Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Коммуникации и продвижение
2951
Читать: 4 мин.

По обзвонённым головам КСО не плачет

Олег Базалеев,
эксперт по ESG и устойчивому развитию, старший консультант и основатель Frontier ESG Solutions, кандидат социологических наук

Я состою в одной закрытой группе на Фейсбуке, объединяющей рекламщиков и маркетологов, и там в эту пятницу развернулась нешуточная дискуссия.

Одна из участниц делилась опытом, как в их фирме робот-автодозвонщик в день обрабатывает звонками три тысячи человек – всего по шестьдесят копеек за обзвонённую голову.

Написавшая пост радуется, что от таких звонков «конверсия в лид составляет от 0,5 до 3%». Да, немного, но всё получится, если «отжаривать» автозвонками как можно больше поселян. По её статистике, если подвергнуть миномётному звонкообстрелу 200 человек, как минимум один бедолага точно спасует перед напором голосового бота – и «тепленьким» свалится на уровень ниже в воронке продаж.

(К слову, в комментариях потом авторше напомнили, что автообзвоны держатся на использовании ворованных баз данных и за деньги «слитых» личных данных людей).

Я написал комментарий к этому посту, буквально следующее:

«Есть такое понятие, как экологичность технологии. То есть насколько та или иная технология безвредна для окружающих – возможно, не напрямую, а по своим косвенным последствиям.

Ураганные звонки автообзвонов (на пару с фишинговыми звонками тюремных сидельцев из «службы безопасности вашего банка») привели к тому, что куча людей перестала просто брать трубку, когда звонят с неизвестного номера.

То есть вы убили важное средство коммуникации.

Бабушке звонят назначить новое время в поликлинике, но она не возьмёт трубку и не узнает об этом.

Это как если бы ресторан сделал бы летнюю веранду на пол-улицы, перекрыв дорогу пожарным машинам и скорой помощи.

Это называется убивать public good (общественное благо) ради личной выгоды».

(Конец комментария)

Любопытно, что за несколько часов мой комментарий набрал больше полусотни лайков – и это в тематическом сообществе! В каком-то смысле это как если бы в профильной закрытой группе, объединяющей работников мясокомбинатов, все массово лайкали бы пост о необходимости уходить в веганы.

Но было видно, что многих на личном уровне достала навязчивая автоматическая реклама с её информационным мусором – настолько, что уже на второй план уходят профессиональные интересы.

Я снова вспомнил про то, о чём говорил не раз.

В России в своё время неправильно было переведено с английского языка (и, как следствие, было неправильно понято) понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО).

Во всём мире словосочетание ‘corporate social responsibility’ дословно и буквально означает «ответственность бизнеса перед обществом». Но переведённое как «корпоративная социальная ответственность», оно в России фактически перепуталось с понятием «социальные инвестиции» – просто похоже по звучанию.

Да ещё слово «корпоративный» создаёт впечатление, что какие-то долги перед социумом возникают только у крупных концернов.

Вот и возникает при слове «КСО» в головах бизнесменов виртуальный чек-лист:

  • Вот мы маленький ресторанчик. Ждёт ли от нас общество, что мы, скажем, построим детскую игровую площадку? Ведь КСО – это же социальные инвестиции, не так ли? Нет, не ждёт! Тема КСО закрыта!
  • Или вот мы большая торговая фирма, которая ежедневно автодозвонами «обрабатывает» двадцать тысяч человек, из которых 99.9 процентов гневно бросают трубку. Надо ли нам что-то делать по части корпоративной социальной ответственности? Ну, да – и мы уже построили детскую игровую площадку! Тема КСО закрыта!

Что получается? Компании стали использовать автодозвон как новую маркетинговую технологию. Будучи поставленной на поток, эта инновация ощутимо снизила качество жизни миллионов россиян (примерно каждого первого), в значительной степени «убила» телефонную связь как таковую или как минимум подорвала к ней доверие.

И при этом всё это не воспринимается обществом как что-то, достойное рассмотрения в парадигме «корпоративной социальной ответственности», «ответственности бизнеса перед обществом»!

Нет запроса от общества – нет и отклика от компаний! Бизнесы спокойно покупают автодозвонные услуги, и не думают, что делают что-то нехорошее для общественного блага. Им в голову не приходит предварительно оценивать маркетинговые инструменты своего бизнеса с точки зрения их «экологичности».

… Позднее один из комментаторов написал, что автодозвон в России – вне закона, и за него вполне можно схлопотать административную статью.

И в самом деле, как оказалось, есть письмо российского антимонопольного ведомства, где ФАС грозит пальцем нехорошим рекламораспространителям: автодозвон и автоматическая рассылка могут расцениваться как нарушение федерального закона «О рекламе».

В общем-то старая знакомая тема. Ещё Пушкину приписывают фразу про то, что «государство в России – единственный европеец».

Если общество путём саморегулирования и выработки внутренних норм (а КСО во всём мире – это прежде всего про саморегулирование, «социальное давление» и внутренние нормы, а уж потом про строительство детских игровых площадок) не способно справиться с проблемой, то выход на сцену государства с административной дубинкой вполне закономерен.

И будет встречаться аплодисментами.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: