Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Оксана Силантьева: наша платформа стала лучшим образовательным стартапом

721
Читать: 13 мин.

Основатель Silamedia, мультимедийный продюсер, медиатренер и медиаконскультант, один из авторов учебника ВШЭ «Мультимедийная журналистика» Оксана Силантьева в рамках третьей ежегодной конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» после мастер-класса «Не больше, а лучше: переупаковываем опубликованные тексты в мультимедийные проекты» дала интервью журналу «Бизнес и Общество».

– Оксана, вы первый в России магистр мультимедийной журналистики, получивший степень в одном из университетов Англии. Чем мультимедиа вас так привлекают?

– Люди, работающие в контенте, в диджитале наследуют привычки, которые остались из традиционных медиа. В них журналист или редактор никогда не будет публиковать одно интервью дважды.  Его один раз выпустили, газета ушла в мусорный бачок, и это интервью попало в архив библиотеки. Больше оно не доступно. В интернете сам интернет-мир устроен по-другому. Все, что вы опубликовали, остается там навсегда, пока вы не закроете сайт. Сам процесс планирования контента, который есть у интернет-редактора, должен отличаться от того, как планируется контент для традиционных медиа.

Я думала, что это дойдет до людей автоматически, но общение с редакторами и с коммерческими и некоммерческими организациями доказывает, что для них это если не откровение, то открытие уж точно. Это другой ракурс и другая схема планирования.

Для меня-то это было очевидно, но, когда я несколько раз рассказала, как мы планируем контент для наших площадок (а у нас их выше крыши) и что у меня работает три человека на контенте, меня спросили: «Как они умудряются столько контента производить?». Я ответила: «Смотрите, записали одно интервью, которое можно разобрать как минимум на двенадцать разных материалов, каждый вопрос можно написать отдельно, каждый комментарий к отдельному кейсу можно выпустить отдельно. Из этого мы делаем пост в социальные сети, здесь мы делаем фотографии, тут видеоролик, переупаковку, когда несколько людей отвечает на один вопрос, и делаем такой обзорный материал». То есть это история игры в комбинаторику, в конструкторы, которая меня очень сильно увлекает.

Мне кажется, что это очень сильно пересекается с темой экологии. Мы все говорим, что бумажные стаканчики и макулатуру перерабатываем во что-то, но как только мы говорим про информационные ресурсы, мы их производим, производим и производим. Как пластиком мы засорили океан, так бессмысленной, бесконечной информацией засорили интернет. Поэтому для меня это такой медиаэкологический тренд.

Давайте посмотрим, что мы производим, и можно ли сделать что-то из нашего вторсырья или наших исходников? Может быть мы пересоберем эти лего детали и не будем покупать новый набор, чтобы не наполнять пластиком дом? Эта тема внезапно стала актуальной, потому что для меня это абсолютно естественный подход.

– Какие рекомендации Вы бы дали тем, кто хочет освоить мультимедиа? Например,  можете дать 5 лайфхаков?

Лайфхаки это слишком громко сказано. Давайте пять вещей, о которых стоит подумать:

  1. Держите всегда перед глазами того, для кого пишете. Я использую физические портреты. Беру фотографию либо знакомого мне человека типичного представителя этого сегмента, либо похожего внешне. Ставлю портрет перед собой и, прежде чем писать текст, проговариваю его, глядя в глаза портрету. Это помогает мне не писать бессмысленную ерунду типа: «22 февраля прошло совещание по проведению какого-либо мероприятия», потому что никакому живому человеку я таких формулировок никогда не скажу. Я всегда расскажу: «Приходите к нам на встречу, у нас будет вот так, будут такие гости». Это сразу меняет стиль, подачу и структуру рассказывания. Приятнее же, когда вы видите в социальных сетях и на сайтах живой текст, а не роботизированный, который написан без души.
  2. Играйте в мозаики, в любые креативные техники, собирайте пазлы, думайте этими детальками, которые позволяют вам собирать и пересобирать. Этим вы тренируете навык думать разным контентом. В этом смысле мне очень помогает ребенок, потому что он сейчас собирает очередные звёздные войны из тех наборов, которых в звёздных войнах и близко не было. Я наблюдаю за всей этой пересборкой в новую конструкцию и играю вместе с ним.

Вообще помогают любые мозаичные игры. Позволяйте своему мозгу разнообразие, нет никакой универсальной таблетки, нет точной структуры, следуя которой вы достигнете успеха. Мы все очень разные. Когда вы разговариваете, пишете текст, вы подбираете слова уникальным образом. Любой текст выражает вас, отражает то, как вы думаете и то, что вы хотите сказать. Как только мы начинаем учиться писать правильно, мы начинаем генерить абсолютно похожие друг на друга тексты и теряемся вообще в этом мире, поэтому позволяйте себе экспериментировать. Чем больше в вас искренних, разнообразных слов, тем живее будут сайты, социальные сети и все остальное.

  1. Не опускать лапки, потому что человечество очень инертно, особенно если это касается больших масс людей, каких-то устойчивых стереотипов.

Я очень сильно обожглась, когда приехала после Англии с этим: «Ах! Нам можно вот это! А мы можем вот это сделать! И вот это ещё сделать!». И тогда ты не то что в болото, в стену врубаешься, когда люди тебе говорят: «А нам зачем? А нам и так хорошо. Зачем это? Кому нужен этот интернет?». И ты понимаешь, что весь твой запал может разбиться, рассыпаться на это противодействие, поэтому только внутренний генератор не опускающихся лапок позволяет выстроить стратегию. Ты не можешь изменить мир за день, два или неделю. Дай бог, чтобы у тебя хватило жизни для того, чтобы увидеть хоть как-то твое влияние, но в этом смысле вода камень точит. Ты сделал проект один, второй, шестнадцатый, пятьдесят шестой, триста сорок девятый, где-то что-то поменялось, но ты не всегда знаешь, не всегда можешь получить обратную связь.

Вот вы, например, говорите, что люди хорошо отзывались о моем мастер-классе. Они тут поговорили, вы услышали, вы получили эту обратную связь. Я ее получила в виде аплодисментов и пару спасибо, которые мне были сказаны. Вопрос: напишут ли эти люди в социальных сетях свой отзыв? С большой вероятностью нет, потому что мы очень часто сталкиваемся с тем, что 100 человек участвует, 10 из них дадут обратную связь лично, один напишет в социальных сетях. Так устроены человечество и коммуникация, мы не всегда получаем обратную связь. Поэтому делай то, во что ты веришь, что можешь по своим силам, а свои лапки опускай только в тот момент, когда твой сердечный ритм уйдет в сплошную линию.

  1. Нужно осознанно относиться к формированию информационного пузыря. Вокруг много хороших людей: как виртуальных, так и физических. Те люди, на которых вы подписаны, которых вы читаете и с кем вступаете в комментарии в социальных сетях, влияют на то, как вы себя чувствуете.

Это полнейшая иллюзия, что вы должны быть открыты для всех, выдерживать любое хамство, позволять всем высказывать всё, что они хотят. Не правда! Мы же когда дискутируем вживую, говорим «извините, не разговаривайте так со мной», «не грубите мне», мы же защищаем свои границы. В социальных сетях все тоже самое. Сохраняйте экологию своего пространства, потому что сначала маску на себя, потом на ребенка.

Если вы уйдете в троллинг в социальных сетях и пострадаете психологически от всего этого, никто кроме вас самих оттуда не вытащит. Поэтому беспокоиться о себе и своем окружении это не всегда выбирать тех людей, которые вами восторгаются. Можно и нужно подписываться на людей, с которыми вы не согласны, чтобы ваша картина мира не была оранжерейной.

Точка зрения не совпадает и оскорбления – это разные истории. Квалифицированный диалог и дискуссия – это тот стандарт качества, которые мы позволяем в своем кругу. Если человек оскорбляет меня либо моих комментаторов, то он 100 % попадает в бан, но он сначала получает первый выстрел в лоб в виде предупреждения о том, что в нашем сообществе не принято так общаться. Если он останавливается после этого, то остается в нашем кругу, если нет вылетает к чертям. Нужно свое сообщество цензурировать не тематически, а по культуре диалога.

Традиционные медиа, которые сейчас доминируют на поляне, формируют культуру ора. Например, Малахов и все остальное. Стилистика такая: ты регулярно видишь с экрана телевизора, что так можно. Люди, которые неосознанно подходят к формированию своего информационного пространства, незаметно начинают впитывать эту культуру, и когда говорят: «а почему у нас в метро хамят?», начинаешь объяснять цепочку и выходит, что где-то так можно.

Когда Трамп высказался и зацепил журналиста в инвалидной коляске, Мерил Стрип отметила, недопустимость публичному лицу с экрана телевизора задавать ролевую модель подобного отношения, потому что люди глядя на такого медийного человека начинают чувствовать, что так можно и копируют этот подход.

В этом смысле мы, конечно, пока не можем повлиять на содержание медиа, но можем создавать альтернативные сообщества, площадки, где культура диалога будет во главе угла, где мы будем приглашать экспертов и спокойно разбираться в чем проблема. Да, это не будет хайпово, но мы понимаем, что ценность не в лайках, а в том, что мы разберёмся и найдём варианты решения проблемы. Никто кроме нас эти медийные площадки не сделает.

  1. Разнообразьте собственный опыт. Мы думаем и говорим в зависимости от того, что мы испытали в жизни. Нам очень трудно понять и поставить себя на место другого человека, если у нас не было этого хотя бы виртуального представления либо жизненного опыта. Невозможно заставить человека сопереживать с нуля. Для того, чтобы разговаривать с людьми и входить в их ситуацию, ты сам должен хотя бы маленькую толику этого испытать. Не всегда это нужно драматически, не нужно ехать в зону боевых действий, для того, чтобы понимать афганцев. Разговаривайте с разными людьми, заставляйте себя попадать в разные ситуации, приходите на разные конференции, слушайте тех людей, которые говорят про темы и отрасли, в которых вы ничего не понимаете. Это расширяет кругозор и позволяет мозгу разнообразить ваши собственные проекты.

– Это то, что называется эмоциональным интеллектом?

Эмоциональный интеллект это умение сопереживать, а для того, чтобы уметь сопереживать, человек должен что-то испытать. Люди в возрасте говорят молодым: «Ты ещё не опытный, не обстрелянный птенец». В какой-то степени это правда. Важно получение не книжного опыта.

Почему волонтёрство важно? Потому что ты сталкиваешься с ситуациями, которых у тебя раньше в жизни не было. Ты можешь помочь человеку и напрямую контактировать с ним в беде или с проблемой. Почему важны путешествия? Потому что Кемерово отличается от Томска кардинально, потому что Пермь отличается от Новосибирска не получасовой поездкой, это вообще другие города. Люди у нас мало мобильны между городами, поэтому мы знаем, что происходит в Москве лучше, чем в соседнем городе. Если бы было много денег, мы бы вкладывалась в горизонтальные переезды людей на стажировки, совместные работы.

Мы в этом году попробуем сделать очень маленький пилотный проект. Хватит возить журналистов в Европу! Они приехали, пофотографировались на фоне всего. «Смотрите у нас красивая камера». Давайте привезем журналистов в Благовещенск, Читу, Улан-Удэ. Не меньше опыта они получат и в гораздо более близкой к реальности ситуации, в которой они работают, поэтому чем больше опыта, тем сложнее, но интереснее.

– Оксана, вы создали замечательный сайт sdelano.media. Расскажите о нём.

Это открытая база данных. В этой концепции мы ее придумали в двенадцатом году, и это хороший пример ресурса, который наконец дожил до своей аудитории. Тогда он никому не был нужен. Я где-то сама вечером писала, нанимала редактора, который писал туда интервью и все, конечно, говорили не понятно, зачем он.

А смысл его в чем? Это кейсы, интервью, прямая речь людей, которые создают медийные проекты: в образовании, социалке, немного в бизнесе. Мы просто ставим микрофон и человек рассказывает, как в голову ему пришла идея, на какие грабли он наступил, какие иллюзии развеялись в процессе. Это такая кухня и рефлексия по поводу медийного проекта. Вот мы пишем это интервью, а сбоку ссылки на инструкции, как пользоваться тем сервисом, с помощью которого этот проект был сделан. И получается как: вы читаете интервью, вам сбоку «этот проект был сделан с помощью таких инструментов», вы кликаете на инструменты и получаете инструкцию, сбоку проекты, которыми был создан этот инструмент, вы кликаете в другой и тоже видите все проекты, которые были сделаны с этим инструментом. Это история про то, что есть форма и есть опыт, она как раз прилинкована таким образом.

Сейчас мы, наконец,  дождались, что у этого ресурса появился трафик. Есть люди, которые сидят на нем по 50 минут. Здесь принцип «я хочу это сделать», «я хочу научиться», «я хочу посмотреть опыт», «я хочу перестраховаться, чтобы не наступать на те же грабли». Как раз это все начало работать так, как я задумывала 7 лет назад. Принцип достаточно простой.

– Вы этому обучаете на вебинарах?

Я сейчас аккуратненько скажу. Мы хотим начать с нового года новую жизнь. У нас есть платформа, которая буквально месяц назад выиграла большой международный конкурс и стала самым лучшим образовательным стартапом. Это платформа практического обучения. В основном дистанционные курсы устроены так: по вебинарам «говорящая голова» что-то там вещает в видео. Иногда это хорошо, иногда не очень зависит от спикера, но «говорящая голова» самый отстойный жанр телевидения. Дистанционные курсы практически все в «говорящих головах». А наша платформа построена так, что вы должны сделать какой-то элемент, выполнить задание, получить обратную связь, теоретический блок, связанный с этой темой, то есть это обучение через практику, опыт. Это абсолютно другая методика, мы не будем проводить вебинары, мы будем делать прямые трансляции и прямые включения на расширение кругозора, но обучать мы будем только на этой платформе, и мы ее запустим со 2 января.

– Первый раз я вас услышала, когда вы читали свой учебник. Это было очень интересно.

Мы написали этот учебник, опубликовали, но он текстовый, то есть очень мало там картинок. У нас была мечта, что это будет интерактивный слой, но она не реализовалась, к сожалению. И вот я смотрю на этот учебник, он хороший, классный, богатый внутри, но когда ты его открываешь и видишь сплошняком текст, то у нас, у цифровых людей, лапы опускаются. И я уже не помню, как мне пришла в голову идея, почему бы не почитать вслух. Это же было очень модно, но естественно у меня не было студии. И время было читать учебник только поздно вечером. Ну собственно решила я читать учебник на ночь пока не уснёшь. Фишка в том, что пока ты читаешь, понятно, что ты не делаешь это дословно, а комментируешь, вспоминаешь свои кейсы, какие-то байки рассказываешь.

– Остались записи?

Да, они в Facebook.

У меня уже был опыт чтения учебника геометрии в радиоэфире. Это было что-то  типа подкаста, я читала его глубоким эротическим голосом не изменяя ни точки, просто зачитывала с такой интонацией. «И тогда возьмите транспортир, замерьте из угла А в угол Б…». У нас были бешеные трафики, потому что люди никогда не думали в таком ключе. Они покупали учебники, следили, говорили, что я меняю текст, но нет. Геометрия самая эротическая наука, которую я знаю. Потому что все эти додумки планеметрия, стереометрия – хорошо ложатся на этот текст.

– Оксана, мы сейчас создаём курс по КСО для студентов-журналистов. Каким вы его видите?

Прежде всего нужно задать себе очень важный вопрос: «зачем журналистам это?». Журналисты это такие чуваки, которые всем должны. Они должны разбираться в атомной энергетике, потому что они пишут об этом и должны понимать то, что пишут. Они должны разбираться в балете, потому что пишут чушь про балет. И каждый эксперт говорит: «Ну как же можно это не знать?». Очень редко, кто доходит до медийки, потому что они понимают, что это не то, о чем они мечтают. Из студентов-журналистов в журналистику придёт 2-3 %. Многие приходят на журфаки, чтобы на самом деле читать погоду: «я красивая девочка, меня будут показывать по телеку». То есть надо подстраиваться под аудиторию, а не наоборот. Сделайте кейсы с компаниями, покажите логику. Например, компания «Полиметалл», которая присутствует в городе Ачинске: что она сделала для города, как изменилась его жизнь и почему это называется КСО.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: