Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Коммуникации и продвижение
664
Читать: 6 мин.

Российский бизнес станет устойчивее

Журнал "Бизнес и общество" 70-71

Статья подготовлена на основе двух исследований, разработанных и проведенных специалистами аудиторско-консалтинговой группы компаний BDO. В ходе первого были опрошены представители 59 российских и действующих в России международных компаний, а в ходе второго – около 20. Материалы исследований были разработаны с учетом более чем десятилетнего консультационного опыта сети BDO в области устойчивого развития, а также руководства по отчетности в области устойчивого развития – GRI (Глобальная инициатива по отчетности), стандарта «Руководство по социальной ответственности» ISO 26000 и других международных документов.
В современном мире ни одна компания не сможет успешно развиваться без учета влияния своей деятельности на общество. Большинство российских компаний осознают важность клиентоориентированного подхода, но далеко не все четко представляют взаимосвязь своего успеха и потребностей поставщиков, работников, инвесторов, регуляторов, местных сообществ и других заинтересованных сторон. Тем не менее, отечественные компании уже приходят к осознанию важности идеи устойчивого развития (далее также – УР), которое базируется на принципах, предполагающих использование менеджментом компании методов управления, ориентированных на долгосрочную перспективу.
Зародившись еще в 1980-х годах, концепция устойчивого развития затрагивает сегодня практически все сферы деятельности компании – от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения рабочей среды, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности корпоративной структуры управления, от взаимоотношений с клиентами до тщательного отбора поставщиков. Для России эта концепция достаточно нова: данные национального регистра РСПП свидетельствуют, что лишь около  100 отечественных компаний готовят отчетность в области корпоративной социальной ответственности и УР. Деятельность в этой сфере многие отечественные компании рассматривают в большей степени как риск-менеджмент, нежели как возможность получения экономических выгод. Однако можно предположить, что «монетизация» усилий в этом направлении и постановка целей, направленных на достижение экономических преимуществ в долгосрочной перспективе, станет следующим этапом устойчивого развития российских компаний в ближайшем будущем.
Исследование аудиторско-консалтинговой группы компаний BDO в России, в котором приняли участие 59 компаний из разных отраслей, показывает, что устойчивое развитие в нашей стране набирает обороты. Если несколько лет назад оно рассматривалось как разновидность PR или даже как реакция на внешнее воздействие со стороны регулятора, СМИ или общественности, то сейчас бизнес интересуют прежде всего вопросы стратегии устойчивого развития: исследование BDO показало, что формированию стратегии УР и ее внедрению большинство респондентов отводит важнейшее место. На втором месте оказались вопросы отчетности по устойчивому развитию, его преимущества и способы рекламы в организации, инфраструктура и контроль, а также верификация отчетности.
Еще один опрос российских компаний, проведенный BDO в июне 2012 г., позволил выявить риски и аспекты деятельности, наиболее значимые для устойчивого развития. Так, в блоке «Ответственность за выпускаемую продукцию» большинство компаний-респондентов отметили как важнейший аспект качество продукции, а также ее безопасность для здоровья (Рис.2). Риски в области цепочек поставок, по мнению респондентов, можно нивелировать путем тщательного отбора поставщиков и хорошо структурированных, прозрачных закупочных процедур. Во взаимоотношениях с клиентами опрошенные считают самым важным компонентом механизмы отслеживания удовлетворенности клиента и рассмотрения жалоб, а также адаптацию к потребностям клиента и качество обслуживания. В сфере трудовых отношений как элемента концепции УР респонденты ставят на первый план предоставление сотрудникам возможностей для развития, соблюдение баланса «работа/отдых» и внутрикорпоративные коммуникации; второе место отводится охране труда и безопасности рабочих мест, а также сохранению и развитию человеческого капитала. Участие в жизни местных сообществ для компаний-респондентов – это, прежде всего, партнерство в академическом, социальном, экологическом направлениях, волонтерские инициативы и т.д. Наконец, с точки зрения воздействия на окружающую среду, большинство компаний ставят во главу угла предотвращение загрязнения воздуха, почвы и воды, а также переработку отходов, соответствие экостандартам и требованиям законодательства.
Интересно отметить, что с точки зрения УР, зарубежные компании рассматривают защиту окружающей среды как очень важное направление, тогда как российские, не считают его темой первостепенной значимости (по итогам исследования BDO она заняла лишь 6-7 место). В эпоху глобального изменения климата многие транснациональные корпорации и крупные компании предпринимают значительные усилия, направленные на защиту окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. В качестве примеров можно привести Глобальную водную стратегию Coca-Cola, программу уменьшения выбросов углеводородов и использования ветряной энергии, разработанную компанией Novo Nordisk, и т.д. Впрочем, подобные инициативы наблюдаются не только в области экологии – достаточно вспомнить программы IBM для компаний малого и среднего бизнеса или форум женщин-лидеров под эгидой Best Buy. Следует подчеркнуть, что такого рода программы не просто формируют положительный имидж компании: они нацелены на получение конкретного экономического результата в виде увеличения выручки, уменьшения затрат и повышения уровня лояльности сотрудников.

Значимость для общего подхода к риск-менеджменту в части УР

Исследования BDO показали, что в сфере корпоративного управления как элементе УР ключевым аспектом респонденты считают видение и политику устойчивого развития; несколько менее важной оказалась интеграция экологических, социальных и управленческих рисков в общую концепцию управления рисками. В целом же, по мнению опрошенных, главное для устойчивого развития компании – ее ответственность за качество продукции/услуг, а также ответственность работодателя и корпоративное управление.
Учитывая растущий интерес отечественных компаний к теме устойчивого развития, не удивительно, что некоторые из них уже сегодня открывают позиции и даже подразделения, отвечающие за работу в этой сфере. При этом, как показало исследование BDO в области устойчивого развития, речь идет не о простом совмещении обязанностей, а о специализированных структурах (в крупных компаниях – о бизнес-единицах) или как минимум введении в штат новой должности – менеджер в области устойчивого развития. Этот новый для России специалист призван направлять компанию по пути устойчивого развития; зарубежная практика позволяет выделить четыре ключевых направления деятельности менеджера по УР:
– инициативы в областях, не охваченных текущей оргструктурой (продвижение целевых программ по корпоративной этике, уменьшение загрязнения окружающей среды, предотвращение коррупции, разработка инвестиционной стратегии для местных сообществ и т.д.);
– диалог с заинтересованными сторонами и внутренние коммуникации (идентификация ключевых стейкхолдеров и определение сотрудников, ответственных за контакты с ними, формализация процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечение обратной связи от компании);
– координация информационных потоков внутри компании;
– внедрение программы устойчивого развития внутри организации.
Одна из ключевых задач при реализации концепции УР и проведении необходимых преобразований в компании – вовлечение в этот процесс всех ее подразделений (и это одна из задач менеджера по устойчивому развитию). Каждый департамент должен иметь возможность оценить свою деятельность с точки зрения УР и, осознав свою роль в нем, соответственно пересмотреть принятые бизнес-процессы. Определиться с планом действий и необходимыми процедурами должно каждое подразделение компании, после того, как это произойдет, менеджер в области устойчивого развития совместно с подразделениями приступает к формулировке целей и разработке показателей для компании в целом (эти показатели могут учитываться также и в планах по непрерывному улучшению эффективности деятельности компании).
По данным исследования BDO в области УР, 77% топ-менеджеров из компаний-респондентов считают, что непосредственно связаны с тематикой устойчивого развития (отметим, что абсолютное большинство респондентов (79,7%) – сотрудники крупных компаний). Разумеется, в штате большинства организаций менеджеров по устойчивому развитию пока нет – это связано как с новизной направления УР для России, так и с острой нехваткой подготовленных кадров на рынке. Тем не менее, все больше отечественных компаний приходят к осознанию важности идеи устойчивого развития, и можно с уверенностью утверждать: те, кто возьмет на вооружение эту идею в ближайшее время, получат определенное конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: