Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Устойчивое развитие
2739
Читать: 34 мин.

Музыка и бизнес в постсоциалистической России

Лидия Адэр, Константин Белоусов

Первые три десятилетия новообразованной Российской Федерации принесли огромные изменения и много споров во всех культурных сферах. Творческим пришлось научиться выживать в лихих 90-х, создавать независимые проекты, предпринимать шаги в направлении сотрудничества с отечественными и зарубежными учреждениями и частными лицами. С развитием экономики страны стало очевидно, что бизнес-структуры могут быть полезны в плане сотрудничества с культурными инициативами. В этой статье рассматриваются опыты реализации первых проектов в сфере музыкального искусства и сотрудничество с финансовыми структурами. Изучая опыт оперных театров и филармоний, мы рассмотрим, как предприятия обратились к реализации программ социальной ответственности и благотворительности, а также ответственности перед заинтересованными сторонами, типичные подходы к интерпретации намерений устойчивого развития с основным акцентом на музыке. Здесь мы также будем наблюдать за музыкальными фестивалями – как небольшими, так и крупными мероприятиями, их отношениями с бизнесом, их влиянием и ролью в климате классической музыки в России 2000-2010 годов.

Финансовая поддержка музыкальной сферы до и после 1990-х: краткий экскурс 

Классическая музыка всегда нуждалась в финансовой поддержке государства. Положение культуры всегда оказывается нестабильным из-за изменения политической ситуации в стране. Цензура, программная политика и финансовая поддержка во многом зависели от подчиненности того или иного проекта.

Необходимо отметить, что культурная политика в концертной деятельности в большей степени координируется государством. Однако исторический обзор XIX и начала XX веков показывает два параллельных метода культурного субсидирования. Одним из них был государственный контроль и поддержка, а другим – меценаты и благотворительность. Оба метода заслуживают особого внимания, и поэтому необходимо взглянуть в прошлое, чтобы взглянуть на современную ситуацию в некоторой перспективе.

В России период с конца XIX до начала XX века называют «золотым веком» развития благотворительности. С той или иной стороны, меценаты существовали на протяжении всего периода правления Романовых. Многие крупные промышленники направляли часть своих доходов на общественные нужды, в том числе на культуру. Отчасти это было связано с тем, что регионы, в которых осуществлялась их деятельность, были слабо развиты. Практически каждый человек, упомянутый в списке журнала Forbes «10 крупнейших столиц царской России» (Гаков, 2017), так или иначе занимался благотворительностью. Самыми выдающимися из них в начале ХХ века были промышленник Николай Второв, князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев, железнодорожные магнаты Поляковы, промышленники Морозовы, Вогау, Рябушинские, Николай Коншин и Алексей Алчевский, банкиры Борис Каменка и Гюнцбурги, помещики Балашовы и многие другие.

Правда необходимо отметить, что их благотворительная деятельность носила бессистемный характер, и здесь сложно говорить о влиянии на социально-экономическую ситуацию в целом. Не способствовала она повышению их репутации, не служила стимулом социально ответственного поведения. Режиссер-драматург В. Немирович-Данченко даже указывал, что несмотря на широко известную меценатскую деятельность, представителей торгово-промышленного сословия «не уважали, – ни их, ни их капиталов». Единственное, что могло стимулировать меценатство, это получение через Академию наук чина действительного статского советника, дававшего право на потомственное дворянство. Жертвуя свои коллекции государству дворянство получили Алексей Бахрушин, Пётр Щукин и др. Павел Третьяков получил звание коммерции советника.

Другая историческая линия на протяжении веков приводит нас к государственной поддержке (или контролю) культурных инициатив. В 1840 году по инициативе русского чиновника и композитора князя Михаила Виельгорского было основано «Симфоническое музыкальное общество», которое вскоре было заменено «Концертным обществом» и продолжилось «Университетскими концертами». 1859 год ознаменован созданием в Российской империи «Русского музыкального общества» под патронажем императорской семьи. Согласно уставу, Русское музыкальное общество поставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов» (Устав 1873 г.). В рамках деятельности Общества организовывались концерты, открывались учебные заведения, проводились конкурсы на создание новых произведений. Их доход состоял из частных пожертвований, в основном от семьи императора.

«Великая княгиня Елена Павловна на первых же порах пожаловала обществу 1 000 руб. Покойный Государь Император [Александр II] приказал отпускать в пользу общества из сумм кабинета Его Величества ежегодно 500 руб. Покойная Государыня Императрица Мария Александровна пожаловала в дар обществу 150 руб. в год… Покровительница общества Великая княгиня Елена Павловна скончалась 9 сентября 1873 г. Именно она исходатайствовала для общества ежегодное пособие от правительства в 15 тысяч рублей» (Краткий 1888: 35)

Советская эпоха изменила ситуацию с контролем всей музыкальной жизни. Меценатство исчезло как социальный слой. Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) от 13 апреля 1928 года все функции по управлению художественным творчеством были сосредоточены в одном центре – Главискусстве. Он объединил театр, музыку, кино, искусство, цирк, эстрадную и художественную самодеятельность. Главискусство контролировало финансовые и материальные источники, а также выполняло следующие задачи:

а) организационно-идеологическое управление мероприятиями;

б) идеологический контроль над репертуаром;

в) разработка программных и методологических вопросов в области теории искусства, предпосылки возникновения централизованной административной системы.

В эпоху Советского Союза филармонии были главными представителями классического искусства и культуры. Они действовали в тесном сотрудничестве с государством. Большинство из них появились в начале 1930-х годов и действуют до сих пор, имея большой опыт и историю. Государство полностью финансировало оркестры и солистов, строило концертные залы. Они давали около 500 концертов в год и множество фестивалей. Таким образом, для всех городов эти организации стали основным источником музыкального досуга и самообразования, центром культуры.

В последующие годы Главискусство преобразовалось в Департамент искусств при Управлении театрально-зрелищными мероприятиями, а затем в Комитет по делам искусств. В 1953 году постановлением президиума Верховного Совета РСФСР была создана новая организация, в состав которой вошли Министерство кинематографии РСФСР, Комитета по делам культурно-просветительных учреждений, Комитета по делам искусств, Управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совете Министров РСФСР. Это было Министерство культуры РСФСР, в ведение которого входили общественные и научные библиотеки, музеи, клубы, лекционные бюро, парки культуры и отдыха, зоопарки и планетарии.

После распада Советского Союза оно было преобразовано в Министерство культуры и туризма Российской Федерации в 1992 году, затем в Министерство культуры и массовых коммуникаций в 2004 году и, наконец, в Министерство культуры (существующее сейчас). Оно отвечает за систему финансирования большинства государственных культурных организаций (за исключением некоторых местных комитетов культуры), а также контролирует все культурные процессы в России. Сегодня он объединяет более 20 театров, 20 концертных организаций, цирков, 58 музеев и др. В целом это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по разработке государственной политики в области культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, отвечает за авторские и смежные права, а также правовое регулирование.

Прямое финансирование в России обеспечивает в среднем до 80% доходов общественных организаций культуры, в том числе 86,7% в библиотеках, 85,4% в клубах, 81,3% в музеях и 73,7% в театрах и концертных организациях.

Алексей Шалашов, директор Московской филармонии, заявил: «Исторически предопределено, что искусство высокого уровня трудно понять и, следовательно, его всегда заказывала элита. В демократическом обществе эти функции принадлежат Министерству культуры и департаментам культуры. Однако следует только отметить, что это не поручение на конкретную работу, а поручение за действия, которые творческий коллектив может выполнять в соответствии со своей миссией. Это государство должно поддерживать наивысшие стандарты этого “заказа”» (Шалашов, 2011).

Основная идея современной культурной финансовой системы заключается в увеличении поддержки с помощью создания многоканальной системы, включая государственный бюджет (распределение его по уровням правительства), и появление новых источников через так называемую косвенную поддержку: частную и корпоративную благотворительность, спонсорские фонды, развитую систему налоговых преференций, введение специальных (маркированных) налогов, создание целевых фондов. В качестве источника для анализа первого сегмента (государственный бюджет) можно использовать данные, опубликованные в Российском статистическом ежегоднике в разделе «Финансы» (государственные финансы или расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия), а также данные о консолидированном бюджете Российской Федерации, опубликованные на сайте Федерального казначейства Российской Федерации. Согласно международной статистике, российская поддержка культуры соответствует среднему проценту экономически развитых стран (около 1,5% от общего бюджета, по сравнению с 2,6% в Финляндии, 2,3% во Франции, 1,5% в Италии, 2,2% в Швеции, 2,3% в Германии). Это показывает, с одной стороны, стабильное положение, но при этом уравновешивает его чистую прибыль.

Анализируя наиболее распространенные негосударственные источники финансирования культурной сферы со всего мира, мы можем включить:

  • пожертвования коммерческих организаций на реализацию совместных мероприятий и проектов с государственными учреждениями культуры и искусства;
  • организации, фонды, ассоциации и другие подобные учреждения, делающие благотворительные пожертвования;
  • пожертвования от частных лиц.

Меценаты и спонсоры контролируются государством. В современной России деятельность спонсоров и меценатов регулируют специальные законы: • спонсорство регулируется законом о рекламе от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ; • Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; • Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности». Во всех этих законах прописаны цели, задачи, правовые основы регулирования деятельности.

Корпоративная ответственность и бизнес-стратегии

В плане поддержки бизнесом культурного сегмента, возможны два типа:

– благотворительность (филантропия),

– корпоративная и социальная ответственность.

В первом случае речь идет о бессистемном спонсорстве, ситуационных акциях, поддержке, построенной на личных предпочтениях менеджера, совета директоров или владельца организации.

Во втором случае речь идет о системном участии, постоянной, методичной, всесторонней поддержке со стороны бизнеса.

Корпоративная и социальная ответственность является частью стратегического управления компании, неразрывно с ней связана. Она ориентирована на долгосрочные социальные инвестиции. Бизнес не ставит своим приоритетом быструю отдачу, получение исключительно материальных профитов.

Важным аспектом успешности отношений является взаимодействие с заинтересованными сторонами организациями (теми лицами или группой лиц, на которые организация может повлиять и под влиянием которых она сама находится). Как становится ясным из этого определения, далеко не всегда культурные организации относятся к ключевым стейкхолдерам, которые могут влиять на компанию существенным образом. Отсюда возникает отношение к культурным организациям, как незначительным с точки зрения корпоративной стратегии и соответствующим образом выбираются инструменты взаимодействия.

Спонсорство в предпринимательской сфере отличается от благотворительной деятельности и напрямую связано с рыночной политикой корпораций и служит рекламным целям. Конкретная адресная помощь или благотворительность, предписанная корпоративной политикой, с четкими целями, задачами и условиями, вероятно, является наиболее подходящим подходом для крупных компаний. Однако любой, кто решает разработать стратегию социальной ответственности, четко понимает, кому он хочет пожертвовать средства и какую пользу это принесет. Последний пункт часто является приоритетным для компаний. Говоря о КСО, мы говорим, в том числе, о нематериальных активах, росте репутационного капитала компании, its goodwill. Для компании становятся важны долгосрочные устойчивые отношения с заинтересованными лицами. Ее отношения с театрами и филармонии оказываются глубоко интегрированными в стратегию компании, становятся ее частью. Это означает, что компания не может одномоментно прекратить свое участие в жизни культурной институции – здесь практически отсутствует ситуационность. Таким образом, большинство развитых европейских стран признают возможность культурного влияния на экономическую эффективность и тот факт, что культурные ценности являются условием улучшения производственных процессов и социальной ответственности.

Многие путают спонсорство и благотворительность. Еще одним предметом спора является то, что социальный эффект поддерживающей культуры незначителен и неочевиден. Современные системы оценки благотворительных программ, такие как London Benchmarking Group (LBG), измеряют влияние культурных проектов. LBG помогает оценить вклад и эффективность программ. В набор исследуемых параметров входят не только количественные показатели (например, количество людей или организаций, участвующих в проекте), но и показатели удовлетворенности и вовлеченности жителей, развития инфраструктуры и т. д. Их деятельность важна, поскольку в их обязанности на ежедневной основе входит анализ затрат и выгоды от реализации программ, значительное улучшение управленческой информации, выявление стимулов для формирования будущей стратегии, переключения обсуждения с денежных средств на достигнутые выгоды, оценка вклада и, наконец, улучшение внутренних и внешних коммуникаций. Наш анализ не выявил ни одной российской компании, которая могла бы предоставить такую ​​услугу, и этот недостаток профессионального опыта замедляет развитие лучших театров, музеев и фестивалей в стране, а также в стратегии корпоративной устойчивости компании. Тем не менее, высокий уровень и анализ, проведенный LBG, показывают, что поддержка культурных мероприятий может не только принести пользу заинтересованным сторонам, но и быть ценным источником для самой компании.

Спонсоры оперных театров и филармоний  

Оперные театры и филармонии имеют определенную государственную поддержку. Однако часть годового бюджета (в зависимости от их статуса) формируется за счет пожертвований. По сравнению с западной ситуацией, уровень пожертвований в данном случае очень низок. Согласно результатам исследования В. Музичука, в его статье «Финансирование культуры в России: шаг вперед и два назад», доля благотворительных и спонсорских средств в общем финансовом доходе государственных организаций культуры составляет 2,1% для театров, 2,2 % для музеев, 1,1% для концертных организаций, 0,4% для библиотек и 1,1% для клубов (Музичук, 2019).

Современная практика инвестирования показывает устойчивый интерес к поддержке крупных мероприятий, известных имен и фестивалей. Дальнейшие исследования показывают четкую картину наличия спонсоров у российских музыкальных учреждений в зависимости от их присутствия в столице или удаленности от нее. Если взять в качестве примера Большой или Мариинский театры, то мы увидим, что это своего рода бренд, сам по себе известный продукт. Их спонсорская стратегия сильно отличается от стратегии других театров. Они могут выбрать спонсоров или продуктовые линейки, которые будут поддерживать их театр, который, в свою очередь, станет средством рекламы. Другие учреждения действуют на основе интересов компании или личной истории. Например, компания «Новатэк», работающая в газовой сфере, постоянно поддерживает современное искусство и музеи, у которых есть новые коллекции. То, что начиналось как простая заинтересованность со стороны директоров, было преобразовано в стратегию компании.

Многие учреждения культуры имеют попечительские или наблюдательные советы, в которые входят представители бизнеса. Российский случай наглядно показывает, что такие советы часто существуют только на бумаге, бизнес не готов к полноценному участию в работе советов, а сами учреждения культуры опасаются чрезмерного вмешательства советов или не видят в этом никакой выгоды. Анализируя опыт русской оперной индустрии, мы изучили деятельность театров, используя доступные отчеты и доступ к веб-ресурсам.

Прежде всего, важно отметить, что только пятая часть из более чем тридцати российских оперных театров имеет на персональном сайте специальный раздел, посвященный «Друзьям и спонсорам». Большинство из них указывают своих спонсоров и партнеров на странице контактов или внизу сайта. Культура уважения спонсорства видна в крупных театрах при наличии весомой части спонсорской поддержки.

Во-вторых, выяснилось, что у всех этих театров отсутствует система спонсорских отношений. Это связано с очень ограниченным опытом в этой сфере. Спонсорский портфель варьируется от крупных компаний до местных партнеров, и в большинстве случаев между ними нет различий.

С другой стороны, при наблюдении за предприятиями мы обнаружили отсутствие стратегии или каких-либо конкретных целей, которые могли бы объяснить их участие в спонсорстве. Кажется, что большинство компаний участвуют только ради какой-то славы, поддерживая ведущие театры.

В-третьих, русский тип поддержки оперных театров и филармоний можно определить как ситуативная благотворительность. Большинство спонсоров обращают внимание не только на статус учреждения, но и на конкретное мероприятие, его географическое положение или участников. Все чаще и чаще поддержка компаний оказывается разовой, а не регулярной.

Давайте подробнее рассмотрим опыт одиннадцати оперных театров, которые делятся своим спонсорским портфелем на своих веб-ресурсах.

Спонсорами Большого театра (г. Москва) выступают компании различных отраслей: страховая компания Ингосстрах, швейцарский финансовый конгломерат Credit Suisse, торговый дом ГУМ, компании Nestle и Shell, служба доставки DHL, швейцарская компания — производитель часов класса «люкс» Audemars Piguet, автомобильная компания BMW, французская компания по производству ювелирных изделий, часов и парфюмерии Van Cleef & Arpels, консалтинговая компания KPMG, сеть офисной недвижимости O1properties, производители парфюмерии (Guerlain), электроники (Samsung) и кофе (Nespresso).

Мариинский театр (г. Санкт-Петербург) активно поддерживают известные финансовые бренды (ВТБ, Сбербанк, Master Card, АФК «Система»), нефтяные компании (BP, Total, РуссНефть, Сургутнефтегаз), группы компаний (Ренова, Мегаполис), горнодобывающие компании (Северсталь, Алроса), оператор электрических сетей (Россети), IT-компания (PWS), производитель самолетов (Bombardier) и известный петербургский отель «Астория». Среди партнеров Мариинского театра есть ряд организаций, поддержка музыки и искусства для которых является их основной деятельностью. Например, это фонд Йоко Нагаэ Ческиной (Yoko Ceschina), японской и итальянской арфистки и известной благотворительницы. Поддержку также обеспечивает благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Красноярский театр оперы и балета также поддерживают банки ВТБ и Сбербанк, а также Росбанк. Театр поддерживают три региональных автодиллера (Медведь холдинг. Элит Авто, ГК Крепость) и строительная компания Монолит Холдинг. Среди некоммерческих организаций – Фонд Михаила Прохорова      .

«Урал Опера Балет» (г. Екатеринбург) поддерживает Сбербанк. Из постоянных спонсоров можно выделить: фонд «Евразия Балет», сеть гостиниц Park Inn, туристическую компанию Интер-Мост, президентский центр Ельцин Центр и группу компаний USTA group. У Уралького театра оперы и балета есть «ситуационные спонсоры». Например, Консульство Великобритании в Екатеринбурге – официальный партнер премьеры балета «Ромео и Джульетта», Генеральное консульство Германии в Екатеринбурге – премьеры оперы «Волшебная флейта», Генеральное консульство Чешской республики в Екатеринбурге – премьер опер «Русалка» и «Греческие пассионы», ОПТ Банк – спонсор премьерных показов оперы «Три сестры».

Михайловский театр (г. Санкт-Петербург) в основном поддерживают отели: Кемпински Мойка 22, Belmond Grand Hotel Europe, Англетер, Novotel. Помимо этого петербургский театр спонсирует крупнейшая в мире юридическая фирма Dentons, консалтинг-компания Deloitte и производитель систем безопасности An-Security.

Театр Оперы и Балета (г. Пермь) имеет всего двух официально заявленных спонсоров: нефтяную компанию Лукойл и Фонд поддержки Пермского балета Алексея Мирошниченко.

Самарский академический театр оперы и балета также поддерживает Лукойл. Среди основных спонсоров значатся: банк «Открытие», сайт koncertsamara.ru, осуществляющий продажу театральных билетов, и фонд поддержки «Театр».

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (город Казань) имеет в пуле спонсоров местный вертолетный завод (КВЗ), строительную компанию «Берег» и политическую партию «Единая Россия».

Челябинский театр оперы и балета ожидаемо в основном поддерживают предприятия тяжелой металлургии (группа Магнезит, ПАО «Мечел», Русская Медная Компания, ОАО «Южуралзолото группа Компаний», группа ЧТПЗ). Театр также поддерживает строительная компания АльфаСтрой, агропромышленный холдинг Ариант и холдинг «БОВИД».

Магнитогорский театр оперы и балета имеет всего двух заявленных спонсоров из сферы тяжелой промышленности: магнитогорский металлургический комбинат и компанию «Магнитогорский металл».

Астраханский государственный театр Оперы и Балета поддерживают компании из самых разных сфер экономики: нефтяная компания Лукойл, Росбанк, Ингострах, телекоммуникационные компании (Мегафон, Ростелеком, региональный интернет провайдер «Реал»), Астраханский Музей-Заповедник, Отель Азимут-Астрахань, торговый центр «Ярмарка», автодилер «Киа Нахимовский», фонд Academia Arco. Самой близкой к театральной сфере является компания «Имлайт», реализующая оборудование и освещение для театров.

Среди спонсоров и партнеров ведущих российских оперных театров можно обнаружить большое разнообразие крупных компаний, чья основная деятельность никак не связана с культурой, искусством, музыкой, оперой или балетом.

Среди спонсоров могут фугировать компании различных отраслей: от банков и крупных нефтяных компаний, до отелей и местных торговых центров. Является возможным выдвинуть предположение, что крупные компании и банки стремятся показать себя меценатами, в то время как для ряда компаний (гостиниц, автодилеров, производителей престижных товаров) важно, чтобы потребители отождествляли их с балетом или оперой, как имиджевым проявлением буржуазного искусства и культуры. Здесь на первый план выходит расслоение: с одной стороны компании оказывают прямую финансовую помощь, с другой – являются партнером и предоставляют услуги или другие блага.

Среди ведущих филармоний страны ситуация со спонсорской поддержкой несколько иная: спонсоров меньше, среди них реже встречаются крупные компании федерального масштаба и известные банки.

Как правило, основную массу спонсоров и партнеров филармоний составляют региональные и местные компании. Ряд филармоний имеет только информационных партнеров или поддержку в виде государственных органов. Некоторые филармонии не заявляют о наличии каких-либо партнеров.

Московская филармония среди спонсоров имеет Moscow Marriott Grand Hotel, радио «Орфей» и «Культура», журналы «Музыкальное обозрение» и «Музыкальная жизнь».

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича генеральным спонсором заявляет компанию Роснефть, а партнером – банк ВТБ. Среди прочих спонсоров – автодилер Дакар, производителя горюче-смазочных материалов КиришиНефтеОргСинтез и благотворительный фонд мецената Роберта Делзелла.

Свердловская филармония среди постоянных спонсоров имеет Инвестиционную группу AVS Group, Лабораторию Касперского, Фонд президентских грантов, студию флористики Светланы Савельевой, агентство переводов Transлит.

Филармония Ростроповича (г. Нижний Новгород). Генеральные спонсоры – банки (Сбербанк, Росбанк, Банк ТКБ), ГК Приволжье, судоходная компания Волжское Пароходство, Центр культуры «Рекорд», производитель мясных продуктов «Мясновъ», доставка цветов «Клумба».

Тольяттинская филармония заявляет официальным спонсором ТольяттиАзот, одно из крупнейших предприятий химической промышленности России, входящее в тройку основных производителей аммиака.

Псковская областная филармония среди партнеров-спонсоров указывает отель «Покровский» и ресторанно-гостиничный комплекс «Двор Подзноева».

Тверская академическая областная филармония указывает своим генеральным спонсором Сбербанк.

Иркутская филармония среди партнеров указывает «Газпром Добыча Иркутск», Иркутскую нефтяную компанию, Газпромбанк, Авиаагентство «РАМЭС+», отели (Иркутск, Ангара), производителя питьевой воды «Волна Байкала», туристическую компанию «Истлэнд» и охранное бюро «Сократ».

Омская филармония среди спонсоров указывает местные гостиницы и отели (Аврора, ibis, Турист), автодилер BMW «Барс» и ресторан-кафе Base.

Удмуртская государственная филармония заявляет своим генеральным спонсором Удмуртнефть (Роснефть).

Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова среди партнеров указывает торговый центр Июнь и Красинский рынок.

Коломенская филармония указывает спонсорами Коломенский завод, Порт Коломна, АО «Научно-производственную корпорацию «Конструкторское Бюро Машиностроения».

Среди спонсоров Карельской государственной филармонии значатся туроператор TUI, ООО ПКФ Слово, группа компаний ВЕК, ООО Строительно-финансовая компания (СФК), благотворительный фонд Материнское сердце, ООО Интернет-бизнес-системы, ООО «Колмас Карелия», Горный парк Рускеала, туроператор СканТур, продюссерский центр SMK, Электроника, Офис-клаб, КофеХауз.

Челябинская филармония указывает среди спонсоров стоматологию «Белый Кит».

Тюменская филармония имеет среди спонсоров местные отели (Евразия, Ремизов, Восток и т.д.), торговый дом алкогольных напитков (Бенат), цветочные салоны (Камелия). Ссылки на сайты многих спонсоров ведут на несуществующие сайты или сайты, доменные имена которых продаются.

Калининградская областная филармония приводит только перечень из государственных организаций, типа Министерства культуры или правительства Калининградской области. Аналогичная ситуация с Вологодской областной государственной филармонией имени Валерия Александровича Гаврилина, Воронежской филармонией, Хакасской республиканской филармонией,

Саратовская областная филармония им. А. Шнитке, Самарская государственная филармония, Тульская государственная филармония указывают перечень государственных организаций и информационных партнеров. Татарская государственная филармония, Пермская филармония, Мурманская государственная филармония, Хабаровская краевая филармония  – только информационные партнеры. Северо-Кавказская государственная филармония им. В. И. Сафонова, Волгоградская и Новосибирская филармония информации о спонсорах не предоставляет.

Глядя на этот список, можно увидеть, насколько бедна ситуация в этом секторе. Ни у одной филармонии нет такого списка партнеров, как Мариинский или Большой театр, или некоторых региональных оперных кампаний. Как мы видим, уровень работы со спонсорами у филармоний гораздо ниже и в основном (за редкими исключениями) ограничивается партнерством и бартером. Здесь мы привели лишь те филармонии, которые указали наличие партнеров и спонсоров. У других филармоний таковых не имеется или они не считают нужным их указывать.

Налицо проблема не только финансового этикета, стратегии, но и отсутствия стимулов у филармоний работы с внешними партнерами. Обладая государственными дотациями, многие считают достаточным выделяемое финансирование и не стремятся расширять поле деятельности.

Бизнес-фонды

Журнал Forbes ежегодно публикует рейтинги российских благотворительных корпораций. В один из рейтингов вошли фонды богатых россиян. Приводя список из 20 организаций, следует отметить, что они не ограничиваются только этим числом. «Значительное большинство миллиардеров из списка Forbes (до 90%) вовлечено в благотворительную деятельность разного толка, но далеко не все создали для этих целей собственные фонды. Иногда благотворительные фонды создают и потом возглавляют жены бизнесменов, что вполне можно считать организованной семейной филантропией», – полагает независимый эксперт Вячеслав Бахмин (Павлова 2020).

В тройку лидеров списка Forbes 2020 вошли фонд Тимченко (1), фонд Владимира Потанина (2) и фонд Вагита Аликперова «Наше будущее» (3). Фонд Тимченко в отчетный период (2018 г.) поддержал только одно музыкальное мероприятие – знаменитый Санкт-Петербургский фестиваль – XIX Международный музыкальный фестиваль «Площадь Искусств», организованный Международным фондом культурных инициатив маэстро Темирканова и Санкт-Петербургской филармонией (Тимченко, 2018: 15) (благодаря финансовой поддержке два ансамбля – Трио Петера Битса и Ансамбль Яношка – приехали в Санкт-Петербург для участия в фестивале). Два других фонда преследуют другие цели и стратегии и не имеют системной поддержки музыкальных учреждений. Первый также не продемонстрировал долгоиграющей стратегии поддержки, ориентированной на музыку.

В топ-20 попали и другие фонды, проявляющие мимолетный интерес к музыкальной сфере. Давайте внимательно рассмотрим некоторые случаи.

В фонде Олега Дерипаски «Вольное дело» есть отдел культуры, и его можно поставить на первое место в списке частных фондов. В своих отчетах они заявляют, что их поддержка распространяется на Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Камерный оркестр Юрия Башмета и «Солисты Москвы», Международный конкурс альтистов Юрия Башмета, фонд «Русское исполнительское искусство», Московский молодежный камерный оркестр, Московская государственная академия хореографии, Большой и Мариинский театры. В их задачи входит развитие творческого потенциала, позволяющее людям всех социальных слоев ощутить ценность национальной и мировой культуры, бороться за сохранение культурных достижений и традиций народов России, поддержать престиж русской культуры за рубежом и расширить международное культурное сотрудничество. Этот список организаций представляет устойчивый интерес к поддержке музыкальной сферы среди известных учреждений, включая ведущие имена (как Юрий Башмет) и престижные культурные центры (два оперных театра). Пойдем дальше и посмотрим на другие институты.

Благотворительный фонд «Сафмар» был основан Михаилом Гуцериевым и является еще одним ведущим сторонником музыки. Благодаря его финансированию ежегодно проводятся крупнейшие в России конкурсы и форумы. Среди них Московский пасхальный фестиваль под руководством дирижера Валерия Гергиева, Зимний международный фестиваль искусств в Сочи под патронатом Юрия Башмета, Международный конкурс виолончелистов им. Кнушевицкого в Саратове и многие другие. Кроме того, фонд оказывает помощь Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и детским художественным школам, выделяя стипендии для талантливых юных музыкантов, укрепляя материальную базу образовательных учреждений и обеспечивая музыкальными инструментами детские художественные школы. Еще одним важным учреждением, поддерживаемым фондом, является международный фестиваль и школа «Территория», в задачи которого входит объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства и создание их фестиваля, знакомящего посетителей с наиболее актуальными исполнительскими искусствами разных жанров. Уже более десяти лет он открывает новые имена, представляет классику авангарда и экспериментирует с различными формами, объединяя фантастический коллектив актеров современного искусства. Фестиваль, стартовавший в 2005 году, возглавляют активные знатоки театра и искусства – актер и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, директор и художественный руководитель Гоголь-центра, театральный критик Кирилл Серебренников, Роман Должанский, дирижер и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, актриса театра и кино Чулпан Хаматова, преподаватель Школы-студии МХАТ Андрей Ураев и исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

У фонда Михаила Прохорова есть две связанные с музыкой организации, которые получают прямую поддержку от фонда. Один из них – Российский национальный оркестр (РНО), основанный Михаилом Плетневым и завоевавший мировую известность и признание. Фонд поддерживает оркестр с 2009 года, а также оказывает финансовую помощь в организации фестиваля РНО.

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» основан Алишером Усмановым. В 2019 году Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» отметил свое сорокалетие. При поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» оркестру удалось реализовать 88 ярких концертных программ и важных гастролей, которые посетили более 85 000 зрителей. Помимо поддержки оркестра «Виртуозы Москвы», благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром. Он поддерживает туры по всему миру. Еще одна звезда в их списке – Мариинский театр. Благодаря фонду они поддерживают солистов, организуют фестивали, концерты и другие мероприятия. Например, в ноябре – декабре 2019 года Мариинский театр гастролировал в Белгородской, Курской и Оренбургской областях. Гала-концерты стали традиционным новогодним подарком от благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» жителям регионов.

В этом списке фондов представлены избранные бизнесмены, которые активно поддерживают музыкальное искусство в различных учреждениях. Интересно отметить, что они общаются только с известными именами, чтобы показать свой уровень поддержки. Мы не обнаружили региональной организации, которая могла бы привлечь их внимание или поддержку.

Русские фестивали

В культурной политике современной России фестивальное движение находится на передовой. Однако фестиваль, как инструмент сближения людей и повышения уровня культурных ценностей, сейчас не задействован как туристический сегмент. Задача развития фестивального движения соответствует одной из основных задач Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на период 2013–2020 гг. – сохранение культурно-исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участие в культурной жизни, а также реализация творческого и инновационного потенциала нации.

Крупнейшие международные фестивали привлекают людей со всего мира. В России можно выделить фестиваль «Звезды белых ночей», разделяющий славу Мариинского театра как оперной Мекки и Валерия Гергиева как идейного вдохновителя и хедлайнера каждого фестиваля. Это один из самых популярных и амбициозных музыкальных форумов с точки зрения масштаба его реализации. Ежегодно в программе фестиваля –лучшие оперные и балетные постановки театра, грандиозные симфонические полотна, шедевры камерной музыки и новые театральные премьеры. За последние несколько лет в программу фестиваля вошли программные циклы произведений композиторов-классиков: исполнение симфоний Прокофьева, симфоний и концертов Бетховена, опер, балетов и симфонической музыки Чайковского, а также всех симфоний Шостаковича и всех симфоний Малера. Подобные мероприятия создают имидж России за рубежом, несут «культурный код» в виде русской исполнительской школы.

Также стоит отметить несколько других масштабных проектов российских музыкантов современности, опыт взаимодействия со спонсорами которых мы рассмотрим.

Фестиваль «Звезды на Байкале», художественным руководителем которого является пианист Денис Мацуев, – ежегодный международный музыкальный фестиваль академической музыки в Иркутске. Фестиваль традиционно проходит в сентябре и состоит из двенадцати-пятнадцати концертов, а также мастер-классов и творческих встреч. Фестиваль создан в 2004 году при участии губернатора Иркутской области Бориса Говорина. С тех пор фестиваль неизменно проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и архивов Иркутской области. В фестивале приняли участие такие выдающиеся музыканты, как Владимир Спиваков и Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», а также Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии; Солисты Большого театра оперы и балета; Зубин Мета и Израильский филармонический оркестр и другие.

Денис Мацуев сформулировал цель фестиваля: «Мне хочется показать им город Иркутск, озеро Байкал, ставшие для меня истоком жизненной и творческой энергии. Ведь при встрече с Байкалом сама собой начинает звучать в душе музыка. Ведь при встрече с Байкалом в душе начинает звучать сама музыка». У этого фестиваля есть специальная страница партнеров, на которой перечислены следующие спонсоры: Иркутская нефтяная компания (генеральный спонсор), ОАО «Газпромбанк» (генеральный партнер креативных проектов Дениса Мацуева) – один из крупнейших коммерческих банков России; ООО «Газпром добыча Иркутск» – подразделение ПАО «Газпром», ресурсная база для реализации проекта «Сила Сибири»; госкорпорация Ростех, занимающаяся производством и экспортом высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения, объединяющая более семисот организаций; холдинг «Вертолеты России», объединяющий большинство вертолетостроительных предприятий страны.

Московский пасхальный фестиваль – крупнейший весенний фестиваль, созданный в 2002 году по инициативе художественного руководителя и директора Мариинского театра Валерия Гергиева и правительства Москвы. Ежегодно пасхальные концерты посещают сотни тысяч посетителей. В 2003 году при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина фестиваль стал «Всероссийским» и теперь охватывает сто сорок пять городов России и пять стран, а также включает в себя симфонический, хоровой, камерный и колокольный программы.

Программу фестиваля украшают имена мировых оперных звезд: Анна Нетребко, Рене Папе, Натали Дессай, Владимир Галузин, Альбина Шагимуратова, Брин Терфель, Ферруччо Фурланетто, Нина Стемме, Ильдар и Аскар Абдразаковы, а также Ольга Бородина, Михаил Петренко и другие. Неудивительно, что спонсоры выстраиваются в очередь, чтобы принять участие в спонсорском пуле. Упоминание о поддержке Пасхального фестиваля является золотой нитью благотворительных программ для бизнес-организаций, отображается на титульных листах отчетов, веб-сайтах и ​​подчеркивается в интервью. Рассмотрим линию поддержки фестиваля. Раздел партнеров содержит три категории: спонсоры, партнеры и информационные партнеры. Банк ВТБ, японская и итальянская арфистка и меценат Йоко Нагаэ Ческина и банк «Сбербанк» – трое покровителей фестиваля. В списке спонсоров: Total Russia (добыча, маркетинг и торговля углеводородом); ПАО «Россети» – крупнейшая энергетическая компания России и мира, обеспечивающая передачу и распределение электроэнергии; многонациональная нефтегазовая компания BP; промышленно-финансовая группа САФМАР; ПАО «Северсталь» – горно-металлургическая компания; группа компаний «Меркурий»; ПАО «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших нефтегазовых компаний России; и канадская инжиниринговая компания Bombardier. Раздел «При поддержке» включает следующий уровень спонсоров: фонд «Искусство, наука и спорт», «Алроса» – лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская горнорудная компания с государственным участием; ОАО «Российские железные дороги», группа компаний «Ренова», Международная платежная система «Mastercard», АФК «Система» – инвестиционная компания, Международная сеть компаний «PWC» (PricewaterhouseCoopers), предлагающих услуги в области консалтинга; Лидер рынков сотовой связи Швеции и Финляндии «Telia Company», АО «Nestlé» – крупнейший в мире производитель продуктов питания; банк «Возрождение».

«Транссибирский Арт-Фестиваль» – еще один крупный всероссийский фестиваль. Художественный руководитель – известный российский скрипач Вадим Репин. Фестиваль проводится в Новосибирске и Новосибирской области, Красноярске и Санкт-Петербурге, включает концерты и мастер-классы. Здесь часто проходят мировые премьеры, а в целом каждый фестиваль охватывает около двадцати пяти городов, семи стран и тридцати восьми концертных площадок. Официальный спонсор фестиваля – РЖД. Среди других партнеров – проект «Русские сезоны» и компания «Пирастро», специализирующаяся на производстве струнных инструментов. В таком масштабе круг партнеров и спонсоров кажется крайне ограниченным, но отражает традиционную для двух-трех крупнейших фестивалей подобного рода картину. Основную финансовую нагрузку несут Министерство культуры РФ, а также фонд поддержки Транссибирского фестиваля искусств и фонд Вадима Репина. Здесь вырисовывается очень характерная картина расслоения: в огромной стране с пятнадцатью городами-миллионниками только три фестиваля классической музыки имеют внушительный список спонсоров. Остальные фестивали довольствуются местными спонсорами и очень редко крупными игроками. Другой пример.

Международный зимний фестиваль «Площадь искусств» проходит в Санкт-Петербурге на базе Большого зала Филармонии. Он был основан в 1999 году, объединив в своей программе Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии и Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови). Билеты на этот фестиваль довольно дорогие, сопоставимы с уровнем цен в театрах, однако на большинство мероприятий они распроданы.

Юрий Темирканов, художественный руководитель фестиваля, сформулировал его цели: «В программе “Площади Искусств” каждый год – множество концертов, разнообразие жанров. При этом цели фестиваля, которые мы определили двадцать лет назад, остаются неизменными и до сих пор определяют характерные его черты, – говорит Юрий Темирканов, художественный руководитель фестиваля. – Эти цели – пропаганда высокого музыкального искусства, стремление познакомить жителей и гостей города с лучшими мировыми исполнителями и сохранение верности традициям петербургской культуры. Каждый раз фестиваль становится праздником – и для публики, и для меня, потому что собирает в Петербурге музыкантов, которых я люблю и ценю».

Генеральный партнер фестиваля – фонд Тимченко; генеральный спонсор – фонд Делзелла (США). Среди других партнеров – Бельмонд Гранд Отель Европа (Санкт-Петербург), ювелирная группа «Смоленские бриллианты», косметическая компания «РИВ ГОШ» и «Такси Санкт-Петербурга 068». На сайте нет коммерческих спонсоров и, судя по всему, основная финансовая нагрузка ложится на фонд фестиваля.

Сергей Дягилев вдохновил два культурных центра на проведение международных фестивалей. Один из них находится в Санкт-Петербурге, а другой – в Перми.

Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум» (Санкт-Петербург) изначально был двухгодичным, а затем стал ежегодным, его возглавила художественный руководитель Наталья Метелица. Миссия фестиваля – способствовать творческому и культурному обмену между Россией и остальным миром, представлять самые знаковые и новаторские произведения и явления в различных жанрах искусства и открывать новые таланты. В рамках фестиваля в Санкт-Петербурге прошли гастроли лучших коллективов современного балета, в том числе труппы Джона Ноймайера и Анжелина Прельжокажа, гастроли балета Большого театра России, оркестра Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Основными спонсорами фестиваля были отмечены три фонда: фонд семьи Блаватников, фонд Делзелла и фонд Михаила Баженова. Как и предыдущие фестивали, он проходит при поддержке Министерства культуры и Комитета культуры Санкт-Петербурга, однако из года в год поддержка меняется.

Дягилевский фестиваль (Пермь) действует с 2003 года, получив новое дыхание в 2011 году. Его возглавляет художественный руководитель Теодор Курентзис. Согласно концепции фестиваля, здесь создаются уникальные проекты в разных жанрах искусства, в том числе премьеры оперных и балетных спектаклей, концерты современного танца, органной, камерной, симфонической и джазовой музыки, направленные на сохранение и развитие традиций народного искусства, деятельность выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Их главными партнерами являются Министерство культуры Пермского края и Управление культуры администрации Перми. Официальный спонсор – Лукойл, также в списке указан официальный автомобиль (Lexus). Среди других партнеров: гостиница Урал, Аэрофлот (транспорт), Порше, Дом.ру – интернет-сервис, Газпром-Пермь, санаторий Демидково, международная страховая компания Generali, сеть кафе и ресторанов Национальная кухня, наружная реклама УралМедиа, производитель каркасных домов Простодом, дизайнерский магазин Polytope, магазин музыкальных инструментов BoutiqueTone, Ambassade de France в России, Alliance Française в Перми и Institut Français в России. Хотя список партнеров довольно длинный, следует отметить, что большинство из них поддерживает фестивальные мероприятия, большинство из них на бартерной основе или на основе обмена рекламой.

Безусловно, практически все крупные фестивали классической музыки имеют государственную поддержку: среди главных спонсоров выступают государственные организации, как правило, Министерство культуры РФ, местные власти (Комитет по культуре того или иного города). Однако не все фестивали умещаются в выделенный бюджет и рассмотренные нами примеры имеют позитивный опыт (правда, на разных уровнях) общения со спонсорами.

Таким образом, просмотрев партнеров музыкальных фестивалей, можно сделать вывод, что определенно преобладают промышленные компании, горнодобывающие холдинги, компании, работающие в сфере нефти и газа.

Следующий уровень – банковские системы. Третий – консалтинговые, инвестиционные, информационные сети. Крайне редко встречаются продуктовые холдинги, что объясняется, возможно, иными стратегиями в области благотворительности. Другим очевидным итогом становится то, что среди партнеров отечественных фестивалей на 99% преобладают и отечественные спонсоры либо официальные представительства иностранных компаний в России. Это связано напрямую с непосредственной заинтересованностью тех или иных организаций в получении спонсорских привилегий от инвестирования в кинофестиваль. Соответственно любая организация скорее будет вкладывать свои финансы в фестиваль на той территории, на которой работают они сами, на ту аудиторию, на которую на целен их бренд.

Современный фестиваль классической музыки – это не только высокохудожественный продукт, но и бизнес-проект, в котором велика роль спонсоров. На первый взгляд непопулярное искусство оказывается лакомым кусочком для крупных банков, топливно-энергетических компаний, госкорпораций и транспортных монополий, операторов связи и курьерских служб. Некоторые из этих организаций участвуют в качестве благотворителей, предоставляя различные услуги по организации фестиваля. Другие находят поле для наживы. Учитывая перспективность развития фестивального движения в России, необходимо заинтересовать бизнес-структуру в участии в различных фестивальных проектах.

Важно отметить, что среди партнеров фестивалей сложно выявить какую-то одну категорию организаций, заинтересованных в подобном сотрудничестве. Для каждого сегмента или отдельно взятого партнера есть определенный стимул, который отвечает личным интересам, стремлением приблизиться к «элитарному» искусству, принадлежать к «высшей касте», удовлетворить собственное эго, повысить личный бренд через вложения в культуру. Эти и другие стимулы являются основополагающими в области спонсорства и благотворительности в сфере искусства.

Участие партнеров не всегда ограничивается денежными вложениями в стандартном их понимании. Тут вступают в дело отели, типографии, кейтеринг и рестораны, транспортные компании. Несмотря на то, что такой тип партнерство не имеет денежного эквивалента, он является эффективным способом минимизации бюджета проекта.

Заключение

Рассмотрев опыт спонсорства крупных фестивалей и организаций, связанных с классической музыкой, можно сделать следующие выводы.

  1. Благотворительная деятельность в сфере поддержки классического музыкального искусства носит бессистемный характер и представляет собой ситуативную благотворительность. Несмотря на то, что в качестве спонсора указана одна компания, это, увы, не является гарантией их систематической поддержки. Присутствие корпораций в списке спонсоров не гарантирует их участия в обычной деятельности учреждения, а их финансирование не обязательно формирует бюджет. Часто заявленные спонсоры поддерживают только конкретные мероприятия – фестивали, гастроли, индивидуальные концерты и спектакли.
  2. Основная деятельность компаний, объявляемых спонсорами, как правило, не связана с музыкой, искусством или культурой, за редким исключением (производство театрального оборудования, струн для музыкальных инструментов, пианино или музыкантов-благотворителей). Для большинства компаний фестивали, театры и филармонии не входят в список их заинтересованных сторон; их сферы не пересекаются. Для крупных общероссийских компаний, таких как банки, поддержка музыкального искусства – обычная благотворительность, о которой мы упоминали в историческом обзоре, с той лишь разницей, что в XIX-начале XX века благотворительную деятельность осуществлял собственник бизнеса, но сейчас это в основном представители корпорации. Исключение составляют зарегистрированные фонды предпринимателей, успешный пример которых рассмотрен в статье. Крупные компании заботятся об имиджевой составляющей и о том, что они поддерживают культуру и искусство. Некоторым представителям бизнеса важно, как имидж их бизнеса сочетается с имиджем филармонии, театра или фестивалей. В процессе систематической поддержки классического искусства компании интегрируют это в свою маркетинговую стратегию.
  3. Редкое исключение – региональные институты, поддерживаемые местным бизнесом: крупные фабрики, филиалы корпораций или местные игроки. Особенно ярко это проявляется при рассмотрении промышленных городов, где сосредоточена инфраструктура, а учреждения культуры крайне убыточны. Отсутствует культура, невысокий уровень образования, поэтому театры и филармонии прямо или косвенно входят в список стейкхолдеров этих компаний. Здесь мы видим проявление не благотворительности, а корпоративной и социальной ответственности бизнеса.
  4. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, филармонии, театры и фестивали стали брендами. В таких заведениях нет дефицита бюджета, нет проблем с посетителями. Уровень спонсорства здесь очень высок, что резко контрастирует с региональными учреждениями.
  5. Основными спонсорами рассмотренных нами культурных заведений и фестивалей являются представители крупного российского бизнеса. За ними следуют российские компании с западным капиталом и филиалы западных компаний в России. Западные компании в качестве спонсоров в основном работают только в крупных городах и на фестивалях.
  6. Несмотря на огромное влияние имиджевой составляющей, спонсоры заинтересованы в рекламной составляющей. Для компаний очень важно подчеркнуть свою поддержку: пресс-релизы, логотипы и баннеры мероприятий должны содержать спонсорскую линию. В свою очередь, крупные компании, выпускающие нефинансовую отчетность, указывают свое участие в различных культурных мероприятиях.
  7. Спонсорство компаний может проявляться по-разному: в систематическом или ситуативном финансировании, в предоставлении товаров и услуг, или в предоставлении информационной поддержки.

После распада СССР культурные организации стали постепенно получать поддержку со стороны коммерческих организаций. Сложно говорить о тенденциях по всей стране, потому что Москва и Санкт-Петербург сильно отличаются от регионов. Крупные брендовые организации (театры и фестивали-бренды) отличаются от местных организаций. Сложно говорить о качественном развитии, переходе от благотворительности к корпоративной и социальной ответственности или о систематической поддержке. Однако в то же время бизнес проявляет все большую заинтересованность в поддержке российских культурных организаций. Он также становится все более вовлеченным. У разных предприятий разные стимулы. Некоторым корпорациям это необходимо для поддержки своего имиджа, другим – в рекламных целях, для поддержки региона в целом или отдельного города.

Однако, так или иначе, бизнес все больше вовлекается в работу культурных организаций. Для крупных театров и филармоний эта поддержка может быть не столь важной, но для региональных институтов от такой поддержки может зависеть их выживание, перспективы их развития и творческого роста, а также привлечение «звездных» имен.

С другой стороны, театры и филармонии, фестивальные группы постепенно создают систему сбора средств, привлечения спонсоров и создания контента для потенциальных спонсоров. Хотя государство не принимает достаточных мер для сближения бизнеса и культуры, эти две сферы, делая робкие шаги навстречу друг другу, независимо ищут способы сотрудничества.

 

Статья участвует в конкурсе на лучшую публикацию по КСО.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: