Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Репутация

Коммуникационные проекты концепции устойчивого развития

Гюзелла Николайшвили
доцент НИУ «Высшая школа экономики», директор АНО «Лаборатория социальной рекламы»

В 2015 году 193 страны приняли «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года», которая включает 17 глобальных целей. Они носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.

Однако тесная взаимосвязь бизнеса и понятия «устойчивости» существовала за много лет до этой инициативы, хотя и не была четко регламентирована и относилась, скорее, к полю корпоративной социальной ответственности.

При этом большинство респондентов признавало благоприятный эффект для компаний при согласовании их работы с принципами устойчивости:

  • грамотное и экономичное распоряжение ресурсами позволит бизнесу в меньшей степени зависеть от перепадов цен;
  • правительства большинства стран все больше поддерживают курс на устойчивое развитие, так что компаниям, работающим по принципам устойчивости, будет легче подстраиваться под изменения в законодательстве;
  • заинтересованность клиентов, акционеров и фондовых рынков в устойчивости бизнеса, которая служит одним из критериев оценки компаний при принятии решений об инвестициях;
  • ранее принятие принципов устойчивости позволит компании занять более выгодное положение по отношению к конкурентам, которые не успели сформировать такую позицию.

Большое количество компаний взяли на вооружение концепцию устойчивого развития. Ниже представлен первичный анализ медиаполя коммуникационных компаний крупного российского и зарубежного бизнеса, решающие социальные и экологические проблемы через ЦУР.

Сбербанк: «Видеть невидимое» (Цель № 17 – «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития»).

В 2016 году в Международный день слепых Сбербанк, известный своей сформированной позицией по устойчивому развитию, запустил кампанию «Видеть невидимое», которая презентовала ряд художественных выставок для незрячих и слабовидящих людей. На выставках были представлены шедевры мировой живописи на тактильных полотнах. Также к каждой картине прилагались буклеты с ее детальным описанием на языке Брайля и аудиогиды, что помогло особенным посетителям полнее воспринимать художественные работы. Как заявлял Сбербанк, цель данной акции — сделать искусство доступным каждому. Акция стартовала в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Однако не стоит упускать факт того, что в перспективе кампания многократно окупилась, увеличив уровень популярности и улучшив имидж банка. Проект стал победителем в номинации КСО на VIII международном фестивале социальной рекламы LIME в мае 2018 года.

Ссылка: https://youtu.be/XAsTorQvAVE

Норильский никель (Цель № 11 – «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов»).

Особое место среди коммуникационных занимают урбанистические проекты бизнеса, где заботятся о пространстве города, его современном духе, сообществах и его атмосфере. Такие проекты свойственны добывающим компаниям, для которых благоустройство и инфраструктура территории стратегически важны. Первостепенная задача таких проектов – уменьшение миграции населения, удержание его на рабочих местах в градообразующих предприятиях. Не так давно бизнес стал думать не только о бытовом, но и о психологическом комфорте жителей городов. Стали возникать глобальные арт-проекты, подобно знаменитому «Арт-оврагу». Уже семь лет этот фестиваль пробует вернуть жизнь в моногород Выкса Нижегородской области. Приглашая известных кураторов и художников, организаторам удалось построить 85 арт-объектов и 7 арт-дворов. Создатели «Арт-Оврага» выпустили методичку «Создай свой город», чтобы любой мог перенять их опыт, а Strelka Mag провёл собственную ревизию фестиваля и узнал, как организаторы помогают заводчанам полюбить стрит-арт, а за ним и родной город. Организаторы проекта – Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК») и благотворительный фонд «ОМК-Участие». Другая стратегия корпоративных социальных проектов крупного бизнеса – развитие социального предпринимательства, проведение конкурсов грантов на развитие малого бизнеса, социального предпринимательства и НКО на территориях присутствия.

Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/3v1S/42hhWCLMp

Samsung: «Nanum Village» (Цель № 1 – «Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах»).

Этот проект – одна из крупнейших кампаний по борьбе с нищетой и созданию инфраструктуры для благоприятной жизни в малообеспеченных и неимущих регионах. Фокус программы акцентирован на улучшении социальной инфраструктуры при помощи сотрудничества с местными властями. Проект активно вовлекает сотрудников в развитие отдельных сообществ. Также компания заботится и об экологической обстановке: почти вся инфраструктура, будь то медицинские центры или учебные заведения, работают на солнечных батареях.

Ссылка: https://www.samsung.com/ru/aboutsamsung/sustainability/corporate-citizenship/employment-and-community/nanum-village/

Билайн: «Билайн AI — Поиск людей» ( Цель № 17 – «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития).

Больше 120 000 людей ежегодно пропадают в России без вести. Осознание этой проблемы сподвигло Билайн и поисково-спасательное движение «Лиза Алерт» разработать специальный искусственный интеллект для поиска пропавших без вести людей. С помощью дрона, который создает обширную и детальную карту местности, нейросеть сканирует полученную информацию на предмет наличия на ней человека. Андрей Быкасов, вице-президент по коммуникациям и устойчивому развитию Билайн, объяснил инициативу компании тем, что «открытость и готовность реагировать на запросы общества являются залогом успешности и конкурентоспособности для любой компании». Впоследствии «Beeline AI — Поиск людей» стал победителем в номинации Best Mobile Operator Service For Consumers на конкурсе GSMA Global Mobile Awards 2020. Проект также стал победителем в номинации КСО на IX международном фестивале социальной рекламы LIME в апреле 2019 г.  Ссылка: https://youtu.be/aSg4r12HxI8

Несмотря на понимание положительных эффектов и пользы участия в устойчивом развитии, многие компании либо не действуют достаточно решительно, либо их ждет неудача на уровне исполнения. Причин такому положению дел несколько:

  • большинство компаний не имеют четкого представления о проблеме устойчивости и ее значении с точки зрения организации;
  • компаниям не удается подобрать аргументы (в терминах активов, затрат и прибыли), чтобы включить устойчивость в свою деятельность;
  • сбои на этапе реализации политики устойчивого развития.

Говоря об эффекте кампаний по устойчивому развитию, нельзя не разделить их влияние на локальный и глобальный уровни воздействия.

На локальном уровне подобные акции, как мы уже продемонстрировали, могут благоприятно сказаться на жизни людей или же вовсе стать источником их спасения, что, в свою очередь, создает позитивную репутацию и имидж организации. Подобные изменения также влияют на рынок в целом, так как создают дополнительное преимущество в рамках конкуренции, заставляя и другие компании брать во внимание концепцию ЦУР.

Если же рассматривать влияние проектов на глобальном уровне, то стоит отметить, что помимо очевидной популяризации и следования целям устойчивого развития, компании могут задать тенденции в рамках достижения определенных задач УР (на примере Samsung). Не стоит забывать и то, что, создавая спрос на политику устойчивого развития, крупные бизнесы могут существенно повлиять на законодательные нормы, касающиеся решения профильных проблем.

Некоторые выводы

 Итак, какие коммуникации и социальные медиапроекты наиболее необходимы сейчас?

  1. Безусловно, это интегрированные социальные проекты. Вы можете создать ошеломляющий видеоролик, о котором заговорит весь мир. На два дня. Потом самое сильное впечатление будет смыто новыми информационными масс-медиа бурями, и послание видеоролика забудется. Таков закон современного информационного поля и ресурсов нашей эмоциональной памяти.

Запоминаются системные коммуникации, которые разговаривают с вами через разные носители. Известно, что люди по-разному реагируют на тот или иной вид коммуникации. Визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы – сейчас уже не так часто упоминают эти психотипы, но степень запоминаемости и реагирования на информацию у них действительно разная. Чтобы ваше социальное послание пробилось через плотный пласт информационного давления, нужно распространить ваше послание через комплекс коммуникаций, среди которых могут быть как традиционные – видео, аудио, принт, так и инновационные – такие как нативная реклама, продвижение в социальных сетях, форматы дополненной и виртуальной реальности и глобальные киноформаты.

  1. Создание высокотехнологичных проектов, которые не могут позволить себе некоммерческие и даже государственные организации. Проекты, использующие технологии нейромаркетинга, или говорящие языком возможного будущего – виртуальной или дополненной реальности – по-иному решают социальные проблемы, привлекают к ним больше внимания, делают их более запоминаемыми, а главное – решают проблемы людей с ограниченными возможностями. Так, благодаря виртуальному приложению люди с инвалидностью могут побывать на вершине Эвереста в VR-очках, а слабовидящие и слабослышащие – получить своего «переводчика» – как в проекте «Офтальмологический симулятор See my world», созданный АНО «Лаборатория сервис-тех» в партнерстве с фондом Сколково.

Ссылка: https://welcome.limefestival.ru/application/ar-vr-373

А VR-проект «Уроки Аушвица», инициированный медиабизнесом – отделом спецпроектов телеканала Russia Today в партнерстве с проектом Phygitalism, безусловно, дает возможность продолжить связь поколений, связь с историей, которая так необходима современным школьникам.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=dpLXNRW75FI&feature=youtu.be

  1. На данном этапе самым логичным поведением бизнеса в выборе стратегии социальных проектов представляется вовлечение бизнеса в системное решение 17 целей устойчивого развития в течение следующего десятилетия.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: