Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

История успеха, рассказанная от первого лица

Бизнес и общество

Отрывки из книги Татьяны Шахнес “Энциклопедия PR. Рожденная с отраслью: история успеха, рассказанная от первого лица

Коммуникации любят большой размах или расширение географии инициатив

Притча: Пришли пиар специалисты к гуру и жалуются ему на то, что стало в офисе скучно и тесно в рамках повседнейвной работы, придумать что-то новое практически невозможно. И показал им мудрец запыленного гонца. «Смотрите на этого человека со свитком листочков в руке, – молвил гуру. – Он преодолел огромные расстояния, что принести весть от одного монарха другому,  от маршала одной державы генералу другой, он является связующим звеном между государями, от его поспешности и сообразительности зависят подчас судьбы». А вы не хотите выйти из замкунутого пространства и пытаетесь черпать талант только в имеющихся на столе материалах, не соверщая действительно существенного умственного или физического напряжения. Он вручил каждому из четырех пиарщиков свитки бумаги и отправил их с этими посланиями в четыре разных стороны света. Один пиарщик очень скоро захотел пить и есть, и не найдя достойного места для отдыха, вернулся. Второй бы недостаточно вежлив и обходителен с монархом, который счел такого гонца недостойным принести его послание другому королю. Третий пиарщик, получив новые письмена от короля и на всякий случай устные инструкции, был ограблен разбойниками в пути, и, добравшись до второго монарха, так плохо передал мысль первого предводителя, что между странами началась война. И только четвертый пиарщик, предолев страны и континенты, вернулся к мудрецу и рассказал ему, что поступает в услужение визирем самого влиятельного восточного монарха. И молвил мудрец «успеха добивается не тот, кто считает себя сильным и ловким, а тот, чей пытливый ум готов к любым переменам и вызовам».

PR в путешествиях или путешествия в пиаре

В обществе тема путешествий сейчас приобретает абсолютно новое звучание. С моей точки зрения перемена мест, пусть даже и на короткий промежуток несет в себе огромный потенциал. Освоение других маршрутов, новые «картинки» перед глазами очень серьезно влияют на развитие специалиста по связям с общественностью. Порой они необходимы в разумном сочетании с посещением тренингов, просмотром тематических фильмом и литературы. Так называемые «путешествия с умом» дают возможность сравнивать те или иные события в России и других странах, находить и изучать специфику каждого  региона и, конечно, дают огромный заряд энергетики и позитива. Как пиар специалисты мы понимаем, что перемена  мест связана с исследованиями новых территорий, прогнозированием их будущего применительно к нашей работе и с очень актуальной темой патриотизма, если показывать и правильно разворачивать перед молодежью различные уголки своей страны и всего земного шара. На своем примере я убедилась, что путешествия  развивают креативность, меняют мышление и обостряют реакцию.  Перемещаясь в пространстве, нам может казаться, что мы отдыхаем,  думаем о другом. Но интересно, что в это время ваш мозг работает, анализирует, сравнивает это путешествие, встречи с незнакомыми людьми, добавляя новые краски по сравнению с предыдущим опытом. Думаю, все это чрезвычайно обогащает нас как специалистов. Далее наш мозг добавляет интересные находки, вещи и личностей в так называемую копилку воспоминаний. Поверьте, мы это делаем бессознательно, но в нужный момент мы достанем эти наши воспоминанания или опыт из потайной шкатулки памяти и сможем применять их в работе. Но если смена картинки так помогает нам, освежает и обостряет восприятие, значит она может улучшить и нашу работу, оптимизировать результаты, развить возможности предвидения. Интересные практики и кейсы работы в одном регионе, будучи  опробованны локально могут быть перенесены на другие города, активно использоваться коллегами с учетом специфики территорий. Более того, локальные практики могут позже стать глобальными и даже одними из лучших в мире! Приведу пример. Через год реализации проекта в области донорства я поняла, что следующей возможностью, как с событийной, так и медийной точки зрения, может стать перенесение опыта и практики на новые территории. С одной стороны, наш проект яляется частью масштабной государственной Программы, которая реализуется в различных субъектах, а с другой у LG большое количество сотрудников и офисов,  серьезных бизнес-партнеров по всей стране. Именно возможность убедить известных бизнесменов из различных регионов –Центральной России, Северо-Западного региона, Южного и Поволжского федерального округов, Удмуртии  и Дальнего Востока работать вместе на одну общую социальную цель заставила сердце биться намного быстрее.  Так год за годом стала реализовываться идея географического расширения инициативы, как я говорю, социальной экспансии в регионы. Это подразумевало все больше работы в области расширения контактов с парнерами компании, а также средствами массовой информации. Но эта коммуникация становится обоюдоинтересной, так как вы узнаете очень много о специфике того или иного региона, чем живут жители и молодежь в особенности. Очередным интереснейшим «вызовом» или то, что называется «challenge» для меня стало проведение так называемых отдаленных дней донора, которые делятся на два типа: те в которых мы принимаем непосредственное участие или те, в которых мы делимся компетенциями (страны СНГ, мировой опыт). Так донорский проект стал с сентября этого года реализовываться LG во всем мире: Южной Корее, Латинской Америке, Китае, Африке, охватывая все больше стран и континентов.

Конечно, все территории очень интересны. Но одним из самых обсуждаемых, привлекшим внимание всего мира стал Дальний Восток, богатейший край с точки зрения природных ресурсов, культуры и традиций. Здесь сразу же после первой в истории встречи лидеров экономик АТЭС мы проводили дни социальной отвественности. Это был чрезвычайно интересный опыт, так как новый рабочий потенциал был совмещен с возможностью увидеть, как на глазах меняются города. Мы стали свидетелями и обновленной городской инфраструктуры, и аэропорта, нескольких построенных новых мостов. Так мы практически летели по мосту через бухту Золотой Рог, проехались по мосту через пролив Босфор Восточный, соединивший материковую часть Владивостока с островом Русским. Планируя читать лекции в Дальневосточном Федеральном  университете (ДВФУ) мы посетили новые корпуса этого учебного заведения на острове Русский, рассчитаные на 50 000 человек.  Разве не мечта стать свидетелем развития будущей территории для студентов равной 120 гектарам? Еще одним прекрасным городом в преддверии Универсиады стала Казань, которая просто преображалась на наших глазах с 2012 по 2013 год. За три с 2012 года посещения мы увидели, как сторились транспортные развязки, вопоощалась в жизнь прекрасная архитектура и множество спортивных объектов. Еще бы, ведь наш День донора и мои лекции для студентов и волонтеров в рамках теплохода-марафона «Технология добра» проходил именно в Деревне Универсиады! Потрясающий город, который заставил нас всех обратиться и изучать другую важную историческую память-промышленную архитектуру России 19 века, стал Ижевск. Город, воспевающий традиции труда,мастерства, напоминающий про лидерство России в промышленности с монументальным главным корпусом Ижевского Оружейного завода, чей звон часов разливается по городу или потрясающие абсолютно разные по дизайну ковки заборов города. Или, резко возвращающие нас в современность, невероятные арт объекты-росписи на старых домах, где российские художники решили облагородить старые здания. Или Нижний Новгород с его купеческой архитектурой и традициями, получившим название «карман России» благодаря знаменитой ярмарке. Я уже не говорю о Санкт Петербурге, городе-музее, городе-герое, где прослеживается славная и одновременно трагическая история многих поколений. Посещая множество городов, я думаю,  разве нам не хочется увидеть действительно грандиозные изменения? Сейчас уже нету ударных строек прошлого века, такие, как БАМ, ДнепроГЭС или метрополитен. Поэтому застать сколько-нибудь значимые преобразования-это большая удача для развития творческого потенциала специалиста по коммуникациям. Каждое наше донорское мероприятие-это не менее двух-трех насыщенных дней с лекциями в Университетах,  участием известных спортивных звезд, общение с партнерами, пресс конференции  и множество встреч. Все это по насыщенности стоит достаточно долгого времени работы в офисе, потому что удается обратиться к совершенно новым аудиториям и получить живую и важную информацию. Ведь как специалисты мы задействуем все навыки и коммуникационные инструменты на определенной территории в очень сжатые сроки.  И, конечно, мне как блогеру поездка дала еще очень много информации, которой я с удовольствием поделилась с читателями моего блога и социальных сетей: это и музей подводной лодки, и Ворошиловская батарея на острове Руский, промышленная культура России на примере Ижевска, музей Кустодиева в Астрахани и многое другое. Пишите, делитесь с читателями, фотографируйте, оттачивайте мастерство слога. Умение уместить в блоге самую суть, наиболее необходимую часть информации, вы учитесь создавать все более креативный контент. Не жалейте на этого времени, ведь неплохой пиар спецалист должен быть также и хорошим сетевым журналистом.

Я думаю, что основой нашей развивающейся креативности после путешествий является то, что мы становимся свидетелями изменений, а потом они начинают происходить с нами. Ведь, если меняется облик городов, если на наших глазах создается новейшая история, каждый пиар специалист мечтает стать частью этого процесса. Мы подстраиваемся под эти изменения, а потом в чем-то начинаем их возглавлять.

PRщик глобус пропил или связь коммуникации и географии. Переплетение коммуникационных проектов с брендингом территорий

Для чего компании расширяют географию деятельности? Безусловно, это продиктовано бизнес потребностями, расширением предприятий, новыми партнерствами. С другой стороны, если мы говорим о коммуникациях, то на мой взгляд объединение той или иной инициативы компании с новым регионом с учетом его имиджа, позиционирования, истории, местных героев и личностей может смотреться свежо и очень интересно.

И тогда нам в первую очередь надо подумать, как имидж или видение територии будет переплетаться с нашими собственными историями. Конечно, в эпоху развития туризма, повышения интереса к путешествиям в своей стране, масштабных спортивных событий вопрос брендинга территорий становится очень своевременным. На крупнейшем мероприятии в области связей с общественностью-Baltic PR Weekend в 2012 году мне посчастливилось  познакомиться с Председателем совета директоров коммуникационной группы АГТ Вячеславом Лащевским и Дмитрием Глушко, вице-президентом Республики Саха. Коллеги представляли интереснейший проект, связанный с продвижением Якутии как целого края для многих аудиторий. Именно в этот момент я поняла, что выбор в 2011 году идти с продвижением социальных проектов в регионы был правильным, хотя и очень непростым. Почему же именно сейчас тренд повествования о том или ином регионе, определение его позитивных черт, практически написание портрета города или республики стал чрезвычайно актуален? Думаю, в обществе существует запрос на позитивную информацию, историю и картину родного края. Не случайно, что многие региональные СМИ, с которыми мы сейчас работаем, интересуются именно такой подачей информации. И, конечно же, с появлением социальных сетей, вопросов, связанных со здоровьем,  экологией, сохранением культурного наследия, стало важно правильно определить реперные точки, которые и станут основой фундамента пересечения ваших историй (в частности донорства) и  имиджа области. И тут необходимо привлечь внимание и профессионального сообщества,и государства и общественности к тому, как формировать позитивный образ городов, так как складываясь воедино, они дают нам положительный имидж  России в целом. Поделюсь, как я рассказываю в презентациях о той или иной области, какой личной методологией пользуюсь. Для меня, как для гумманитария очень интересно аккумулировать историю края, собирать инсайты жителей, цитировать мнения экспертов и показывать связь между нашим выбором региона и социальными (в моем случае) инициативами, которые мы разворачиваем в городах. Перед мероприятиями я как член Координационного Центра при Общественной Палате встречаюсь с коллегами в областях куда мы едем, обязательно приглашаю их на наши круглые столы, которые мы проводим по окончанию Дней Донора, общаюсь через соцсети с молодежными организациями или волонтерами областей. Так я посетила чрезвычайно интересный Дом Дружбы народов Удмуртии, где восстановлена история народов, населяющих край, подъезд номер «0» в Казанском Кремле, где заседает Общественная палата  и множество других объектов, где коллеги рассказывали о своей малой родине. Также хочется отметить, что все наши партнеры, связанные с донорством, и в бизнес и в государстве-люди очень гостеприимные, для них организовать экскурсию по родному городу чрезвычайно важно! Маркетологи справедливо придаю особое значение термину City marketing, который намного глубже и интереснее, чем понятие «продвижение города». Поэтому если я увязываю проект с определенной географией, то в пресс-релизе, в лекциях для студентов я останавливаюсь на таких аспектах, как уникальность региона, его особенные черты и историческая самобытность, восприятие города внешней средой. И, безусловно, здесь очень важны экологическая направленность, такая ценность региона как слияние с природой, отношение к ней, как к родному дому с почтением и любовью и, конечно, история города. Помню, как сияли глаза ребят из Волгограда, когда я вспомнила факты чуть менее известные для них, после которых контакт с аудиторией был установлен мгновенный. Вспоминая фильм «Сталинград», который посмотрели многие молодые люди, я стараюсь показать студентам всей России как вздымалась от гари и крови Волга и сколь важен подвиг медиков и доноров. Также я чуть задержалась с рассказом об одном из памятников на Мамаевом кургане-фигуре скорбящей матери, на руках которой покоится погибший воин.  Его лицо покрыто боевым знаменем-символом последних воинских почестей. А перед монументом  расположен небольшой бассейн. Именно этот факт, так называемое озеро слез всех женщин, у которых война отняла мужей, сыновей и отцов, не совсем известно молодому поколению. Со студентами и журналистами я делюсь фактами по настоящему героической истории страны, говоря о том, что во время блокады, Ленинградский институт переливания крови ни на день не прекратил своей работы. Вспоминаю, как как во время отплытия теплохода из Волгограда в память о погибших мы бросали алые гвоздики в воду и как важно донорство в наши дни. Аудитория обычно слушает, затаив дыхание. Позже, когда мы проводили пресс конференцию сразу по окончанию проекта теплохода Марафон «Технология добра» в Итар-Тасс, я взяла в руки охапку гвоздик и вместе с ними вела презентацию. И я была просто поражена: у всех журналистов и маркетологов блестели глаза от  слез, когда они подходили и благодарилиза этот рассказ. История, развитие нашей малой Родины, культурные ценности, выверенные коммуникации-все это переплетается в нашем непростом обществе 3.0.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: