
Синтез культуры, науки и меценатства
Музейные программы, поддержанные бизнесом, повышают уровень образования, дают новый импульс к развитию самих музеев и формируют у россиян чувство сопричастности великой культуре своей страны.
«Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!» – писал еще в первом веке новой эры римский поэт Марциал. Традиция поддержки художников, поэтов, людей творческих профессий уходит корнями в античные времена. Вряд ли до нас дошли бы творения Вергилия, Горация, многих художников и скульпторов Древнего Рима, если бы не покровительство римского аристократа Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas), бескорыстно помогавшего людям искусства. Недаром его имя стало нарицательным, и сегодня во всем мире людей, поддерживающих искусства, науки, образование называют меценатами.
Немало ярких страниц сохранилось и в нашей отечественной истории меценатства. Без имен выдающихся благотворителей и филантропов – Саввы Морозова, Саввы Мамонтова, Павла Третьякова, братьев Бахрушиных, Александра Штиглица, Гавриилы Солодовникова и многих других – в России не было бы знаменитых теперь на весь мир театров, музеев, картинных галерей, художественных школ и училищ.
Сегодня эти традиции, несмотря на все социальные и политические сложности, стараются сохранять и развивать современные меценаты. Многие проекты Большого академического и Мариинского театров в Москве и Петербурге, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Государственного исторического музея не реализовались бы без поддержки спонсоров и филантропов. Среди них и компания «Северсталь», руководство которой помогает многим учреждениям культуры и образования не только в регионах своего присутствия, но и в крупных экономических и культурных центрах России. В частности, с 2004 года «Северсталь» поддерживает многие проекты Государственного Русского музея в Петербурге.
Поверить алгеброй гармонию
– Первой книгой стала «Алхимия», затем мы выпустили «Математику», – Борис Столяров, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, раскладывает на столе большие, яркие книги-альбомы. – В каждой книге есть не только обширная информация о самом предмете из школьной программы и экспонатах музея, связанных с ним, но и творческие задания, вопросы, на которые должны отвечать ученики.

Борис Столяров, руководитель Центра музейной педагогики ГРМ. Фото предоставлено автором
С 2015 года Русский музей при поддержке спонсоров начал работу над уникальным проектом «Путешествие в мир науки и искусства». Проект формирует новый взгляд на изучение изобразительного искусства за счет синтеза культуры и науки. Это совершенно новый формат работы, который до того времени не использовал в работе с юными посетителями ни один российский музей. Проект включает в себя передвижные дидактические выставки, лекции, беседы, мастер-классы, творческие встречи, курсы повышения квалификации для музейных и школьных педагогов, реализующих образовательные программы отдела.
– С Центром музейной педагогики мы делаем проекты много лет, – рассказал Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали». – Борис Столяров со своей командой объехал множество городов, где читал лекции, проводил мастер-классы. В годы пандемии мы активно вели онлайн-работу с педагогами и учителями из городов присутствия «Северстали», предлагая им различные формы обучения детей через искусство.
Основная часть проекта – издание серии книг-альбомов с включенными в них учебными заданиями практически по всем школьным предметам. Авторы книг, сотрудники Русского музея, рассказывают в них об изобразительном искусстве с позиции точного знания, показывают школьникам, что законы математики, физики или химии нужны специалистам самых разных профессий. В том числе художникам и музейным хранителям.
В «Математике» рассказывается не столько о формулах и уравнениях, сколько о том, как эти формулы и уравнения «рулят» творческим процессом. Потому что перспектива, симметрия, пропорции и даже последовательность Фибоначчи – все это строго подчиняется законам математики. Авторы проекта доказывают это на примере архитектуры Русского музея, на произведениях классического и народного искусства – от древнерусской живописи до Казимира Малевича.
Листая «Физику» и «Химию», школьники узнают, например, что такое цвет на полотне: на примере одной из картин Жоржа Сёра им предлагается попробовать самим разложить краски на отдельные цвета. Или решить задачу – далеко ли в море происходит действие картины Айвазовского «Девятый вал»? Оказывается, настоящий девятый вал можно увидеть совсем близко от берега, а вовсе не посреди бушующего моря, как это представил художник. А заодно на занятии можно обсудить, что такое художественный вымысел и какие приемы используют живописцы, чтобы вызвать у зрителей сильные эмоции.
– Наш Центр музейной педагогики – учреждение дополнительного образования, и мы даем учителям и ученикам перспективу развития и возможность включения этих дисциплин в образовательную область, – рассказывает Борис Столяров. – Мы предлагаем говорить не о том, что изображено, а о том – как. Почему именно так художник строит пропорции, какие задачи он решает? Ведь художник не копирует окружающий мир, он создает свои миры. Конечно, это огромная работа, которую мы делаем вместе с рецензентами-учеными из всех петербургских вузов, академических институтов.
Благодаря поддержке благотворителей специалисты Центра музейной педагогики провели большую серию выездных мастер-классов и лекций по маршруту, предложенному спонсорами: в Вологде, Череповце, в городах Карелии и Мурманской области они проводили занятия на базе местных музеев, обучающие курсы для учителей. И даже когда специалисты Русского музея вернулись в Петербург, совместная работа продолжилась через ресурсные центры, созданные на местах. В планах Центра музейной педагогики Русского музея подготовить к следующему году при поддержке «Северстали» проект «Красота Русского Севера» – провести серию мастер-классов в городах по всему Северному морскому пути.
Играя вдолгую, не проиграешь!
Уже почти 20 лет компания «Северсталь» сотрудничает с Русским музеем. За это время им удалось реализовать большое количество издательских, выставочных, научно-исследовательских, инклюзивных проектов. Конечно, главное направление работы любого музея – организация выставок. Что в современных условиях – задача, подчас сложно выполнимая, поскольку Министерство культуры практически не выделяет музеям средств на выставочную деятельность.

Выставка в Русском музее “Кресло, стул, табурет”, 2022 год, один из совместных выставочных проектов ГРМ и компании “Северсталь”. Фото предоставлено автором
И всем – от Эрмитажа до самого скромного провинциального музея – приходится рассчитывать только на собственные силы, креативный подход и на помощь спонсоров и благотворителей. В такой ситуации поддержка постоянных партнеров играет решающую роль. И оказывается взаимовыгодной.
– Нам важно, чтобы практики Русского музея находили отражение в регионах нашего присутствия, поэтому мы особенно охотно поддерживаем выездные проекты, которые проходят в наших городах – Череповец, Вологда, Мурманская область, Карелия, – говорит Захар Азаров. – Мы вкладываем ресурсы в музейные проекты, потому что поддержка культуры и искусства – надежная модель социальных инвестиций и благотворительности для бизнеса, доказавшая свою эффективность в России и за рубежом. Кроме того, поддержка музеев позволяет сохранять и развивать историческое и культурное наследие регионов, за которые в том числе ответственна компания, и эффективно взаимодействовать с местным сообществом.
В прошлом году в Череповце с огромным успехом прошла большая выставка работ Василия Верещагина, приуроченная к 180-летию знаменитого русского художника. Верещагин – уроженец Череповца, выставка проходила в Доме-музее семьи Верещагиных. Так уж сложились обстоятельства, что его картин в местных музеях очень немного. Поэтому организаторы выставки объединили коллекции сразу нескольких ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Русского музея, Ярославского художественного музея, Рыбинского музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи и Череповецкого музейного объединения. Две работы – этюд «Голова турка» и «Армия Наполеона при отступлении» – предоставил коллекционер и меценат Алексей Егоров, заместитель генерального директора компании «Северсталь».
Верещагин известен в первую очередь своими батальными картинами, выставка в Череповце, главным образом, представила этнографические мотивы в работах, написанных в путешествиях по Средней Азии, Индии, Русскому Северу.
– Участие Русского музея в выставке Василия Верещагина – лишь один из примеров нашего сотрудничества с «Северсталью», – рассказала Евгения Петрова, заместитель генерального директора ГРМ по науке. – Поддержку и помощь с их стороны мы получаем уже давно, в современных условиях, когда музеям практически не выделяют средств на выставки, и мы вынуждены отказываться от каких-то проектов и идей, каждый взнос играет большую роль. Поддержка ответственного бизнеса дает нам возможность показать предметы из наших фондов, принять у себя экспонаты из других музеев, расширить диапазон знаний петербуржцев и гостей города. Среди которых, кстати, немало и туристов из Вологды, Череповца, Карелии.
Осенью этого года посетители Русского музея смогут увидеть две выставки, которые поддержала «Северсталь». Одна из них – «Военный парад» в акварели и фарфоре, вторая – «Школа Филонова».
– Развитие культурных институтов, в том числе музеев, на территориях присутствия всегда приводит к повышению уровня осознанности и образованности жителей, формирует чувство патриотизма, – уверен Захар Азаров. – Это игра вдолгую, но предприимчивые компании, которые стремятся обеспечить свою конкурентоспособность на десятилетия вперед, должны учитывать эти факторы.
На фото: Книги-альбомы проекта “Путешествие в мир науки и искусства”, изданные при поддержки компании “Северсталь”. Фото предоставлено автором
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: