Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Корпоративное волонтерство
Социальные инвестиции
96
Читать: 7 мин.

Корпоративное волонтерство: как сделать подводную лодку непотопляемой

Лидия Тихонович,
редактор спецпроектов Агентства социальной информации

Корпоративное волонтерство в последние годы активно развивается. Особую актуальность вовлечение в добровольчество традиционно обретает в период экономического кризиса, когда благотворительные бюджеты, как правило, сокращаются. Но есть и долговременные программы, существующие независимо от изменений на рынке. Почему компании их сохраняют и поддерживают?

Зачем компаниям волонтеры?

Бизнес есть бизнес, он умеет хорошо считать. Поэтому если бы затраты были больше, чем результаты, вряд ли такая деятельность надолго оставалась бы корпоративным увлечением в Москве и других городах. Говоря о целях волонтерства, представители корпораций чаще всего называют «вовлеченность» и «лояльность», развитие сотрудников. Несколько реже – развитие сообществ. Совсем редко – попытки решения социальных проблем.

Понятно, что компании бывают очень разные, и сравнивать между собой международные корпорации и предприятия, работающие в моногородах российской глубинки, довольно сложно. Реалии их работы, а, следовательно, масштабы и задачи корпоративных волонтерских начинаний, будут существенно отличаться.

Помощь детям Африки

Большая компания может мыслить глобально и отправлять, например, своих сотрудников в Африку, чтобы они ответили на вопрос, почему в Кении 15-летние девушки отказываются от детей, и как решить эту проблему. Такие стажировки проводит компания «Джонсон & Джонсон». Фонд «Социальная ответственность» (Corporate Citizenship Trust), организованный внутри компании, принимает заявки от международных НКО на помощь высококвалифицированных волонтеров  — аналитиков, финансистов и др. Чаще всего это социальные проекты в странах Африки и Восточной Европы.

Фото: Ю. Поволоцкий/РИА Новости

Такое корпоративное волонтерство — серьезное вложение в развитие сотрудников, его цель — создание кадрового резерва. Желающие участвовать проходят серьезный отбор. На конкурс допускаются только те, кто работает в компании не менее двух лет и имеет хорошие результаты.

«Мы посылаем на стажировки тех менеджеров, у которых есть большой потенциал, но пока еще не проявленный», — говорит Елизавета Князева, руководитель направления обучения и развития компании «Джонсон & Джонсон».

Оказавшись в незнакомой ситуации, где нужно сориентироваться максимально быстро, люди волей-неволей развивают лидерские качества и «тренируют осознанность». «Когда понимаешь, что только ты сам отвечаешь за свои решения, и показать реальный результат нужно в обозримый период, ты быстро учишься соотносить стратегии и реальность», — говорит Елизавета Князева.

Программа стоит дорого. Оплачивается командировка сотрудника на полгода, сохраняется его зарплата. Но эти траты оправданы – уверены в компании. «У 100% волонтеров, вернувшихся из стажировки, расширяется зона их полномочий. Многие идут на повышение», — уточняет Елизавета Князева.

Жизнь в локальных сообществах

Когда компания работает в городах, жизнь которых зависит, в основном, именно от нее, данная деятельность рассматривается, прежде всего, как возможность создания, развития и поддерживания отношений как «внутренних» между сотрудниками, так и «внешних». Благодаря этому на отдельно взятой территории возможны реальные изменения.

«Наши производства расположены в моногородах, это локальные закрытые сообщества, — поясняет Ольга Тухватуллина, руководитель проектов корпоративного волонтерства в Заполярном филиале компании «Норникель». — Благодаря ему зарождаются отношения и формируются устойчивые связи между сотрудниками разных департаментов и внешними партнерами, местными сообществами и органами власти».

Программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» стартовала в 2012 году.

Сейчас у компании порядка 60 партнеров из НКО. Регулярно проводятся социальные акции в разных форматах – от благотворительных забегов до программы частных пожертвований сотрудников.

Фестиваль Добрый Норильск

В партнерстве с театром драмы создаются благотворительные спектакли, в которых участвуют профессиональные артисты, сотрудники компании и даже руководитель администрации Норильска.

Очень востребована программа экологического корпоративного волонтерства. «Экологический марафон «ПонесЛось», организованный компанией вместе с центром «Заповедники»,  хорошо всех объединил, — рассказывает Ольга Тухватуллина. — В течение трех месяцев сотрудники в нем участвовали вместе с семьями. Можно сказать, что для них был создан уникальный тур по заповедникам Заполярья. А команды-победители встретились потом на слете в Лапландском заповеднике».

Корпоративное волонтерство

Экомарафон «ПонесЛось!» Фото: https://vk.com/laplandzap

Кроме уборок территорий и помощи заповедникам в Москве, волонтеры во время марафона выстраивали и свои бытовые экологические привычки. С самого начала участники изучали собственное потребление. Сколько тратится воды, если не выключать кран во время чистки зубов. Как читать маркировку на пластиковых упаковках. Можно ли «проголосовать кошельком» за более экологичный вариант товара. Как раздельно собрать мусор, не загромоздив дом контейнерами. Люди делились друг с другом– изготавливали информационные стенды, листовки, брошюры. Некоторые даже создали видеоблог с вирусными роликами.

В результате марафона появилось и нечто новое в сугубо материальном смысле. В Норильске создали зимний сад, озеленили газон и высадили кустарники в детском саду. А в Мончегорске команды объединились и построили экологический лекторий. В нем будут проводиться лекции, открытые показы фильмов по экологии, уроки для школьников, мастер-классы, викторины, акции по сбору вторсырья.

Вовлеченность без сгорания

«Корпоративное волонтерство — инструмент вовлечения людей. Мы хотим, чтобы они не уезжали, — говорит Ольга Миронова, руководитель направления по КСО дирекции по взаимодействию с госструктурами и КСО ОМК. – Жителям моногорода особо не из чего выбирать. Мы заинтересованы в том, чтобы мотивировать людей».

ОМК поддерживает волонтерские корпоративные проекты сотрудников мини-грантами. Эффект от этого комплексный. Во-первых, человек получает опыт в новых для себя сферах. Например, социального проектирования и краудфандинга. «Человек похож на подводную лодку — чем больше отсеков, тем больше шансов не утонуть», — считает Ольга Миронова. Во-вторых, возникает возможность социального лифта — о чьей-то личной инициативе узнают не только на предприятии, но и в городе и даже за его пределами. Человек становится героем сюжетов местных и федеральных СМИ, что очень мотивирует на продолжение начатого дела. В-четвертых, так культивируется инициативность и самостоятельность: «берешь у компании деньги, несешь ответственность», — говорит Ольга Миронова. И, наконец, растет вовлеченность. Именно это доказала оценка конкурса благотворительных и социальных корпоративных проектов «ОМК-Партнерство». Которая проводилась в 2017 году фондом «КАФ».

Обустройство родников в Уфе. Фото: пресс-служба ОМК

«Исследование выявило, что развиваются профессиональные навыки и компетенции сотрудников, происходит личностный рост, укрепляется уверенность в себе, — рассказывает Ольга Миронова. – На сегодняшний день 11% сотрудников уже участвовали в конкурсе проектов, а 50% намерены участвовать в нем».

Города присутствия компании также получают для себя что-то новое. В Чусовом Пермской области, например, благодаря социальному проекту, появился приют для бездомных животных. Кроме того, проводятся инклюзивные экологические сплавы. А в Башкирском Благовещенске силами волонтеров возрождается шахматное движение.

Корпоративное волонтерство должно быть грамотно организовано. Здесь нельзя просто эксплуатировать энтузиазм людей, уверены в компании. «Не нужно гореть, нужна технология, — подчеркивает Ольга Миронова. — «Не палите людей» — наш главный девиз».

Pro bono

Особый вид помощи, который так ценят в НКО, — pro bono. Не каждая компания решается на такое. Тем не менее,  часто можно слышать, что сотрудники хотят «переключиться». Хотят заниматься чем-то совсем не тем, чем на своем рабочем месте.

Этот вид добровольческой помощи появился полтора года назад в IT-компании КРОК благодаря платформе интеллектуального todogood, помогающей НКО и корпоративным волонтерам находить друг друга. Один из запросов на помощь КРОК получил от фонда «Большая перемена».

Корпоративное волонтерство

«Нам написали: «Помогите, идет проверка охраны труда, пожарной безопасности, а мы не понимаем, как быть», — рассказывает Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом КРОК. – Мы все им объяснили на простом языке и получили огромную благодарность».

Эксперты-волонтеры из отдела кадров КРОКа проделали большую работу за короткий срок. Они помогли построить полноценную систему охраны труда. Провели аудит всех кадровых документов и оценку эффективности различных процессов, разработали инструкции. А сами получили огромное удовольствие. «В таких случаях  ты сам себе режиссер, у тебя полная свобода действий, — поясняет Полина Хабарова. – Небольшая, казалось бы, pro bono программа отдела кадров сильно повлияла на корпоративную культуру нашей компании в целом. Ее поддерживали коллеги из других подразделений. Они интересовались, присоединялись. Все это принесло пользу не только фонду «Большая перемена». А также нашему коллективу – людям приятно чувствовать себя частью такой команды».

Кроме того, благодаря интеллектуальному волонтерству сотрудники КРОКа получили опыт в неизвестной области. В результате в компании возникла дополнительная «ветка» бизнеса. С 2016 года КРОК оказывает услуги кадрового аудита по заказу НКО.

Оригинал. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: