Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
1092
Читать: 5 мин.

Крупный бизнес выращивает социальных предпринимателей. Для чего и как?

Дарья Менделеева, корреспондент портала Miloserdie.ru

С 2016 года «Объединенная Металлургическая компания» поддерживает развитие социального предпринимательства в своих регионах присутствия. Зачем крупному производителю мелкий бизнес, и каким компания видит социальное предпринимательство в своих моногородах, рассказывает Ольга Миронова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК.

– Зачем социальные предприниматели нужны там, где есть крупная компания?

 Услуги социальных предпринимателей помогают решать локальные проблемы жителей моногородов и поселков.

Например, в небольших городах услуги для пожилых людей или по уходу за стариками  большая редкость. Занятия английским с детьми с инвалидностью требует особой квалификации, которая не всегда есть у преподавателей обычных курсов. Фермерам нужны услуги доступной мастерской по ремонту холодильников и доильных аппаратов чтобы не приходилось возить технику в республиканский центр. Маленькое форелевое хозяйство в небольшом городе притягивает региональных туристов. Я перечислила только некоторые примеры проектов социальных предпринимателей, которых поддерживаем мы.

Кроме того, социальные предпринимательские проекты открывают родители детей с особенностями здоровья. Например, массажный салон или соляную пещеру. Они решают проблемы, волнующие их, а заодно и те, что есть в городе.

Также социальные предприниматели создают рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, трудоустраивают людей с инвалидностью.

Не совсем правильно противопоставлять крупный бизнес и социальное предпринимательство. Очевидно, что задача крупных компаний – это производство продукции для экономики страны и обеспечение налоговых отчислений, создание современных рабочих мест и поддержание высокого дохода сотрудников. Но крупный бизнес понимает, что сегодня одного только решения экономических задач недостаточно.

Мы видим, что бизнес всего мира разворачивается в сторону человека: кардинального снижения влияния на климат, на природу и здоровье людей, системной помощи местным сообществам.

Весной весь мир объявил строгий локдаун. Бизнес не только максимально усилил охрану здоровья своих сотрудников, но и поддерживал регионы, где находятся предприятия, сохранял рабочие места. Например, ОМК направила более 150 млн руб. на ремонт районных больниц, покупку ИВЛ и средств защиты для врачей. Вместе с благотворительным фондом «ОМК-Участие» и волонтерами движения Общероссийского народного фронта #МыВместе во время карантина ОМК помогла продуктами более чем 12 тыс. людям. В конце прошлого года российский ритейл снизил цены на некоторые продукты.

Мы видим примеры, что бизнес не ограничен своими прямыми целями, а действует в целях устойчивого развития. В партнерстве с представителями власти и местных сообществ бизнес работает в соответствии с интересами людей и национальными приоритетами. И в нашей политике КСО значительное место отводится помощи в открытии социального бизнеса в регионах, где расположены предприятия ОМК.

– Социальный предприниматель – это энтузиаст с идеей, или он должен уметь строить бизнес?

 Однозначно, это всё-таки предприниматель. Он должен создать устойчивый проект, который живёт не на гранты и субсидии, а самоокупаем, приносит прибыль, которая идет на развитие дела.

– Почему тогда не пригласить в социальную сферу обычный бизнес?

 Не все предприниматели готовы делать решение социальных проблем своим основным бизнесом. В этой сфере высоки предпринимательские риски, поэтому сложно начать работу без поддержки со стороны, да и доходы таких предпринимателей невысоки. Для крупного бизнеса соответствовать целям устойчивого развития – это уже насущная необходимость. Вовлекать малый бизнес, наверное, также нужно. Но это вектор развития.

– Получается, от социальных предпринимателей вы ждёте такой же осознанности, как от больших компаний?

 Будущий социальный предприниматель – это партнер и сторонник крупного бизнеса, работающего в моногороде. Таким партнерам, сторонникам, компания даёт в своих регионах различные возможности – образовательные программы, финансовую поддержку, наставничество. Если у человека есть желание решить определённую волнующего его социальную проблему в своем городе, мы такую возможность даём.

Мы совсем не ждём, что на это поле пойдут все – обычно численность людей, готовых заниматься бизнесом, составляет порядка трех процентов жителей небольшого города.

«Просто дать денег на открытие своего бизнеса – неэффективно»

– Правильно я понимаю, что основной инструмент для старта соцпредпринимательства в регионе – это предоставление финансовой поддержки?

 Социальные предприниматели, в первую очередь, должны научиться вести устойчивый бизнес, уметь зарабатывать.

Наша программа по социальному предпринимательству «Начни свое дело» идет с 2016 г в трех моногородах. Каждый год старту программы предшествует информационная кампания, которая позволяет привлечь внимание будущих участников. На презентациях программы выступают представители администраций городов, наших предприятий, профильных региональных министерств. Они рассказывают о возможностях поддержки малого бизнеса и социального предпринимательства в своих регионах. Также выступают предприниматели, которые уже открыли свой социальный бизнес. Например, в Нижегородской области родители детей с особенностями здоровья открыли образовательный центр «Созвездие», и теперь он работает на целую область. Это настоящая история успеха.

Потом следует продолжительный, в течение месяца, образовательный блок. Участникам объясняют, что такое бизнес-план, какие есть рынки сбыта, что такое маркетинговая стратегия, целевая аудитория, риски, как продавать, где искать поддержку – информацию, субсидии и займы. Мы сделали этот блок обязательным для всех, кто хочет участвовать в следующем этапе программы – грантовом конкурсе.

Обучение в рамках программы «Начни своё дело» каждый год проходит около 180 человек, а заявок на открытие социальных предпринимательских проектов подается около 120, ОМК поддерживает 40 лучших. Сумма гранта – 200 тысяч рублей на один проект.

Написанные заявки рассматривают экспертные советы с участием администрации города, представителей региональных министерств торговли, промышленности и предпринимательства, центров инноваций социальной сферы (ЦИСС). В экспертном совете всегда есть внешний представитель федерального уровня: из Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», или Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета, или «ОПОРы России».

Эксперты оценивают жизнеспособен ли проект, администрация города – нужен ли он городу, готовы ли они его поддержать. На следующем этапе проект входит в бизнес-акселератор от местного центра инноваций социальной сферы, проекту назначается наставник, который в течение года его курирует. В договоре заранее прописывается: если социальный предприниматель не запустил проект до конца года он возвращает деньги.

Статья участвует в конкурсе на лучшую публикацию по КСО. 

С полным текстом статьи можно ознакомиться на портале Милосердия.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: