Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

КСО – это ответственность предприятий за их воздействия на общество

журнал Бизнес и общество 72-77 / 2012-2013

В начале 2013 года Бенгт Йоханссон, посол Швеции по КСО, дал эксклюзивное интервью журналу “Бизнес и общество”.

Когда и с какой целью была создана должность посла по корпоративной социальной ответственности (КСО)?

Данная должность была создана в Швеции в 2002 г., когда правительство страны приняло решение о поддержке Инициативы ООН «Глобальный договор».  В Швеции был проведен ряд мероприятий для информирования бизнес-сообщества.

В чем заключаются ваши обязанности в качестве посла КСО Швеции?

Я представляю министерство иностранных дел на мероприятиях в Швеции и за рубежом.  В Швеции компании и НКО часто интересуются позицией с точки зрения рекомендаций правительства.  Хотя мы считаем, что корпоративная социальная ответственность – это их дело, тем не менее, вопросы регулирования этого процесса  все время возвращаются к нам.  Что касается международных контактов, мои предшественники приняли участие во многих международных переговорах.  В настоящий момент ввиду отсутствия международных переговоров, я осуществляю поддержку мероприятий по социальной ответственности бизнеса, проводимых нашими компаниями в тех странах, где по-нашему мнению, ситуация может быть улучшена.

Как вы оцениваете определение КСО и ее структуры в соответствии с ISO 26000?

Из всех определений термина КСО, с которыми я знаком, я предпочитаю определение Комиссии Евросоюза – «ответственность предприятийя за их воздействия на общество».  Соблюдение действующего законодательства и коллективных соглашений между социальными партнерами является предпосылкой для принятия на себя такой ответственности. Чтобы полностью отвечать требованиям корпоративной социальной ответственности, предприятия должны интегрировать социальные, экологические, этические усилия, соблюдение прав человека и требований потребителей в свою производственную деятельность и основную стратегию в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.

Что вы думаете о применении новой формы отчетности по Глобальной инициативе (GRI 4) в Швеции? Не слишком ли она сложна для использования компаниями?

У нас примерно 200 компаний в Швеции, которые публикуют отчеты по руководству GRI 3.1, поэтому я не думаю, что GRI 4 будет слишком трудно освоить. Компании нужно принять определенное решение по поводу реальной заинтересованности в подготовке подобного отчета.  Возможно, для некоторых компаний может показаться сложным осмысливать и анализировать свою деятельность, и они выберут простейший путь, просто отметив галочкой нужный ответ.

Вам интересен опыт КСО и лучшие российские практики в этой сфере? Что вы думаете об идее сравнить и обменяться лучшими корпоративными практиками между Швецией и Россией в той или иной форме?

Я обратил внимание на серьезный интерес со стороны российских компаний обсуждать вопросы по борьбе с коррупцией. И я хотел бы приветствовать такой диалог, а также и другие вопросы, связанные с КСО. Мы представили антикоррупционный портал www.business-anti-corruption.com в России и этим летом мы добавляем на портале исследования по проблемам коррупции во всех европейских странах, и это было сделано по предложению России!

Опишите, пожалуйста, законодательные и практические нормы для государственных компаний (100% и частично в собственности) по публикации своих данных и показателей КСО и устойчивого развития. Иными словами, как вы заставляете их быть прозрачными в этой области?

54 шведские государственные компании должны не только публиковать ежегодно отчет об устойчивом развитии в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития (GRI), но Совет директоров каждой компании должен также с этого года определить относительно небольшое количество стратегических целей в данной области и интегрировать эти цели в бизнес-план. Это нормативный государственный документ, и в этом случае государство выступает как собственник.  И как записано в этом документе, компании должны следовать политике, отстаивающей интересы государственной собственности. Государство-собственник будет следовать целям устойчивого развития в этих компаниях, начиная с 2014 года и в последующем. Экономические цели и цели устойчивого развития будут интегрированы в диалоге между собственником и председателем Совета директоров каждой компании.

Не могли бы вы на примере типичной шведской компании показать, какие заинтересованные стороны наиболее важны для нее? И какова роль органов государственной власти, входящих в группу заинтересованных лиц, для шведской компании?

Помимо владельцев я думаю, что клиенты являются наиболее важными заинтересованными сторонами. Некоторые компании, деятельность которых постоянно освещается нашей прессой, могли бы добавить, что пресса играет мощную роль в дискуссии по вопросам КСО. Сотрудники любой компании являются реальными представителями заинтересованных сторон, и по закону все компании со штатом, превышающим 25 сотрудников, должны иметь одного представителя от этой группы в составе Совета директоров.

В настоящее время некоторые компании используют термин “устойчивое развитие” вместо КСО. Сталкивались ли вы с такими случаями, и почему это происходит, на ваш взгляд?

Обсуждение терминов и определений, продолжается. Мы используем термин КСО, который принят в международных кругах. Наши компании, которые больше ориентируются на внутренние дебаты, предпочитают либо “устойчивое развитие” либо “корпоративная ответственность”. Если будет достигнуто соглашение об использовании одного термина, мы, возможно, тоже с этим согласимся.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: