Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
Экология
5594
Читать: 6 мин.

Климатический гринвошинг и как с ним бороться

Анастасия Семакина,
ООО «КарбонЛаб»

В конце сентября на платформе ECOexperts был представлен антирейтинг самых значимых примеров гринвошинга [1] за 2023 год. Черный список случаев гринвошинга был составлен на основе сравнения публичных заявлений и реальных действий компаний, а также ущерба, нанесенного окружающей среде.

Возглавляет список Verra: большинство лесоклиматических проектов, зарегистрированных на этой платформе, не оказали никакого положительного влияния на климат. Следом идут заявления Shell, преувеличивающие роль компании в противодействии изменению климата, затем «углеродно нейтральный» чемпионат мира по футболу 2022 года, который на деле оказался самым грязным в истории, если считать по количеству выбросов в атмосферу парниковых газов.

Термин «гринвошинг» стал широко обсуждаться после ряда громких судебных процессов в 2021 году, когда город Нью-Йорк подал иски против компаний Exxon, BP и Shell, обвинив их в проведении кампаний, направленных на создание ложного впечатления о своем климатическом лидерстве. Гринвошинг также стал одной из главных тем на 26-й конференции ООН по климату, которая проходила в Глазго в том же году.

Внимание средств массовой информации во всем мире сосредоточено на выявлении и пресечении гринвошинга, и можно ожидать, что количество соответствующих судебных дел будет только расти. Это указывает на необходимость принятия компаниями реальных мер по борьбе с изменением климата и подкрепления своих слов действиями.

Одним из примеров гринвошинга являются расхождения между заявлениями компаний о своих планах по достижению углеродной нейтральности и их фактической стратегией декарбонизации, не соответствующей траектории сокращения выбросов для достижения целей Парижского соглашения.

К примеру, в исследовании Corporate Climate Responsibility Monitor 2023 (Мониторинг корпоративной климатической ответственности) были проанализированы 24 ведущие компании из разных углеродно интенсивных секторов, общие выбросы ПГ которых в 2019 году составили приблизительно 4% глобальных выбросов. Все компании, участвующие в исследовании, заявили о своем намерении достичь углеродной нейтральности к 2050 году или даже раньше. Однако изученные данные говорят о том, что обязательства большинства компаний в борьбе с изменением климата не соответствуют их заявлениям. Фактически компании берут на себя обязательства по сокращению абсолютных выбросов ПГ в среднем всего на 40%, а не на 100%, как можно предположить из их заявлений. Главными недостатками их стратегий являются отсутствие достаточных целей к 2030 году, невключение в границы целевых показателей выбросов по цепочке поставок (Охват 3), а также отсутствие заслуживающих доверия транспарентных планов по достижению заявленных целей.

Помимо заявлений компаний о стремлении к нулевым выбросам ранее 2050 года и подробных планов по декарбонизации важную роль играет соответствие инвестиционной политики компании ее общей климатической стратегии.

Согласно оценке Net-Zero Benchmark, более 60% компаний, оцениваемых на платформе Climate Action 100+ в 2022 году, заявили о своих намерениях достичь углеродной нейтральности к 2050 году, при этом абсолютное большинство из них  всё еще не приняли обязательств по согласованию своих капитальных затрат со стратегией декарбонизации или постепенному отказу от инвестиций в углеродоемкие активы.

Примером могут служить крупнейшие нефтяные компании, такие как BP, ExxonMobil, Chevron, Shell и TotalEnergies. Их публичные заявления о лидирующей роли в области климата, согласно отчету Influence Map, не соответствуют их бизнес-моделям, по-прежнему основанным на использовании ископаемого топлива. В 2022 году лишь небольшая часть их капиталовложений (около 12%) была направлена на инициативы, связанные с низкоуглеродными технологиями, а планируемая добыча нефти не согласуется с планами по достижению нулевых выбросов.

Согласно рекомендациям экспертов ООН, представленным в отчете Integrity matters, в первую очередь компаниям следует раскрывать информацию о своем прогрессе в области изменения климата с использованием верифицированной и сравнимой информации. Бизнесу следует сосредоточиться на абсолютном сокращении выбросов по всей производственно-сбытовой цепочке, а не только на снижении удельных показателей. Крайне важно, чтобы компании предприняли первые шаги и взяли на себя четкие обязательства по приведению капитальных затрат в соответствие с долгосрочными целями снижения выбросов ПГ для эффективного взаимодействия с инвесторами в этом вопросе. Кроме того, для эффективной борьбы с недобросовестными заявлениями необходимо разработать регламентированные требования к стратегиям по декарбонизации.

Помимо этого за последнее время наблюдается значительный рост случаев гринвошинга в финансовой сфере. Согласно отчету RepRisk, количество случаев гринвошинга в банковской сфере и секторе финансовых услуг увеличилось на 70% за последний год, и они касаются  различных аспектов деятельности финансовых учреждений, включая финансовые продукты и инвестиционную деятельность. Например, согласно отчету Rainforest Action Network, крупные банки, предоставляющие возможности для зеленого инвестирования, включая JP Morgan, Citibank и Bank of America, Wells Fargo, Barclays, Bank of China, HSBC, Goldman Sachs и Deutsche Bank, продолжают финансировать нефтегазовый сектор,  заявляя при этом о своей лидирующей роли в переходе к низкоуглеродной экономике.

Для борьбы с гринвошингом финансовые организации должны обеспечивать прозрачную коммуникацию со своими клиентами и инвесторами, предоставляя достоверную информацию о воздействии на климат своих продуктов и сервисов. Также необходимо разработать и внедрить регулятивные требования для маркировки финансовых продуктов как устойчивых или зеленых.

Управление по финансовому надзору (Financial Conduct Authority’s  – FCA) внесло предложение о введении новых правил по борьбе с гринвошингом в финансовой сфере. Новые правила включают правила маркировки «устойчивых инвестиционных продуктов», требования к раскрытию информации и о продукте, и о финансовой организации, ограничения на использование определенных терминов в названиях инструментов и маркетинговых материалах, связанных с устойчивым развитием, а также специальные требования к финансовым консультантам, инвестиционным платформам и другим посредникам. Эти меры призваны обеспечить прозрачность информации и укрепить доверие к рынку устойчивых инвестиционных продуктов.

Аналогичные подходы применяются к маркировке не только финансовых товаров и услуг. В сентябре Европейский Союз достиг предварительного соглашения о новых правилах, направленных на предотвращение вводящей в заблуждение рекламы и обеспечение потребителей более полной информацией о влиянии товаров на климат и окружающую среду. Правила запрещают коммерческое использование таких терминов, связанных с климатом и окружающей средой, как «экологически безопасный», «натуральный», «биоразлагаемый», «климатически нейтральный» или «эко», без подтверждения их соответствия установленным стандартам. Ожидается, что итоговое решение будет принято в конце этого года и новые правила маркировки вступят в силу в течение 24 месяцев.

В современном мире принятие качественных и обоснованных решений в области устойчивого развития – ключевой элемент успешной борьбы с изменением климата и создания более устойчивого будущего. Мы видим, как на разных уровнях предпринимаются действия, чтобы сдвинуть акцент от простых заявлений о низкоуглеродном развитии к его практической реализации. Извлекая уроки из приведенных примеров, компании должны приложить дополнительные усилия для борьбы с гринвошингом и сохранять свою приверженность переходу на низкоуглеродное развитие, не ограничиваясь использованием климатических инициатив исключительно как маркетинговой стратегией.

[1] Гринвошинг – это обманчивые и вводящие в заблуждение заявления компаний, которые позиционируют себя, свою продукцию и/или свои проекты как устойчивые или климатически нейтральные без достаточных на то оснований, т.е. без подтверждения их соответствия соответствующим установленным стандартам, критериям и бенчмаркам. Практика гринвошинга распространяется не только на товары и услуги, но и на стратегию декарбонизации компании, ее инвестиционные приоритеты.

Изображение от Freepik

Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: