Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Интервью
Межсекторное партнерство
Образование
Освещение КСО
Отчётность
Развитие персонала/волонтёрство
Развитие территорий
Репутация/доверие

«КСО – поле для новых идей и их воплощения»

Инна Лунёва для «Бизнес и Общество»

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, заместитель председателя Управляющего совета российской сети Глобального Договора ООН, кандидат экономических наук

– «Я живу в этой стране, хочу, чтобы мои дети здесь жили, чтобы были здоровыми леса, чистыми озера и реки, чтобы у нас было будущее! Поэтому, я всегда приму решение в пользу устойчивого развития, убедившись при этом, что предлагаемое решение, из всех возможных, наиболее экономически обоснованно». Так, в 2007 году ответил мне CEO крупной иностранной компании, американец, живущий в Бразилии. Вы согласны с визави: корпоративная социальная ответственность касается каждого?

–  Социальная ответственность имеет отношение ко всем. Очень важно понять, чего мы хотим, в каком обществе жить? Мы хотим быть богатыми и здоровыми или бедными и больными, чтобы нас все жалели, и кто-то чуть-чуть поддерживал? Если мы хотим жить в благополучном обществе, то все процессы, должны реализовываться ответственно, это применительно не только к бизнесу. Нужно говорить о социальной ответственности государственных и некоммерческих организаций, да и граждан тоже. Бизнес – двигатель экономики – оказывает влияние на все стороны жизни, которое может быть как позитивным так и негативным. Отсюда возникает вопрос о корпоративной социальной ответственности. Когда мы говорим о КСО, то речь идет о том, какой ценой бизнес делает бизнес! Реализовывая экономические и производственные задачи, каких результатов достигает, какое воздействие оказывает на общество, город, страну, учитывается ли баланс интересов, в этом смысл КСО. При этом нужно понимать, конечно, что КСО – это не улица с односторонним движением, ответственность касается всех! Это не альтруизм для бизнеса, это – более эффективное управление рисками, это основа эффективных бизнес– стратегий, устойчивости компаний.

–  Кому выгодна КСО?

– Поскольку мы говорим о КСО, как основе эффективного бизнеса, то это не может быть не выгодным, в смысле не продуктивным, иначе это уже не КСО. Деловая практика, основанная на принципах КСО, позволяет находить баланс интересов между компанией и ее заинтересованными сторонами. У государства, граждан свои интересы, у партнеров – свои, есть они и у компании. Нахождение баланса этих интересов, точек соприкосновения, расширяет возможности, означает более эффективное управление рисками, что повышает устойчивость компании. Здесь еще и вопросы репутации, надежности для инвесторов и для партнеров, большего доверия со стороны государства, в том числе, при принятии решений по госзаказам и большая привлекательность для работников, наконец! Сейчас, для профессионалов, не только деньги важны, работа –  часть их жизни, они хотят получать удовлетворение от работы, иметь возможность гордиться своей организацией, ощущать свой вклад в полезное дело, в будущее общества! Чем дальше, тем больше будет повышаться доля интеллектуального труда в процессе создания продукта или услуги. Человек, обладающий большими компетенциями, способный реагировать на современные вызовы и изменения, будет выбирать работодателя, в том числе, с учетом того, как построен бизнес, действительно ли это организация, которой можно гордиться и вкладывать свой ресурс в ее достижения?

– КСО, устойчивое развитие, социальное партнерство, социальное предпринимательство – идут рука об руку, но разве это одно и тоже?

– За каждым из этих определений есть свое понимание, своя специфика. Где-то они соприкасаются, где-то расходятся. Но все это, уж точно –  не одно и то же.

КСО – это реализация принципов устойчивого развития на уровне конкретной компании, вклад в общую повестку и обеспечение собственной устойчивости. Эти два понятия связаны между собой и охватывают широкий спектр тем и направлений деятельности.

Говоря о корпоративной социальной ответственности, как правило, имеют в виду бизнес, хотя социальная ответственность – термин, применимый к деятельности любой организации. Если использовать классическое определение, на которое мы ориентируемся, то имеется в виду ответственность за воздействие, которое своей деятельностью, решениями и результатами организация оказывает на общество и окружающую среду.

Если речь идет о социальной деятельности, то это связано, скорее всего, с социальной сферой, с решением проблем конкретных групп людей, задачами социального развития. Есть тут пересечения с КСО? Конечно, есть, потому что в стратегии любой организации присутствует социальная составляющая. В каждой компании есть работники и связанные с ними взаимодействия, от оплаты труда, социальных гарантий до условий труда и возможностей профессионального развития работников – все это будет иметь отношение к социальной политике организации и ее результатам, а, значит, и к ответственности. Когда организация участвует в решении социальных задач в регионе, взаимодействует с местным сообществом и реализует адресованные ему программы, то в этой ее деятельности проявляется и корпоративная ответственность тоже.

Если иметь в виду социальное партнерство, то в классическом его понимании – это больше связано с социально-трудовыми отношениями, в которых участвуют работодатели, работники, их представители и государство. Часто, особенно в СМИ, этот термин используется в более широком понимании – как межсекторное партнерство. В том, как себя проявляют партнеры в этих отношениях, тоже выражается их социальная ответственность.

Социальное предпринимательство и социально ответственный бизнес – это одно и тоже?  Нет! Для социального предпринимателя также, как для других, стоит задача ответственно вести свою деятельность. Ее общественную значимость повышает нацеленность на решение острых социальных проблем, но это не отменяет того, что в процессе свой деятельности, в том, как она организована, социальный предприниматель тоже должен быть ответственным. Как видно, понятий, связанных со словом «социальный», много, хорошо бы их не путать, не смешивать между собой, но понимать связи, точки пересечения. Важно правильно употреблять термины, они для нас определяют и содержание. Мы же помним, что «в начале было слово».

– Вам термин КСО близок? Многим бизнесменам он не сильно нравится, они говорят о социальных инвестициях…

– Термины эти не взаимозаменяемые, эти понятия лежат в разных плоскостях, хотя соприкасаются, конечно. В стратегиях КСО есть место и социальным инвестициям, и корпоративной благотворительности, если их соотношение и значение для компании правильно определено, при этом налажены системы управления. В стратегиях КСО одновременно есть место и многому другому. Известно, что некоторые люди под КСО понимают благотворительность, в таком понимании противопоставляют ее социальным инвестициям, запутываясь во все этом. Помочь здесь можно только советом: разобраться в понятиях, в содержании, а потом уж принимать решение о том, что лучше «в огороде бузина или в Киеве дядька».

– На каком этапе нужно начинать заниматься КСО, с момента открытия бизнеса?

– Важно понимать, с кем вы взаимодействуете, от кого зависите, а кто от вас? Где для вас открываются возможности, а где риски? Любое, даже самое маленькое предприятие, начиная деятельность, должно понимать, в каком мире оно находится и, что нужно сделать, чтобы минимизировать риски и максимально использовать возможности.

– КСО – это ведь не обязанность, а желание?

– Как это? Согласно международному и российскому стандартам по социальной ответственности самый базовый принцип – это исполнение законодательства, что является обязательным. Базовый уровень дополняется добровольными инициативами, здесь могут быть вариации, в зависимости от выбранных стратегий, задач, возможностей и прочего. Вряд ли можно сказать, что управление нефинансовыми рисками, не является обязательным в разумной системе координат, но выбор инструментов, определение необходимых и достаточных мер, границ своей ответственности остается делом самой компании и, в этом смысле, добровольным решением.

Сейчас уже много говорится о том, что принципы корпоративной ответственности должны интегрироваться в систему управления в организации на всех уровнях и во все процессы, поскольку речь идет об эффективности и устойчивости компании, доказательности этой устойчивости для заинтересованных сторон. По существу затрагиваются стратегические вопросы, этим определяется их значение для любой компании.

Ситуация в мире резко изменилась после 2015 года, когда в рамках ООН была принята Повестка в области устойчивого развития на период до 2030 года. Определился новый вектор движения к целям устойчивого развития, под этим подписались все страны, включая Россию. Изменения затрагивают разные сферы, в том числе, мировую финансовую систему, которая разворачивается в сторону большей устойчивости. Финансовые аналитики для принятия инвестиционных решений, все больше внимания уделяют не только экономическим показателям, но и нефинансовым критериям результативности, ESG-факторам, что имеет прямое отношение к корпоративной социальной ответственности/устойчивому развитию.

– Какие задачи РСПП себе ставит на год и на 5 лет?

– У РСПП в числе приоритетов деятельности было и есть продвижение стандартов деловой культуры, принципов ответственного ведения бизнеса и укрепления репутации бизнеса, как внутри страны, так и за рубежом. У нас много проектов, в области КСО и УР, мы их продолжаем. В числе крупных и важных для нас направлений можно назвать развитие инструментов независимой оценки деятельности компаний, включая индексы устойчивого развития, содействие повышению информационной открытости компаний, развитию процессов корпоративной нефинансовой отчетности и улучшению качества отчетной информации, а также выявление и продвижение успешных практик в области устойчивого развития, укрепление и расширение взаимодействия и связей с партнерами.

– Индексы, которые вы делаете, какую практическую пользу несут для компаний?

– В России, как и в других странах, растет запрос на информацию о вкладе бизнеса в процессы устойчивого развития. Как следствие, возрастает значение и роль публичной нефинансовой отчетности, раскрывающей сведения об ответственной деловой практике и усилиях в области устойчивого развития. Вслед за этим возрастает внимание и к инструментам независимой оценки деятельности компаний. В такой ситуации индексы и рейтинги становятся все более широко используемым и востребованным инструментом. Публичные отчеты компаний, отражающие деловую практику, все чаще становятся источником информации для их составления. Отсюда появились и индексы РСПП в области устойчивого развития, которые существуют уже шестой год. Независимая оценка и публичность ее результатов стимулируют компании ответственно относиться к качеству своей отчетности, полноте и значимости раскрываемой информации. Наличие такой оценки служит поддержкой компаниям- лидерами в их взаимоотношениях с заинтересованными сторонами, способствует укреплению репутации и доверия к этим компаниям. Так же, результаты индексов – это benchmark для других компаний, которые при желании могут понять, лучше увидеть свои точки роста.

– В некотором смысле вы помогаете компаниям и даже как-то образовываете их?

– Конечно, мы в каком-то смысле выполняем эту роль. Индексы не единственный наш проект. С 2006 года существует Национальный регистр корпоративных финансовых отчетов. На сайте РСПП размещается также библиотека успешных корпоративных практик, их там сейчас более 600, представленных очень многими компаниями. Вся эта база находится в открытом доступе, становится общественным достоянием и возможностью компаниям себя показать и обменяться опытом. Кроме индексов устойчивого развития, мы практикуем и другие инструменты независимой оценки, в том числе, общественное заверение отчетов. По определенной методике проводится анализ отчетов на предмет полноты и значимости раскрываемой информации об ответственной деловой практике, формулируются рекомендации по улучшению процесса отчетности и качества информации. В течение почти уже десяти лет такая практика существует в РСПП, и мы видим ее результаты.

– Можете ли вы сказать, что КСО становится или может стать модной темой, при каких условиях? Внимание ведь растет, по этой теме проходит много мероприятий.

– Тема становится не столько модной, сколько востребованной под влиянием происходящих в мире процессов, о которых мы говорили. Усиливающееся внимание финансовых институтов, инвесторов, властных и общественных структур к деятельности и результатам воздействия компаний на общество и окружающую среду, все более широкое использование критериев устойчивого развития для оценки заставляет руководство организаций относиться к этим вопросам как к стратегическим.

Управление нефинансовыми рисками, социальная и экологическая результативность, информационная политика и публичная отчетность становятся предметом непосредственного внимания советов директоров. Вопросы корпоративной ответственности и устойчивого развития все более заметно интегрируются в системы корпоративного управления. Отсюда понятным становится и интерес к теме устойчивого развития, его практическим аспектам.

– Как происходит взаимодействие российского бизнеса с иностранным в области устойчивого развития и КСО?

– Думаю, здесь есть взаимное влияние. В российской практике широко используются международные стандарты ведения бизнеса, востребован и международный опыт. У крупных российских компаний есть свой обширный опыт и достижения в разных сферах, в том числе по взаимодействию с территориями присутствия. Такой целенаправленной системной работы у многих крупных западных компаний не было прежде, поскольку существовали другие приоритеты, в том числе в социальной деятельности. Теперь наш опыт становится востребованным в свете целей устойчивого развития, может быть тиражирован и в других странах. Это и происходит, что видно на примере некоторых международных компаний, работающих в России. Их российские подразделения становятся поставщиками успешной практики для внедрения в других странах. У российского бизнеса есть партнерские проекты, опыт которых применим и за пределами нашей страны, например, продвинутая практика взаимодействия с коренными малочисленными народами. Она даже может служить основой для разработки международного руководства в этой сфере.

– К государству есть вопросы?

– Государство – регулятор, оно создает определенные правила, которые влияют на состояние предпринимательского климата. Важно активно поддерживать, стимулировать ответственное ведение бизнеса, ориентацию компаний на устойчивое развитие. Такой опыт имеется во многих странах, прежде всего, европейских. Сюда можно отнести и «налоговые каникулы» для компаний, внедряющих передовые технологии, и более широкий доступ к госзаказу, финансовым ресурсам, и поддержку социальных инвестиций и корпоративной благотворительности. Эти рычаги в нашей стране используются недостаточно, преимущество отдается карательным мерам, а это не всегда, мягко сказать, оправданно и эффективно.

– Почему эта тема важна лично вам?

– Хочется быть на стороне света, на стороне созидания. В продвижении темы устойчивого развития, корпоративной ответственности, как мне кажется, есть большой потенциал. Здесь поле для новых идей и их воплощения, возможности сотрудничества с творческими, окрыленными людьми.  Очень важно отдавать в окружающий мир позитивную энергию и связывать себя с деятельностью, которая этому может способствовать.

– Главное желание, как хотелось бы, чтобы было у нас?

– Если говорить о желаниях, связанных с профессиональной деятельностью, то мое заключается в том, чтобы бизнес не был «диким», от этого зависит многое в стране, в жизни. Очень важен предпринимательский климат, он в значительной степени зависит от регулятора, от эффективности государства, этого нужно добиваться. Хочется снижения градуса всеобщего недоверия, более гармоничного сосуществования в обществе. Для этих задач хотелось бы работать.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: