Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
313
Читать: 5 мин.

Экспертные предложения по основным направлениям государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса (тезисы)

Бизнес и общество
Алексей Костин,
исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н., переводчик

Ситуация с развитием КСО и стратегии устойчивого развития в российском бизнесе сегодня примерно такова:

·  На правительственном уровне и уровне Администрации Президента РФ пока что нет официально оформленной политики в области КСО и УР. Проект государственной стратегии устойчивого развития России в последний раз рассматривался Правительством РФ в далеком 1997 году. Пока что все остается на уровне лозунга Президента РФ от 2004 года: «Российский бизнес должен быть социально ответственным!».

· Ничего похожего на национальные стратегии (рамочные политики) в областях КСО и УР, уже принятые во многих развитых и развивающихся странах, или Политики КСО в ЕС, в России нет. Пока что фактический подход государства – главное экономический рост, а его качество – вопрос, который даже не анализируется и не обсуждается.

·  Системно вопросами КСО и УР занимаются не более 100 крупных компаний, и это те  компании, что находятся в поле международной конкуренции.

·   Всего за 13 последних лет российские компании опубликовали 424 отчета в области КСО и УР, что совсем немного – в среднем 33 в год (данные из реестра РСПП).

·   Средний и малый бизнес практически не охвачены движением в области КСО и УР (за редкими исключениями), нефинансовая отчетность не используется. При этом КСО обычно сводится к разовой благотворительности.

·   Зачем нужны системные стратегии и практики КСО и УР? Большинство компаний не знают ответа на этот вопрос. Недавно на одном тренинге по внедрению нового поколения стандарта GRI – G4 пришлось объяснять крупной российской компании зачем: рост имиджа и укрепление репутации на международном и российском рынках, сокращение и минимизация влияния нефинансовых рисков, взаимодействие и сотрудничество со стейкхолдерами, положительное влияние на рост капитализации, возможность займа крупных финансовых средств у социально и экологически ответственных международных финансовых кредитных и инвестиционных учреждений, соответствие международным стандартам и лучшим практикам во взаимодействии с международными компаниями при реализации совместных крупных проектов в РФ и за рубежом.

·   Введенный в действие с 15 марта т.г. рекомендательный ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», полностью основанный на ISO 26000: 2010, пока что фактически не используется.

Последнее по порядку, но отнюдь не по значимости, проблема, оказывающая прямое влияние на уровень КСО и УР российских компаний. В сегодняшней реальной ситуации в России, возможно, это приоритет №1, чтобы добиться реальных сдвигов:

·   Информационная открытость/транспарентность компаний крайне низка, особенно государственных акционерных и унитарных. Два ярких примера государственных компаний, обслуживающих миллионы россиян, – ФГУП «Почта России» и ГУП «Московский метрополитен» – эти компании информационно для всех, кроме соответствующих министров, полностью закрыты. Спрашивается – как на них влиять в условиях, когда нас не удовлетворяют их услуги, безопасность и экологичность? Писать письма В.В. Путину и Д.А. Медведеву?

Поручения Президента Д.А. Медведева от 2011 года Правительству РФ, инициированные российскими НКО, в области повышения экологической прозрачности и отчетности, а также присоединения РФ к Орхусской конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности  в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (из стран СНГ только Россия и Узбекистан до сих пор не присоединились) так и остаются не выполненными, затерявшись в «болоте» межведомственных согласований.Предложения (минимальный перечень):

1.   Разработать и внести проект Постановления Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса». С этой целью образовать межведомственную рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Росимущества с участием представителей  Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса, бизнес – университетов и профильных НКО.

2.   Ввести для всех государственных компаний со 100% госучастием, а также федеральных и региональных ГУПов обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей. С этой целью утвердить перечень обязательных для раскрытия социально – экологических показателей и их паспортов – описаний, а также согласованный перечень подпадающих под обязательную отчетность по этим показателям госкомпаний,  ФГУПов и МУПов.

3.   Внести в Государственную Думу проект законодательных поправок для введения обязательной публикации в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей частными и со смешанной государственной и частной собственностью компаниями, имеющими более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес).

4.   Предусмотреть не менее 50% использования бюджетных средств в рамках государственной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций через систему конкурсных отборов социально ориентированных НКО на цели реализации проектов в области КСО и устойчивого развития бизнеса: методических разработок, конференций и форумов, исследований и прикладных проектов частно – государственных партнерств и других.

5.   Соответствующим министерствам и ведомствам, а также Администрации Президента РФ, обязать все государственные компании со 100% госучастием, а также федеральные и региональные ГУПы, привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», вступившим в силу в марте 2013 года.  Рекомендовать частным и со смешанной государственной и частной собственностью компаниям, имеющим более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес), привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности».

6.   Межведомственной рабочей группе из представителей Минэкономразвития, Росимущества и с участием представителей  Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса и профильных НКО рассмотреть вопросы и сформулировать рекомендации Правительству по поэтапному внедрению нефинансовой отчетности для компаний всех видов собственности в РФ.

7.   Для популяризации и развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса провести 1-ый общероссийский Форум КСО и устойчивого развития бизнеса с широким участием представителей бизнеса, государственных федеральных и региональных ведомств, а также Общественной палаты и НКО.

8.   В целях развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса, а также международного сотрудничества в данной приоритетной области ввести должности Национального координатора по КСО и устойчивому развитию бизнеса в Минэкономразвития и должность Посла по КСО и устойчивому развитию в МИД РФ.

Эксперт Алексей.Костин, к.э.н., исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр»
Москва, 23 октября 2013 г.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: