Экологическая упаковка: мифы и реальность
Вы думаете, что, выбирая картонную с виду коробочку, вы помогаете природе? Подозреваете, что любой пластик вреден? Посмеиваетесь над бабушками, которые несут продукт из магазина в старенькой тканевой сумке? Не все так просто, оказывается, что экологическая упаковка может быть совсем не такой, как вы ее себе представляли. Мы беседуем на эту тему с Викторией Громовой – спикером проекта «Собиратор» и экспертом по качеству компании «БайкалАква”, бренда воды Legend of Baikal («Легенда Байкала»), Александром Дрокиным.
– Итак, какая упаковка лучше? В какой таре стоит покупать напитки тем, кто не хочет вредить природе?
– На первом месте стеклянная упаковка, она оставляет минимальный след и при производстве и во время переработки. Затем идет алюминиевая банка, которая требует переработки, но не наносит природе при этом сильного вреда. Также стоит обратить внимание на большие пластиковые канистры и флаконы при условии, что они сделаны из мономатериала. Контейнеры, если они помечены маркировкой 05 РР. А вот бумага и картон, особенно с пластиковыми вставками не являются экологичным материалом. Особенно вредна для природы многослойная упаковка. Именно поэтому мы выпускаем нашу воду в прозрачном пластике, который легко перерабатывается, в алюминиевой банке и в стеклянных бутылочках. К тому же мы забираем нашу тару у потребителей и сами отдаем ее на переработку, – рассказывает Александр Дрокин.
– Не стоит брать продукт, в упаковке которого используются несколько разных материалов, например, напитки в бутылке и термоусадочной пленке, товары в не маркированной таре (без указаний для переработчика как поступать с этой тарой). Если говорить о фасованных продуктах, то стоит обратить внимание на возможности многоразового использования упаковки – мешочков, бутылок. А также стоит покупать товары в большой таре, так как чем больше объём, тем меньше упаковки приходится на единицу товара, – дополняет Валерия Громова.
– Кто в первую очередь может помочь в уменьшении количества мусорных отходов – потребитель, производитель, ритейлер?
– Это общее дело. Ритейлер может выделить на полке товары в эко упаковке, поддержать производителя и дать сигнал покупателям. Потребители, повышая спрос на эко упаковку таким образом поддерживают производителя, выбирая многоразовую тару, например, покупая соки в автоматах ретейлера, наливая ее в принесенную заранее бутылочку. То есть мы все вместе можем своим спросом регулировать рынок, делая выбор в пользу экоупаковки, мы стимулируем производить больше продукции именно в таком виде, – отвечает Валерия Громова. Важно понимать проблемы переработчиков – малый вес тары при большом объеме, ее разнородный состав, отсутствие унификации все это сильно усложняет им жизнь. А есть ведь еще и заготовители сырья для переработки у них то же много сложностей в сегодняшней работе. Это в первую очередь загрязнение упаковки, нерентабельность сбора, хранения, накопления, киповки. Вместе – ритейлер, производитель и потребитель – мы можем помочь им! И сделать мир чище!
– Очень важно обучать потребителя, ведь не многие знают, что дой пак, картонная упаковка не лучшее решение с точки зрения экологии. Продукт (вода) в стеклянной бутылке или алюминиевой банке не просто сохраняет все вкусовые свойства, состав, а в нашем случае еще и растворенный в воде кислород, но и не наносит вред природе, которой он обязан своим существованием! Кстати, хочу отметить, что выбором экологической упаковки для своего продукта наша компания не ограничивается. Мы тщательно следим за качеством и составом воды в Байкале, регулярно берем пробы. На нашем заводе, кстати единственным, который расположен на берегу озера работает лаборатория. Водолазы по нашему запросу регулярно исследуют озеро, даже в зимний период, опускаясь под лед. Мы под руководством ученых проводим акции, поддерживающие биоразнообразие и цельность экосистемы, например выкупаем и выпускаем в озеро мальков автохтонных видов рыб, – поддерживает ее Александр.
– Неужели мы, простые люди вредим своим мусором природе столько же столько, например, тяжелая промышленность?
– Да, увы, мусора от нас много. 93 % бытовых отходов оказываются на свалке, 40 % из них – упаковка. И промышленность в данном случае работает для создания упаковки – а это и углеродный след от логистики и затраты электроэнергии, чистой воды и многое другое, – отвечает Валерия Громова. – Есть производства, которые не загрязняют территории, например наш завод на берегу Байкала, распложенный рядом с охраняемыми природными объектами соответствует всем самым жестким требованиям экологической безопасности. Производя продукт можно так очищать отходы, чтобы не наносить вред природе.
– И что же делать?
– Сокращать количество упаковки, отказываясь от лишнего пакета или коробки, использовать ее максимально повторно и перерабатывать! – уверенна Виктория. – И делать осознанный выбор, развивать культуру экологичного отношения, растить интерес к экологической ответственности компаний и человека, рассказывать о развитии экологических инициатив и устойчивом развитии.
– А как пластик или стекло влияет на качество продукта?
– Вода в нашей пластиковой бутылке, в стекле и в алюминии совершенно одинаковая и при соблюдении сроков годности и условий хранения она в любой упаковке из перечисленных сохраняет все свои вкусовые свойства и пользу, – отмечает Александр Дрокин.
– Дайте простой совет – как выбирать у полки экологически безопасную упаковку?
– Не гнаться за яркой картинкой, а внимательно изучить маркировку. Вот универсальные правила для экологичной упаковки:
- сделано из вторсырья;
- мономатериал;
- наличие кода переработки (маркировка);
- без красителей;
- нанесение информации прямо на тару либо этикетка, которая легко снимается;
- избегать чрезмерного количества упаковки;
- избегать термоусадочной плёнки.
– И не забывать про раздельный сбор мусора! – утверждают оба наших спикера.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: