Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
История. архивы и факты
Устойчивое развитие
Социальные инвестиции
523
Читать: 4 мин.

Меценатство в пору, когда не было «иностранных агентов»

Вечерняя Москва

Георгий Бовт, ведущий авторской передачи на  «СИТИ-ФМ», главный редактор журнала «Русский мир.ru»

160 лет с момента основания Третьяковской галереи. Началось все с пары картин. Стало бы возможным такое явление, каким сегодня стала Третьяковка, если бы не подвижничество текстильного фабриканта Павла Михайловича Третьякова?

22 мая 1856 года 24-летний купец приобрел две картины – «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Потом в основном покупал произведения русских художников-реалистов. Причем деньгами никогда не сорил, а всегда дотошно торговался. Идейным куратором фабриканта-мецената выступал чаще всего художник Крамской. В 1870-м представители этого направления объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, которое тоже во многом существовало за счет Третьякова. Коллекция была открыта для общего доступа горожан лишь в 1881 году, до этого времени она работала именно как форма поддержания самих художников. А в 1892 году Третьяков передал уже сформировавшийся музей в дар городу. К этому моменту там уже было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур. Капитал на содержание музея Павел Михайлович завещал Московской городской думе (заметив, выборной власти, притом не исполнительной). Сам же до самой смерти в 1897 году оставался попечителем галереи, покупая для нее в том числе и новые картины.

До революции в коллекцию влились еще картины, принадлежавшие брату основателя галереи – Сергею. А вот после национализации в 1918 году к ней присоединили фонды других музеев, созданных в свое время московскими меценатами – Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи Остроухова, Картинной галереи Румянцевского публичного музея.

Сейчас трудно представить, сколь мощное влияние во второй половине ХIХ – начале ХХ века на культурную жизнь Москвы оказывали именно меценаты, прежде всего купцы и фабриканты. Многие из которых принадлежали, как Третьяковы или позже материально поддерживавший не только художников и артистом, но и большевиков и их революционные издания типа «Искры Савва Морозов, к старообрядческим семьям. Это были люди с особой этикой, в чем-то созвучной протестантской. Как писал Павел Третьяков дочери, «моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».

Третьяковы обосновались в Москве в конце ХVIII века, в Замоскоречье. Позже им стали принадлежать торговые ряды между Ильинской и Варваркой, это было традиционное торговое место города. В дела своего отца Павел начал входить уже лет с 15-и. А к 30 годам ему вместе с братом Сергеем уже принадлежала, помимо торговых рядов в Москве, Ново-Костромская льняная мануфактура, считавшаяся одной из ведущих в этой сфере. Владели они и доходными домами в Москве и Костроме (город тогда был на подъеме, одним из ведущих в российской легкой промышленности), земельным угодьями в Костромской губернии.

Хотя Третьяковы числились среди самых крупных меценатов Москвы того времени, они были далеко не одиноки. Благотворительность стала модным и популярным явлением среди московского купечества, которое в этом следовало принципу «богатство обязывает». Эдакий аналог нынешнему «государственно-частному партнерству» или «социальной ответственности бизнеса».

Благотворительность воспринималась купцами (среди которых было действительно много старообрядцев) как своего рода «сословная обязанность». Именно за счет благотворителей тогда в Москве во многом появлялись и развивались училища и гимназии, богадельни, больницы и бесплатные квартиры для бедных. Существовали и городские благотворительные фонды, так сказать, общего гуманитарного назначения. К примеру, такой как фонд «богоугодных заведений Московского купеческого общества».Все это позволило появиться многим дошедшим и до нас музеям и организациям, художественным коллекциям. Это и созданные тогда Щукинский и Морозовский музеи, и Бахрушинский театральный музей, и собрание икон Рябушинского, и Художественный театр К.С. Станиславского, и много чего еще. В те времена, объявись они вдруг в русской жизни, просто не нашлось бы места никаким таким «иностранным агентам», аналогам НКО, финансируемым в общественных и гуманитарных целях иностранцами. Отечественный бизнес был в этом смысле щедрее и занимал «монопольное положение» в сфере благотворительности. Мало кто знает, к примеру, что даже знаменитое путешествие Миклухо-Маклая в Южные моря на встречу с папуасами в 1876-77 годах было организовано во многом за счет купцов Третьяковых.

Подробнее.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: