«Путевые заметки» с Гайдаровского форума 2020: взгляд эксперта по КСО и устойчивому развитию
Гайдаровский форум в этом году вновь стал крупнейшим государственным и экспертным мероприятием, призванным обсудить важнейшие проблемы экономического, социального, экологического и предпринимательского характера.
Начнем с экологии. На сессии под названием «Неудобная правда: прагматичный взгляд на экологическую ответственность бизнеса» были представлены примеры и различные варианты решений экологических проблем.
Американский профессор MIT Йосси Шеффи на кейсах крупных международных компаний, таких как Coca-Cola, Apple, Microsoft, Ford, проанализировал тенденции снижения выбросов парниковых газов, экологичности производства и индустриализации. Ничего особенно нового он не изложил, повторив известный американский тезис о том, что никто еще не доказал прямую взаимосвязь изменений климата и роста выбросов ПГ. Но все же ошарашил слушателей новостью о том, что в 2019 году мировым лидером по снижению выбросов СО2 в воздух стали США в силу резкого снижения стоимости добычи нефти и газа.
Затем Даница Пург, президент CEEMAN, продолжила освещение проблемы экологичности, отметившая ответственность бизнес-школ за то, что происходит сегодня, и за ситуацию в будущем. Единственное конкретное выступлением было от президента ООО «Русэнергосбыт» Михаил Андронова. Рассказав, как заработать на экологии в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), он отметил важность разрабатываемого закона о микрогенерации, проанализировал документ «Зеленые сертификаты». Энди Мэйн Вилсон, президент AMBA, отметил влияние социальной ответственности на примере пяти заинтересованных сторон: потребители, предприятия, педагоги, правительства, СМИ. Именно эти акторы являются основополагающими при решении экологических проблем, считает он.
В сухом остатке: довольно тривиальные суждения западных экспертов при отсутствии российских оппонентов из Министерства природных ресурсов и экологии и известных российских экологов. Никакие острые российские вопросы переработки отходов, политики снижения выбросов в атмосферу, невероятного роста лесных пожаров так и не были затронуты – некому было это делать. Так что в области экологии Гайдаровский форум проблем не видит, судя по составу приглашенных к дискуссии экспертов.
Экспертная дискуссия «Лучшие практики достижения целей устойчивого развития» была посвящена проблеме достижения целей устойчивого развития (ЦУР ООН) с помощью общепринятой системы индикаторов, задачам государства и общества в контексте устойчивого развития, развитию партнерства между странами.
Член Межправительственной группы экспертов по изменению климата, получившей Нобелевскую премию мира в 2007 году, профессор Рае Квон Чунг заявил, что одной из приоритетных целей устойчивого развития является защита окружающей среды, продвигающая теорию “зеленого роста” с 2005 года, которая подразумевает создание новых драйверов экономического роста и рабочих мест с использованием экологически чистой энергии.
Необычно актуально прозвучало заявление директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Порфирьева о том, что
«практики станут лучшими, если будут опираться на продуманные стратегии». Они должны реализовываться на всех уровнях – на предприятиях, в корпорациях и регионах. Сейчас этот процесс движется очень медленно, есть серьезное отставание по всем 169 задачам повестки ЦУР.
«Движение идет не в ту сторону», считает Борис Порфирьев: «Повышение качества жизни, сокращение неравенства и реализация других целей устойчивого развития недостижимы в условиях падающей экономики». Трудно с ним не согласится: в РФ до сих пор нет ни Стратегии устойчивого развития, ни Стратегии достижения целей устойчивого развития ООН.
Андрей Марголин, проректор РАНХиГС и директор Института финансов и устойчивого развития, привел результаты опроса экспертов, согласно которому главными причинами замедления темпов экономического роста являются преобладание краткосрочных целей над долгосрочными и кризис доверия, блокирующий любое продвижение.
«Мы ничего не сможем сделать без качественного непрерывного образования, экономического развития и сотрудничества между странами».
Председатель Управляющего комитета Регионального хаба в сфере государственной службы Казахстана Алихан Байменов отметил, что, помимо международного сотрудничества, правительство должно «добросовестно выполнять свою работу» и постоянно помнить про индикаторы ЦУР». Он предложил создать экспертную площадку при ООН по разным вопросам человеческого благосостояния.
Геннадий Пальчик, ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Беларусь, рассказал о национальном координационном механизме по реализации ЦУР, позволившем закрепить ответственность за конкретными министерствами и ведомствами, создать платформу для обмена опытом и эффективно решать задачи вертикальной и горизонтальной координации. В 2019 году Республика Беларусь стала региональным лидером в реализации Повестки дня Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года и заняла 23 место среди 162 стран.
По итогам дискуссии стало ясно, что России в области работы по ЦУР ООН уже впору равняться на Казахстан и Беларусь, т.к. на правительственном уровне никакой официальной политики или концепции в области ЦУР ООН так и не разработано.
Наконец, самой интересной и содержательной стала дискуссия на сессии «Российский добровольный национальный обзор – 2020: вызовы для целей устойчивого развития – 2030».
Этот государственный обзор готовится Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и будет представлен в июле 2020 года в ООН в Нью-Йорке. Татьяна Радченко, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, проинформировала о ходе подготовки этого непростого документа по всем 17 направлениям ЦУР. Уже в феврале т.г. состоится его обсуждение с широким кругом государственных, экспертных и общественных организаций.
Александр Плакида, генеральный директор АО «Альянс Консалтинг», председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» в России, выступивший модератором сессии, сообщил участникам, что Национальная сеть ГД ООН в России готовит параллельный доклад по деятельности российского бизнеса в области достижения ЦУР.
Директор Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Российской Федерации Петр Ильичев и директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов обсуждали ЦУР ООН в контексте Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», правда, не объяснив при этом, насколько ЦУР и его 169 задач с ними совпадают и коррелируются. Дмитрий Зайцев, аудитор Счетной палаты РФ, добавил, что с 2016 года она проводит аудит и мониторинг ЦУР в рамках Указа 204. При этом он отметил, что показатели достижения Национальных целей и ЦУР не полностью синхронизированы.
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, наиболее четко прокомментировала состояние дел по работе по ЦУР в рамках добровольного национального обзора по ЦУР – 2020. Она образно представила обзоры по ЦУР и по национальным целям как две сферы, частично между собой пересекающиеся, но не полностью совпадающие. Поэтому сбор информации для Обзора по ЦУР является непростым процессом, т.к. используемые индикаторы часто не совпадают с индикаторами по национальным целям. В итоге она пришла к предложению о разработке Концепции РФ по ЦУР до 2030 года.
Наш экспертный вывод: работа по «Российскому добровольному национальному обзору – 2020: вызовы для целей устойчивого развития – 2030» важна и актуальна. Экспертно нам представляется, что представленный доклад должен лечь в основу Концепции (стратегии) РФ по ЦУР до 2030 года с четкими показателями и этапами достижения 17 ЦУР и 169 задач с использованием показателей ЦУР ООН. Но это в идеале, т.к. для этого требуется решение Председателя Правительства и МИДа РФ. Пока что приходится констатировать, что с точки зрения структурной, по целям и показателям ЦУР ООН не полностью совпадают с национальными целями РФ.
В дополнение по теме: ДГО – доклады гражданского общества, которые также называют «теневыми отчетами» (Shadow Reports), «отчетами всеобщего внимания» (Spotlight Reports) или «параллельными отчетами» (Parallel Reports) актуальны, когда организации гражданского общества (ОГО) не были привлечены к разработке Добровольного национального обзора (ДНО) и считают, что ДНО неадекватен и не освещает проблемные аспекты страны. На этот счет никакой ясности пока что нет, т.к. частично как НКО, так и эксперты были привлечены к работе 17 групп по ЦУР ООН со стороны Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: