Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
Коммуникации и продвижение
Социальные инвестиции
600
Читать: 6 мин.

«Путевые заметки» с Гайдаровского форума 2020: взгляд эксперта по КСО и устойчивому развитию

Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н.

Гайдаровский форум в этом году вновь стал крупнейшим государственным и экспертным мероприятием, призванным обсудить важнейшие проблемы экономического, социального, экологического и предпринимательского характера.

Начнем с экологии. На сессии под названием «Неудобная правда: прагматичный взгляд на экологическую ответственность бизнеса» были представлены примеры и различные варианты решений экологических проблем.

Американский профессор MIT Йосси Шеффи на кейсах крупных международных компаний, таких как Coca-Cola, Apple, Microsoft, Ford, проанализировал тенденции снижения выбросов парниковых газов, экологичности производства и индустриализации. Ничего особенно нового он не изложил, повторив известный американский тезис о том, что никто еще не доказал прямую взаимосвязь изменений климата и роста выбросов ПГ. Но все же ошарашил слушателей новостью о том, что в 2019 году мировым лидером по снижению выбросов СО2 в воздух стали США в силу резкого снижения стоимости добычи нефти и газа.

Затем Даница Пург, президент CEEMAN, продолжила освещение проблемы экологичности, отметившая ответственность бизнес-школ за то, что происходит сегодня, и за ситуацию в будущем. Единственное конкретное выступлением было от президента ООО «Русэнергосбыт» Михаил Андронова. Рассказав, как заработать на экологии в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), он отметил важность разрабатываемого закона о микрогенерации, проанализировал документ «Зеленые сертификаты». Энди Мэйн Вилсон, президент AMBA, отметил влияние социальной ответственности на примере пяти заинтересованных сторон: потребители, предприятия, педагоги, правительства, СМИ. Именно эти акторы являются основополагающими при решении экологических проблем, считает он.

В сухом остатке: довольно тривиальные суждения западных экспертов при отсутствии российских оппонентов из Министерства природных ресурсов и экологии и известных российских экологов. Никакие острые российские вопросы переработки отходов, политики снижения выбросов в атмосферу, невероятного роста лесных пожаров так и не были затронуты – некому было это делать. Так что в области экологии Гайдаровский форум проблем не видит, судя по составу приглашенных к дискуссии экспертов.

Экспертная дискуссия «Лучшие практики достижения целей устойчивого развития» была посвящена проблеме достижения целей устойчивого развития (ЦУР ООН) с помощью общепринятой системы индикаторов, задачам государства и общества в контексте устойчивого развития, развитию партнерства между странами.

Член Межправительственной группы экспертов по изменению климата, получившей Нобелевскую премию мира в 2007 году, профессор Рае Квон Чунг заявил, что одной из приоритетных целей устойчивого развития является защита окружающей среды, продвигающая теорию “зеленого роста” с 2005 года, которая подразумевает создание новых драйверов экономического роста и рабочих мест с использованием экологически чистой энергии.

Необычно актуально прозвучало заявление директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Порфирьева о том, что

«практики станут лучшими, если будут опираться на продуманные стратегии». Они должны реализовываться на всех уровнях – на предприятиях, в корпорациях и регионах. Сейчас этот процесс движется очень медленно, есть серьезное отставание по всем 169 задачам повестки ЦУР.

«Движение идет не в ту сторону», считает Борис Порфирьев: «Повышение качества жизни, сокращение неравенства и реализация других целей устойчивого развития недостижимы в условиях падающей экономики». Трудно с ним не согласится: в РФ до сих пор нет ни Стратегии устойчивого развития, ни Стратегии достижения целей устойчивого развития ООН.

Андрей Марголин, проректор РАНХиГС и директор Института финансов и устойчивого развития, привел результаты опроса экспертов, согласно которому главными причинами замедления темпов экономического роста являются преобладание краткосрочных целей над долгосрочными и кризис доверия, блокирующий любое продвижение.

«Мы ничего не сможем сделать без качественного непрерывного образования, экономического развития и сотрудничества между странами».

Председатель Управляющего комитета Регионального хаба в сфере государственной службы Казахстана Алихан Байменов отметил, что, помимо международного сотрудничества, правительство должно «добросовестно выполнять свою работу» и постоянно помнить про индикаторы ЦУР». Он предложил создать экспертную площадку при ООН по разным вопросам человеческого благосостояния.

Геннадий Пальчик, ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Беларусь, рассказал о национальном координационном механизме по реализации ЦУР, позволившем закрепить ответственность за конкретными министерствами и ведомствами, создать платформу для обмена опытом и эффективно решать задачи вертикальной и горизонтальной координации. В 2019 году Республика Беларусь стала региональным лидером в реализации Повестки дня Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года и заняла 23 место среди 162 стран.

По итогам дискуссии стало ясно, что России в области работы по ЦУР ООН уже впору равняться на Казахстан и Беларусь, т.к. на правительственном уровне никакой официальной политики или концепции в области ЦУР ООН так и не разработано.

Наконец, самой интересной и содержательной стала дискуссия на сессии «Российский добровольный национальный обзор – 2020: вызовы для целей устойчивого развития – 2030».

Этот государственный обзор готовится Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и будет представлен в июле 2020 года в ООН в Нью-Йорке. Татьяна Радченко, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, проинформировала о ходе подготовки этого непростого документа по всем 17 направлениям ЦУР. Уже в феврале т.г. состоится его обсуждение с широким кругом государственных, экспертных и общественных организаций.

Александр Плакида, генеральный директор АО «Альянс Консалтинг», председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» в России, выступивший модератором  сессии, сообщил участникам, что Национальная сеть ГД ООН в России готовит параллельный доклад по деятельности российского бизнеса в области достижения ЦУР.

Директор Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Российской Федерации Петр Ильичев и директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов обсуждали ЦУР ООН в контексте Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», правда, не объяснив при этом, насколько ЦУР и его 169 задач с ними совпадают и коррелируются. Дмитрий Зайцев, аудитор Счетной палаты РФ, добавил, что с 2016 года она проводит аудит и мониторинг ЦУР в рамках Указа 204. При этом он отметил, что показатели достижения Национальных целей и ЦУР не полностью синхронизированы.

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, наиболее четко прокомментировала состояние дел по работе по ЦУР в рамках добровольного национального обзора по ЦУР – 2020. Она образно представила обзоры по ЦУР и по национальным целям как две сферы, частично между собой пересекающиеся, но не полностью совпадающие. Поэтому сбор информации для Обзора по ЦУР является непростым процессом, т.к. используемые индикаторы часто не совпадают с индикаторами по национальным целям.  В итоге она пришла к предложению о разработке Концепции РФ по ЦУР до 2030 года.

Наш экспертный вывод: работа по «Российскому добровольному национальному обзору – 2020: вызовы для целей устойчивого развития – 2030» важна и актуальна. Экспертно нам представляется, что представленный доклад должен лечь в основу Концепции (стратегии) РФ по ЦУР до 2030 года с четкими показателями и этапами достижения 17 ЦУР и 169 задач с использованием показателей ЦУР ООН. Но это в идеале, т.к. для этого требуется решение Председателя Правительства и МИДа РФ. Пока что приходится констатировать, что с точки зрения структурной, по целям и показателям ЦУР ООН не полностью совпадают с национальными целями РФ.

В дополнение по теме: ДГО – доклады гражданского общества, которые также называют «теневыми отчетами» (Shadow Reports), «отчетами всеобщего внимания» (Spotlight Reports) или «параллельными отчетами» (Parallel Reports) актуальны, когда организации гражданского общества (ОГО) не были привлечены к разработке Добровольного национального обзора (ДНО) и считают, что ДНО неадекватен и не освещает проблемные аспекты страны. На этот счет никакой ясности пока что нет, т.к. частично как НКО, так и эксперты были привлечены к работе 17 групп по ЦУР ООН со стороны Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: