Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Устойчивое развитие
Северсталь Публикация
4018
Читать: 7 мин.

Синтез культуры, науки и меценатства

Наталья Шкуренок,
журналист

Музейные программы, поддержанные бизнесом, повышают уровень образования, дают новый импульс к развитию самих музеев и формируют у россиян чувство сопричастности великой культуре своей страны.

«Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!»  – писал еще в первом веке новой эры римский поэт Марциал. Традиция поддержки художников, поэтов, людей творческих профессий уходит корнями в античные времена. Вряд ли до нас дошли бы творения Вергилия, Горация, многих художников и скульпторов Древнего Рима, если бы не покровительство римского аристократа Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas), бескорыстно помогавшего людям искусства. Недаром его имя стало нарицательным, и сегодня во всем мире людей, поддерживающих искусства, науки, образование называют меценатами.

Немало ярких страниц сохранилось и в нашей отечественной истории меценатства. Без имен выдающихся благотворителей и филантропов – Саввы Морозова, Саввы Мамонтова, Павла Третьякова, братьев Бахрушиных, Александра Штиглица, Гавриилы Солодовникова и многих других – в России не было бы знаменитых теперь на весь мир театров, музеев, картинных галерей, художественных школ и училищ.

Сегодня эти традиции, несмотря на все социальные и политические сложности, стараются сохранять и развивать современные меценаты. Многие проекты Большого академического и Мариинского театров в Москве и Петербурге, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Государственного исторического музея не реализовались бы без поддержки спонсоров и филантропов. Среди них и компания «Северсталь», руководство которой помогает многим учреждениям культуры и образования не только в регионах своего присутствия, но и в крупных экономических и культурных центрах России. В частности, с 2004 года «Северсталь» поддерживает многие проекты Государственного Русского музея в Петербурге.

Поверить алгеброй гармонию

– Первой книгой стала «Алхимия», затем мы выпустили «Математику», – Борис Столяров, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, раскладывает на столе большие, яркие книги-альбомы. – В каждой книге есть не только обширная информация о самом предмете из школьной программы и экспонатах музея, связанных с ним, но и творческие задания, вопросы, на которые должны отвечать ученики.

Борис Столяров, руководитель Центра музейной педагогики ГРМ. Фото предоставлено автором

С 2015 года Русский музей при поддержке спонсоров начал работу над уникальным проектом «Путешествие в мир науки и искусства». Проект формирует новый взгляд на изучение изобразительного искусства за счет синтеза культуры и науки. Это совершенно новый формат работы, который до того времени не использовал в работе с юными посетителями ни один российский музей. Проект включает в себя передвижные дидактические выставки, лекции, беседы, мастер-классы, творческие встречи, курсы повышения квалификации для музейных и школьных педагогов, реализующих образовательные программы отдела.

– С Центром музейной педагогики мы делаем проекты много лет, – рассказал Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали». – Борис Столяров со своей командой объехал множество городов, где читал лекции, проводил мастер-классы. В годы пандемии мы активно вели онлайн-работу с педагогами и учителями из городов присутствия «Северстали», предлагая им различные формы обучения детей через искусство.

Основная часть проекта – издание серии книг-альбомов с включенными в них учебными заданиями практически по всем школьным предметам. Авторы книг, сотрудники Русского музея, рассказывают в них об изобразительном искусстве с позиции точного знания, показывают школьникам, что законы математики, физики или химии нужны специалистам самых разных профессий. В том числе художникам и музейным хранителям.

В «Математике» рассказывается не столько о формулах и уравнениях, сколько о том, как эти формулы и уравнения «рулят» творческим процессом. Потому что перспектива, симметрия, пропорции и даже последовательность Фибоначчи – все это строго подчиняется законам математики. Авторы проекта доказывают это на примере архитектуры Русского музея, на произведениях классического и народного искусства – от древнерусской живописи до Казимира Малевича.

Листая «Физику» и «Химию», школьники узнают, например, что такое цвет на полотне: на примере одной из картин Жоржа Сёра им предлагается попробовать самим разложить краски на отдельные цвета. Или решить задачу – далеко ли в море происходит действие картины Айвазовского «Девятый вал»? Оказывается, настоящий девятый вал можно увидеть совсем близко от берега, а вовсе не посреди бушующего моря, как это представил художник. А заодно на занятии можно обсудить, что такое художественный вымысел и какие приемы используют живописцы, чтобы вызвать у зрителей сильные эмоции.

– Наш Центр музейной педагогики – учреждение дополнительного образования, и мы даем учителям и ученикам перспективу развития и возможность включения этих дисциплин в образовательную область, – рассказывает Борис Столяров. – Мы предлагаем говорить не о том, что изображено, а о том – как. Почему именно так художник строит пропорции, какие задачи он решает? Ведь художник не копирует окружающий мир, он создает свои миры. Конечно, это огромная работа, которую мы делаем вместе с рецензентами-учеными из всех петербургских вузов, академических институтов.

Благодаря поддержке благотворителей специалисты Центра музейной педагогики провели большую серию выездных мастер-классов и лекций по маршруту, предложенному спонсорами: в Вологде, Череповце, в городах Карелии и Мурманской области они проводили занятия на базе местных музеев, обучающие курсы для учителей. И даже когда специалисты Русского музея вернулись в Петербург, совместная работа продолжилась через ресурсные центры, созданные на местах. В планах Центра музейной педагогики Русского музея подготовить к следующему году при поддержке «Северстали» проект «Красота Русского Севера» – провести серию мастер-классов в городах по всему Северному морскому пути.

Играя вдолгую, не проиграешь!

Уже почти 20 лет компания «Северсталь» сотрудничает с Русским музеем. За это время им удалось реализовать большое количество издательских, выставочных, научно-исследовательских, инклюзивных проектов. Конечно, главное направление работы любого музея – организация выставок. Что в современных условиях – задача, подчас сложно выполнимая, поскольку Министерство культуры практически не выделяет музеям средств на выставочную деятельность.

Выставка в Русском музее “Кресло, стул, табурет”, 2022 год, один из совместных выставочных проектов ГРМ и компании “Северсталь”. Фото предоставлено автором

И всем – от Эрмитажа до самого скромного провинциального музея – приходится рассчитывать только на собственные силы, креативный подход и на помощь спонсоров и благотворителей. В такой ситуации поддержка постоянных партнеров играет решающую роль. И оказывается взаимовыгодной.

– Нам важно, чтобы практики Русского музея находили отражение в регионах нашего присутствия, поэтому мы особенно охотно поддерживаем выездные проекты, которые проходят в наших городах – Череповец, Вологда, Мурманская область, Карелия, – говорит Захар Азаров. – Мы вкладываем ресурсы в музейные проекты, потому что поддержка культуры и искусства – надежная модель социальных инвестиций и благотворительности для бизнеса, доказавшая свою эффективность в России и за рубежом. Кроме того, поддержка музеев позволяет сохранять и развивать историческое и культурное наследие регионов, за которые в том числе ответственна компания, и эффективно взаимодействовать с местным сообществом.

В прошлом году в Череповце с огромным успехом прошла большая выставка работ Василия Верещагина, приуроченная к 180-летию знаменитого русского художника. Верещагин – уроженец Череповца, выставка проходила в Доме-музее семьи Верещагиных. Так уж сложились обстоятельства, что его картин в местных музеях очень немного. Поэтому организаторы выставки объединили коллекции сразу нескольких ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Русского музея, Ярославского художественного музея, Рыбинского музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи и Череповецкого музейного объединения. Две работы – этюд «Голова турка» и «Армия Наполеона при отступлении» – предоставил коллекционер и меценат Алексей Егоров, заместитель генерального директора компании «Северсталь».

Верещагин известен в первую очередь своими батальными картинами, выставка в Череповце, главным образом, представила этнографические мотивы в работах, написанных в путешествиях по Средней Азии, Индии, Русскому Северу.

– Участие Русского музея в выставке Василия Верещагина – лишь один из примеров нашего сотрудничества с «Северсталью», – рассказала Евгения Петрова, заместитель генерального директора ГРМ по науке. – Поддержку и помощь с их стороны мы получаем уже давно, в современных условиях, когда музеям практически не выделяют средств на выставки, и мы вынуждены отказываться от каких-то проектов и идей, каждый взнос играет большую роль. Поддержка ответственного бизнеса дает нам возможность показать предметы из наших фондов, принять у себя экспонаты из других музеев, расширить диапазон знаний петербуржцев и гостей города. Среди которых, кстати, немало и туристов из Вологды, Череповца, Карелии.

Осенью этого года посетители Русского музея смогут увидеть две выставки, которые поддержала «Северсталь». Одна из них – «Военный парад» в акварели и фарфоре, вторая – «Школа Филонова».

– Развитие культурных институтов, в том числе музеев, на территориях присутствия всегда приводит к повышению уровня осознанности и образованности жителей, формирует чувство патриотизма, – уверен Захар Азаров. – Это игра вдолгую, но предприимчивые компании, которые стремятся обеспечить свою конкурентоспособность на десятилетия вперед, должны учитывать эти факторы.

На фото: Книги-альбомы проекта “Путешествие в мир науки и искусства”, изданные при поддержки компании “Северсталь”. Фото предоставлено автором

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: