Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Какая трансформация КСО нужна России в условиях кризиса?

Бизнес и общество

Алексей Костин, исполнительный директор НП «Корпоративная социальная ответственность ‒ Русский Центр», к.э.н.

Шесть лет тому назад нами была опубликована серия статей о необходимости проведения ключевых антикризисных мероприятий КСО с целью более плавного и эффективного выхода российских компаний из кризиса 2008 – 2009 гг. Спустя пять лет после восстановления экономики в 2010 – 2014 годах страна вновь оказалась в кризисе.

Встает тот же самый вопрос – а нужна ли КСО в условиях кризиса? Ведь, как ни крути, это дополнительные затраты компаний на цели, которые зачастую не имеют прямого отношения к производству, его эффективности и доходности. Но это только на первый взгляд. Так считают в основном те, кто сводят современное КСО только к внешним для компаний социальным проектам обычно благотворительного характера.

Но есть и более комплексный и системный подход к КСО, которая на практике является инструментом управления производственно – экономической устойчивостью компаний, или по-другому их устойчивым развитием. Он основан на триединой (Triple Bottom Line) формуле («корзинах») одновременных поступательных изменений в развитии экономической, социальной и экологической сфер компаний.  При этом важное значение придается также корпоративному управлению и менеджменту, наряду с ответственными отношениями по цепочке поставщиков и соблюдением прав человека.

Именно устойчивость компаний становится главным вызовом для их руководителей в условиях кризиса. Поэтому большинство ведущих российских компаний не останавливают свою работу в области КСО и корпоративной устойчивости.

Неслучайно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в течение последних трех лет уделяет особенно пристальное внимание не только практикам специальных социальных и экологических программ компаний, но и разработке и расчетам индексов КСО и отчетности: «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Среди лидеров 2015 года этих индексов: АЛРОСА, Аэрофлот, Башнефть, ВТБ, Газпром, ЕвроХим, Интер РАО, ЛУКОЙЛ, Металлоинвест, Нижнекамскнефтехим, НЛМК, Норильский Никель, ОМК, Роснефть, Ростелеком, Росэнергоатом, РЖД, РУСАЛ, Сбербанк, Северсталь, СУЭК, АФК «Система», Татнефть, ТВЭЛ, Уралкалий, ФосАгро (в алфавитном порядке). Расчет таких индексов особенно важен в условиях кризиса, поскольку показывает партнерам и кредиторам их общее состояние в этих непростых условиях. И не только в финансовом, но и в социально – экологическом разрезах, с точки зрения и нефинансовых рисков.

Но вернемся к антикризисным мероприятиям российских компаний во втором, системном варианте понимания КСО как управления корпоративной устойчивостью.

ПЕРВОЕ: качество, безопасность и доступность продукции и услуг (экономическая «корзина» КСО). 

В условиях кризиса компаниям необходимо обеспечить производство и вновь представить качественный и безопасный в употреблении, а также доступный физически и по цене продукт или услугу. В новых кризисных условиях для потребителя совсем неочевидно, что производство и качество товаров даже уже известных компаний смогут отвечать их требованиям, – доверие к своему продукту придется восстанавливать или завоевывать вновь. Ведь у любого потребителя может возникнуть подозрение, что компании пусть вынужденно, но используют некачественное сырье, экономят на квалифицированной рабочей силе, не соблюдают стандарты и т.д. Поэтому аргументация и информирование потребителей о качестве и безопасности продукции должны быть на первом плане.

Резюме: актуальность данного направления работы по экономической «корзине» КСО сохраняется в рамках настоящего кризиса в полной мере.

ВТОРОЕ: экологичность производства и продукции или экологическая «корзина» КСО.

Компаниям для привлечения покупателей и инвесторов приходится все убедительней демонстрировать экологичность своих товаров и своего производства. Потребитель в новых условиях выбора становится более требовательным и по этой составляющей КСО: и российский, и особенно зарубежный. В условиях кризиса более жесткими к экологическим требованиям к бизнесу становятся также инвесторы и кредиторы, в особенности так называемые социально и экологические ответственные. Эти инвесторы, объединенные Финансовой инициативой ЮНЕП или разделяющие «принципы Экватора», используемые в финансовой сфере для определения оценки социальных и экологических рисков в рамках проектного финансирования, объединяют в настоящее время около одной десятой всех мировых финансовых ресурсов.

Резюме: данные мероприятия в условиях жестких западных ограничений кредитования ведущих российских компаний постепенно теряют свою актуальность и проводятся ими по сокращенным бюджетам.

ТРЕТЬЕ: активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами бизнеса, особенно с клиентами и инвесторами или социально ответственными кредиторами – стейкхолдерская «корзина» КСО.

Времена ответственности компаний в основном только перед своими крупными контролирующими акционерами и налогово-контрольными государственными органами заканчиваются. Приходится добиваться доверия и постоянно демонстрировать свою ответственность перед всеми заинтересованными сторонами бизнеса: в первую очередь стратегическими и портфельными инвесторами, в том числе и мелкими акционерами, местным сообществом, состоящим из конгломерата общественных, некоммерческих, неформальных, сетевых и властных структур, а также СМИ.

Резюме: в новых условиях существенного падения покупательского спроса, как производственно – промышленного по цепочкам поставок, так и потребительского, значение демонстрации и предъявления своей лояльности и готовности к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами возрастает.

ЧЕТВЕРТОЕ: прозрачность собственности и капитала.

«Кризисного инвестора» необходимо убедить в выгодности вложений капитала и целесообразности своего участия в том или ином производстве. В условиях кризиса и дефицита инвестиционных ресурсов, особенно собственно российских, недостаточно обосновать новые инвестиции только с точки зрения экономики, сбыта и ожидаемой прибыльности. Крайне актуальными становятся вопросы максимальной прозрачности структуры капитала и собственности компаний, а также состояния всех активов и основных фондов. Офшорные схемы участия в акционерном капитале компаний вызывают недоверие и отпугивают потенциальных инвесторов, что в последнее время государственные органы демонстрируют регулярно, призывая все российские компании переводить свои офшорные юрисдикции в РФ.

Резюме: поэтому социально ответственному и честному бизнесу (вне зависимости от соотношения частных и государственных долей его собственности) все еще предстоит это привести в надлежащий порядок и максимально полно раскрыть своих бенефициаров, а вновь создаваемому новому бизнесу учитывать эти требования с самого начала.

ПЯТОЕ: расширенная подотчетность. 

В России это понятие всегда трактовалось очень узко и в основном включало в себя формальную финансово-статистическую отчетность. «Новая подотчетность», необходимая российскому бизнесу для повышения своей деловой репутации и инвестиционной привлекательности,  должна включать значительно более серьезные требования, а именно: регулярную финансовую и нефинансовую отчетность в соответствии с российскими и международными стандартами, и даже превосходя их требования, с максимально широким доведением ее результатов до заинтересованных сторон; выполнение принятых на себя обязательств в экономической, экологической и социальной областях; соответствие обязательным и добровольно принятым на себя стандартам качества, безопасности, экологичности, социальной ответственности и т.д.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне. 

ШЕСТОЕ: социально ответственная реструктуризация, включая законные и прозрачные процедуры оптимизации персонала. 

В условиях кризиса изменения структуры производства и номенклатуры производимых товаров, а также оптимизация издержек носят объективно вынужденный и срочный характер. Проведение реструктуризации, включая выделение активов и аутсорсинг, социально ответственным образом – важнейшее направление антикризисной КСО. От способа ее осуществления во многом зависит деловая репутация компаний, а также возможность вновь привлечь уволенный квалифицированный персонал в посткризисный период в условиях нового роста. Социально ответственная реструктуризация осуществляется строго в рамках законодательства и с максимальным учетом интересов персонала компаний, как правило, с прямым участием его представителей и профсоюзов в принятии соответствующих решений. Она предусматривает информационные кампании, освещающие проводимые структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, а также компенсационные выплаты сотрудникам, попадающим под сокращение и другие.

Резюме: актуальность данного направления работы по социальной «корзине» КСО сохраняется в рамках настоящего кризиса в полной мере.

СЕДЬМОЕ: волонтерство и индивидуальная корпоративная филантропия.

Вынужденное в условиях кризиса сокращение благотворительных бюджетов компаний ставит на повестку дня необходимость конструктивного замещения уже ставших традиционными для многих компаний благотворительных программ и спонсорских проектов. Компаниям приходится отказываться от многих социальных и благотворительных программ, кроме особенно чувствительных, которые нельзя просто так прекратить: поддержка детских домов и профильных учебных заведений, доплаты собственным пенсионерам и т.д. И, тем не менее, даже при кардинальном сокращении корпоративной благотворительной помощи, волонтерство и индивидуальная филантропия сотрудников способны сохранить партнерские отношения с реципиентами помощи и помочь им выжить в непростых условиях.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне.

ВОСЬМОЕ: внешние корпоративные и совместные с местными властями программы дополнительного обучения и профессионального переобучения высвобождаемой рабочей силы.

Задачи кризисной реструктуризации и оптимизации персонала компаний имеют своим следствием частичное высвобождение работников предприятий, что является одним из самых серьезных последствий кризисного развития экономики страны. Государственные программы поддержки безработных и их профессиональной переподготовки не смогут стать эффективными без их поддержки и профилирования со стороны бизнеса, который должен формировать собственную политику в сфере создания рабочих мест с тем, чтобы в дальнейшем выступить заказчиком переобученной рабочей силы. Поэтому в рамках своей социальной ответственности, а также исходя из собственных профессиональных интересов, бизнесу целесообразно поддерживать и непосредственно участвовать в совместных с местными и региональными властями программах переподготовки временно высвобождаемых сотрудников. Именно бизнес наиболее адекватно и точно может помочь местным властям правильно организовать и наполнить программы переобучения в соответствии со своими планами на кризисный и посткризисный периоды. Сотрудничество в сфере восстановления и развития профтехобразования может поднять уровень привлекательности ряда необходимых бизнесу профессий, поддержать уровень занятости в реальной экономике. Все это потребует минимум дополнительных расходов от компаний.

Резюме: актуальность данного направления работы по социальной «корзине» КСО сохраняется в рамках настоящего кризиса в полной мере.

ДЕВЯТОЕ: новые формы взаимодействия с обществом и властью.

Наращивание «социального капитала» работает на репутационный капитал бизнеса. Приоритетным уровнем деятельности в период кризиса в рамках КСО является территориальный и местный уровень. Необходимо искать эффективные подходы к запуску механизмов работы региональных партнерств (бизнес – региональная и местная власть, организации гражданского общества)  и  публично – частных партнерств в социальной сфере. Это позволит пересмотреть подход, когда за государством закреплена вся социальная сфера (и ответственности, и возможных источников прибыли).  Речь идет о согласовании приоритетов развития территорий, причем таких, которые помогут бизнесу прирастить репутационный капитал при приемлемо низком уровне финансовых затрат или на неденежной основе. Эти пути – развитие волонтерской работы, разных форм работы с молодежью, взаимодействия с НКО, религиозными организациями, ассоциациями коренных народов в реализации добровольческих инициатив.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне.

ДЕСЯТОЕ: раскрытие информации о системах оплаты и размеров вознаграждений и бонусов топ-менеджеров государственных компаний и банков, а также предприятий с государственным участием и добровольное раскрытие такой же информации для частных компаний.

Целесообразность и необходимость контроля за размерами дополнительных вознаграждений и бонусов в условиях кризиса зафиксирована в решениях Президента и Правительства РФ. Данные рекомендации/требования распространяются на все государственные компании и на компании с государственным участием. Частные компании, осуществляющие вынужденные и болезненные структурные изменения сокращения персонала и других издержек производства, также заинтересованы в снижении размеров вознаграждений для своих топ-менеджеров и раскрытии информации об этом, поскольку такая информация позволяет наиболее убедительно продемонстрировать своим трудовым коллективам, акционерам, кредиторам и инвесторам, что тяжесть кризисного бремени распределяется равномерно, а антикризисные меры принимаются на основе социальной ответственности всех сторон корпоративного управления с соблюдением принципов социальной справедливости в области оплаты труда и дополнительных бонусов.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне.

ОДИННАДЦАТОЕ: создание новых рабочих мест в области экологической деятельности предприятий и охраны окружающей среды.

Техническое перевооружение и инновационное развитие экономики России требует, прежде всего, использования наилучших доступных технологий и методов производства (НДТМ), которые являются энергоэффективными и экологичными по своей сути, т.е. отличаются низкими выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходов. Обеспечение корпоративной социальной и экологической ответственности требует привлечения менеджеров, инженеров, технологов, логистиков и других специалистов с экологическими знаниями. Эти кадры привлекаются извне или проходят переподготовку внутри самих компаний. В целом развитие малого и среднего бизнеса в области природоохраны и природопользования может занять многих уволенных в последние месяцы работников.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне.

ДВЕНАДЦАТОЕ: создание и внедрение систем управления нефинансовыми рисками, основанных на системном анализе и взаимодействии со стейкхолдерами компаний.

Нефинансовые риски (политические, социальные, экологические, законодательные и т.д.) в России пока что существенно выше, чем в развитых странах мира. Поэтому КСО и управление нефинансовыми рисками в РФ играют более значительную роль – в силу неразвитости российского рынка, а также слабого законодательного и практического обеспечения прав собственности и справедливой конкуренции. В этой связи для обеспечения корпоративной устойчивости все стороны корпоративного управления должны уделять большее внимание внедрению принципов и инструментов КСО в практику корпоративного управления на основе системного анализа, диалога и конструктивного взаимодействия со своими стейкхолдерами. Для этого целесообразно сохранение и дальнейшее развитие публичной социальной (по устойчивому развитию) отчетности.

Резюме: актуальность работы в данном направлении сохраняется на прежнем уровне.

Таким образом, необходимость проведения ключевых антикризисных мероприятий КСО с целью более плавного и эффективного выхода российских компаний из текущего кризиса, как и шесть лет назад в ходе кризиса 2008 – 2009 годов, сохраняется почти в той же мере и в тех же объемах. С небольшой поправкой на сокращение мероприятий компаний на привлечение западного финансирования (вторые и третьи размещения акций на западных биржах и соответствующие роуд-шоуз, привлечение западных независимых директоров в Советы директоров, снижение затрат на международный ПР и др.).

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: