Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
1928
Читать: 5 мин.

Государство и бизнес: новые формы сотрудничества во благо детей 

Государству не выгодно сохранять монополию в образовании: для качественных изменений нужно резко увеличивать расходы бюджета на этот сектор, тогда как инвестиции в частную школу можно окупить за 24 часа. При этом образование должно оставаться сугубо некоммерческой инициативой. Это лишь несколько тезисов, прозвучавших на круглом столе «Филантропы в образовании», организованном Рыбаков Фондом. В дискуссии участвовали предприниматели, инвестирующие в детские сады и школы, и представители власти.

«Россия второй год показывает рекордный рост уровня развития филантропии, — приводит данные статистики Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда. — В Мировом индексе благотворительности (World Giving Index) за 2022 год страна поднялась на 30-е место — с 67-го. А шесть лет назад находилась на 124-м месте. Однако, по данным Sber Private Banking, средства филантропов с капиталом от $1 млн — это лишь 37% всех частных пожертвований (остальное дают корпорации). И лишь 9% пожертвований идут на образование». Таким образом, хотя филантропическая деятельность набирает обороты, сфера образования не является ее приоритетом.

Механизм ГЧП в образовании не работает

«Чтобы добиться серьезных изменений в образовании, нужно либо увеличивать объемы государственного финансирования, либо создавать условия для привлечения частных инвестиций. Нужно доработать модель государственно-частного партнерства и другие инструменты. Потому что ни одна страна в мире сегодня не выдерживает в полной мере ту финансовую нагрузку, которую дает система образования. Многое будет зависеть от того, как государство будет взаимодействовать с людьми, готовыми тратить свои средства на благо детей», — говорит Любовь Духанина, зампредседателя наблюдательного совета Российское общество «Знание», председатель Экспертного совета при Комиссии Госдумы по науке и высшему образованию, учредитель частной школы «Наследник».

Хотя государство признает, что для развития этой сферы нужно активнее привлекать предпринимателей, доля частных детских садов составляет около 6%, а частных школ — менее 2%, по данным аналитического доклада Института образования Высшей школы экономики. Одновременно растет число организаций в серой зоне, работающих без образовательной лицензии.

Нет эффективных механизмов сотрудничества бизнеса и власти, констатирует Владимир Седов, основатель компании «Аскона» и Доброграда, ранее 9 лет работавший учителем, заместителем директора и директором школы: «Система образования настолько значима для будущего страны, что было бы логично привлечь в нее все возможные ресурсы, в том числе частные. Но если механизм ГЧП очень хорошо прописан для инфраструктурных проектов и неплохо для медицины, то он полностью отсутствует в образовании, а также в спорте и культуре, которые являются частью образования».

Однако бизнес может участвовать в развитии этого сектора не только инвестициями, подчеркивает Арина Сафуанова, начальник Аналитического управления Департамента образования и науки в городе Москве: «С прошлого года началось более активное взаимодействие колледжей с реальным сектором экономики. Учреждения среднего специального образования заключают прямые договоры с предприятиями, заинтересованными в качественных кадрах и готовыми обучать студентов производственным цепочкам».

Как сделать инвестиции в образование выгодными

Осложняет вход бизнеса в образование еще и тот факт, что вложения в эту сферу долго окупаются, отмечает Николай Панкратов, гендиректор сети детских садов и школ Rybakov Playschool: «Из-за очень большого инвестиционного цикла чаще всего в школы и детские сады вкладываются те, у кого уже есть основной успешный бизнес, приносящий стабильный доход».

Чтобы снять системные ограничения и сделать инвестиции в образовании более привлекательными, Дмитрий Ануфриев, замначальника управления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, предлагает «в рамках комплексного развития территорий, на этапе утверждения проектов, закладывать для частников не 2% мест, как прописано в дорожной карте по развитию конкуренции в РФ в отношении школьного образования, а, например, 25%».

Сотрудничество с застройщиками может быть взаимовыгодным, ведь известно, что наличие хорошей школы в районе поднимает стоимость недвижимости: это признали участники другого круглого стола, проведенного Рыбаков Фондом в 2022 году. 

«Нашу школу я окупил за 24 часа после введения в эксплуатацию, — говорит Владимир Седов о первой в Доброграде и единственной во Владимирской области частной школе “МИР” с государственной аккредитацией. — После появления школы вся стоимость земли поднялась. Если я инвестирую в социальный проект, это не значит, что я не могу окупить его через вторичные доходы. Зачем себя обманывать? Я не считаю, что я создаю школу как филантроп. Я действую абсолютно прагматично и заинтересован в ее качестве. Качественные социальные сервисы хорошо монетизируются».

Еще один механизм входа бизнеса в сектор образования Дмитрий Ануфриев предлагает изучить на примере опыта Казахстана: там в школы, требующие инвестиций и обновления, привлекают частные управляющие компании. Они подписывают инвестиционный проект, сохраняют существующий уровень бесплатного образования, а за счет дополнительных услуг эти инвестиции окупаются.

Образование — это всегда социальный проект

Говоря об окупаемости инвестиций, Екатерина Рыбакова подчеркивает: «Качественное образование — это право для всех, а не привилегия только для тех, чьи родители могут заплатить». По ее убеждению, если частная школа стремится к устойчивости, она придет и к коммерческой успешности, не отказываясь при этом от своей социальной миссии. 

Особая роль частных образовательных учреждений, по мнению Екатерины Рыбаковой, в том, что они могут стать «экспериментальной площадкой для апробации новых методик и технологий, которые затем будут применять и государственные школы. Но этот статус требует большей свободы принятия решений».

Образованию нужен бизнес-подход, считает Игорь Рыбаков, предприниматель, сооснователь Рыбаков Фонда, он призывает увидеть потенциал в инициативе со стороны активных местных предпринимателей и лидеров. 

«Я хочу жить в мире, где бизнесмены будут мериться не числом машин и яхт, а числом построенных школ и количеством своих подопечных. На уровне государственной дорожной карты развития образования считаю уместным зафиксировать конкретный показатель: 25% школ должны быть частными — построенными, профинансированными и опекаемыми предпринимателями. Рыбаков Фонд как частная филантропическая организация, занимающаяся развитием образования, может возглавить общественный совет, куда войдут предприниматели, создатели и попечители этих школ», — говорит Игорь Рыбаков.

Фото Рыбаков Фонда

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: