегодня самый лучший способ удержать клиентов, создать правильный имидж надежной, сильной компании – это действовать, исходя из потребностей человека и во благо потребителя. Для компании реализация социально активных действий это еще и прекрасный простой путь к укреплению корпоративной репутации и повышения лояльности к бренду. То есть для компаний в этом «повороте лицом к человеку» есть реальная выгода.

28 компаний, которые ставят во главу угла ценности и делают ставку на развитие социального капитала, в течение последних 10 лет росли быстрее индекса S&P в 10 раз. Все эти компании активно участвуют в благотворительной деятельности и, создавая свои продукты, исходят от потребностей человека и общества.

Динара Бекмансурова, бренд-менеджер Dove, рассказывает, что сейчас крупные бренды заняты двумя важными направлениями: социальная ответственность с точки зрения осязаемой помощи (страны третьего мира и др.) и социальные маркетинговые кампании, которые обращают внимание на мировые проблемы. «Хорошая компания не может предлагать только продукт – её успех кроется в той ценности, которой она может наполнить опыт потребителя…».

В своём исследовании значимости брендов Юмар Хак из Havas Media Labs говорит о том, что критерий важности марки для потребителя определить очень легко. Достаточно задать себе вопросы: делает ли этот бренд меня cчастливее, красивее, умнее? Улучшает ли он мои личные результаты? А всего общества? Оказывает ли он негативное воздействие на природу? В конечном счете, ощутим ли позитивный вклад этого бренда в развитие общества?

Так, по исследованию Юмара Хака, выглядит рейтинг самых важных брендов на сегодняшний день: Google, Samsung, Microsoft, Nestle, Sony, IKEA, Dove, Nike, Walmart, Danone, Philips, P&G.

Вы ведь тоже выбираете именно эти бренды, не так ли?

Рейтинг подтверждает тот факт, что культурная ценность оказывает большое влияние на предпочтения пользователей. Эти бренды востребованы сегодня и будут востребованы, если продолжат встраиваться в жизнь людей, находить глубинные инсайты и помогать решать насущные проблемы, принимая на себя роль волшебной палочки.

Надо еще раз отметить, что роль волшебной палочки, решающей массу проблем компании, для самих брендов играют как раз эти инсайты, а также некоммерческие организации, с помощью которых решаются проблемы общества. Правильно используя ресурсы благотворительных фондов, компания может не только повысить узнаваемость бренда и лояльность к нему, вполне возможно, создав правильный продукт и правильную рекламную стратегию, увеличить объемы продаж и в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

«Старое мышление, – говорит вице-президент Nestlé Джанет Вут, -сводилось к тому, что бизнес занимается только тем, что берет что-то от общества, а дело НКО — критиковать бизнес за это. Но это старый подход. Сейчас многие творческие люди думают о том, каким образом объединить усилия бизнеса и общества, каким образом мы можем на основе нового подхода создавать общие ценности. «Создание общих ценностей» направлено на сам бизнес. Так, Nestlé инвестирует в управление водными ресурсами, питание и развитие сельского хозяйства потому, что это отвечает нашей бизнес-стратегии в долгосрочной перспективе. От того, насколько продуктивно развиваются эти три направления, напрямую зависит успех нашего бизнеса».

Филантропия помогает бизнесу экономить деньги. Более того, она приносит деньги. Самый доступный и красивый путь объединить усилия с НКО – это социальный маркетинг, или CRM (Cause Related Marketing), продавать товары или услуги с «благотворительной нагрузкой». Самый распространенный пример — покупатель супермаркета выбирает товар, а часть суммы покупки идет в ту или иную благотворительную организацию.

На Западе у этой модели более чем 20-летняя история и она доказала свою эффективность. Посредством CRM в пользу некоммерческих организаций привлекаются миллионы, а прибыль компаний-инициаторов возрастает иногда на 50% — за счет роста лояльности покупателей.

Последние примеры, когда российские бренды с помощью CRM получили реальную выгоду, подкрепляют эту тенденцию.

Бренд «Алёнка»® фабрики «Красный Октябрь», входящей в холдинг «Объединённые кондитеры», буквально возродился с помощью CRM.  С 1 июня 2012 года проект «Помогать детям просто» не только помог фонду «Подари жизнь» собрать средства, но и повернул аудиторию в сторону давно забытого бренда. Купив шоколадку «Алёнка»® с логотипом акции, покупатели вносили свой вклад и помогали детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями – один рубль с каждой плитки отчислялся в благотворительный фонд «Подари жизнь».

ФК «Открытие», выкупив права на изображения «Ёжика в тумане», выпустила сетку мерчендайза, который успешно продавался в офисах банка, сети ресторанов «Жан-Жак» в пользу фонда помощи хосписам «Вера». ФК возместила свои затраты, фонд получил средства на свои программы, а бренд «Открытия», благодаря правильной пиар-компании, теперь тесно связан у клиентов с ощущением стабильности, честности, добра и с другими позитивными эмоциями. Более 20 тысяч человек стали обладателями сувенирной продукции с логотипом «Открытия». Кроме того, были выпущены карты банка «Открытие» с символикой акции, кэшбек от проведенных операций по которым идет в фонд «Вера», карты пользуются огромной популярностью среди клиентов банка.

Подобных примеров, когда фонд и бренд создают совместный продукт, который позволяет выиграть обеим сторонам, уже сотни даже в России. Если брать во внимание историю развития совместных мероприятий, акций и рекламных кампаний фондов и коммерческих брендов в США, Австралии, Великобритании, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие несколько лет количество брендов, использующих ресурсы фондов для собственного продвижения, будет расти.

Уже сегодня потребитель выбирает социальную ответственность. Так, в ресторанах «Жан-Жак», людям предоставляется возможность оставить чаевые или передать их в фонд «Вера». Более 60% выбирают передать деньги в фонд. Когда сеть кофеен «Кофемания» присоединилась к акции «Ёжик в тумане» и изготовила специальное пирожное «Доброе дело», средства от продажи которого шли в фонд, люди выбирали это пирожное среди десятка других. И таких людей было очень много. За 12 дней акции «Кофемания» передала в фонд 794 700 рублей.

Эти цифры говорят о том, что люди готовы – они хотят и ждут, когда бренды повернутся к ним лицом, когда компании будут говорить о своей социальной активности и при этом доказывать свои слова на деле, когда бренды облегчат обычным людям путь к добрым делам и им не нужно будет думать и выбирать, как сделать добро, а достаточно будет купить бутылку молока или оформить кредит в банке, и каждое из этих действий будет одновременным участием в жизни общества и улучшению условий жизни незащищенных слоев.

О том, как благотворительность плотно вошла в жизнь и культуру жителей Австралии, пишет  Анна Заболотная: (http://blog.otkazniki-spb.ru/2012/01/австралия-благотворительность-без-ч/) «Сегодня ещё до завтрака я изменила жизнь одной бедной женщины в Марокко, купила пару учебников индийским детям и посадила небольшую пальму. Всё, что мне для этого потребовалось — купить шампунь, крем для тела, бутылку воды и отказаться от сдачи. Вопрос о том, хочешь ли ты заниматься благотворительностью, в Сиднее в принципе не стоит. Стоит выйти из дома и потратить пару долларов — и ты уже благодетель».

Мне хочется жить в таком государстве, где просто участвовать в жизни общества и чувствовать себя живой, способной выбирать и действовать. Сегодня дух этого государства я чувствую в Парке Горького, где катаясь на катке, я помогаю детям из Благотворительного фонда Константина Хабенского, где я могу ездить на велосипеде и заниматься йогой на траве. Я не спрашиваю, кто повернулся ко мне лицом, чтобы я могла радоваться жизни и гулять здесь с детьми, мне просто хорошо и я останусь в этой стране и приду сюда снова. Я чувствую себя живой в «Жак-Жаке», где я обедаю и помогаю пациентам хосписов, в Сокольниках, где стоят ящики для раздельного сбора мусора, я радуюсь, покупая салфетки Zewa – это просто салфетки, а с их помощью я помогаю сиротам в детских домах – и я куплю их снова, потому что мне легко и приятно.

Я – потребитель, которому не наплевать на свою собственную жизнь, которому покупать в этой стране продукты и брать кредиты, есть в ресторанах и растить детей. 60 % своей зарплаты я трачу, оплачивая услуги и покупая продукты. И мой выбор – отдать эти деньги тем брендам, которым тоже не наплевать на мою жизнь.

Для того, чтобы рынок благотворительности в стране стал полноценным и профессиональным, чтобы людям и компаниям было проще в этот рынок интегрироваться и с его помощью достигать собственных благих целей, первое социальное агентство Act.Moscow консультирует своих клиентов и партнеров о возможностях взаимодействия с некоммерческими организациями, а также помогает организовать это взаимодействие. После таких консультаций рождаются потрясающие проекты, выгодные как клиенту, так и НКО, яркие, необычные маркетинговые истории, уникальные мероприятия, продукты и услуги.

В статье использованы материалы: сайта lookatme.ru статья Насти Черниковой «Nike, IBM, Dove и другие: Зачем бренды делают мир лучше» http://www.lookatme.ru/mag/industry/industry-research/194479-social-brands; Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. Сергей Туркин; Материалы из Презентации компании Cloudwather «Банк заслуг»; The Amazon intro to charity corporate partnerships; Creating successful cause–brand alliances: The role of cause involvement, perceived brand motivations and cause–brand alliance attitude/Journal of Brand Management; The Corporations and Communities Debate Series “CSR has nothing to do with charity” March 4th-March 15th 2013. A summary paper from The Economist Intelligence Unit; вице-президент Nestlé Джанет Вут: «Бизнесу выгодно инвестировать в общество»/ «Филантроп» http://philanthropy.ru/intervyu/2013/01/23/9117/#.UgSxvxY3tL4.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: