Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
Экология
775
Читать: 5 мин.

«Управлять нельзя игнорировать»: как работать с климатическими рисками

Алина Ким, Иван Кухнин, «Делойт», СНГ

С точки зрения бизнеса изменение климата создает новые риски и возможности. Конкурентное преимущество получат компании, которые быстрее других адаптируются к новым условиям.

Почему климат меняется

В отличие от парниковых газов естественного происхождения (появившихся, к примеру, в результате вулканической деятельности) выбросы от сжигания ископаемого топлива настолько велики, что не могут быть нейтрализованы естественными поглотителями и постепенно накапливаются в атмосфере. Таким образом, деятельность человека — главная причина изменения климата.

В 2018 году объем выбросов достиг рекордного значения — 55,3 гигатонны эквивалента углекислого газа. Согласно докладу Emissions Gap Report 2019, для того чтобы повышение температуры на планете составило не более 1,5 градуса по Цельсию, к 2030 году нужно снизить этот показатель до 25 гигатонн. То есть каждый год с 2020 по 2030-й объем выбросов должен сокращаться на 7,6%. Сегодня даже самые амбициозные стратегии развитых стран далеки от этого сценария.

Как изменение климата влияет на бизнес

Когда речь заходит об экологических рисках, бизнес оценивает три наиболее вероятных источника расходов:

  • устранение последствий загрязнений,
  • ответственность за инциденты на производстве,
  • комплаенс-риски (риск юридических санкций, убытков или потери репутации из-за несоблюдения законов, стандартов).

Управлять климатическим риском сложно по двум причинам: горизонт проблемы уходит на десятки лет вперед, а ее последствия носят глобальный и необратимый характер. При этом климатические риски напрямую влияют на финансовые результаты бизнеса. Так, снижение потребления угля в развитых странах заставило угледобывающую отрасль перенаправить свои интересы в сторону развивающегося рынка. Влияние бывает и опосредованным: например, страховые компании пересматривают оценку риска природных катастроф и страховка дорожает.

Кроме того, климатические риски:

  • приводят к изменениям законодательства (налог на выбросы парниковых газов, внедрение обязательств по применению новых технологий, запрета на определенные виды деятельности и использование определенных веществ);
  • создают угрозу репутации и снижают интерес инвесторов к отраслям и компаниям с высоким углеродным следом.

Симпатии инвесторов и кредиторов уже сейчас меняются в пользу компаний с наименьшим углеродным следом и высоким ESG-рейтингом (environmental, social, and corporate governance — экологические, социальные факторы и корпоративное управление). Из-за пожаров, охвативших леса Амазонии в августе 2019 года, 230 институциональных инвесторов с суммарными активами свыше $16 трлн призвали компании противодействовать вырубке лесов и проводить строгий мониторинг поставщиков.

Около 800 институциональных и более 58 тыс. частных инвесторов по всему миру, контролирующих активы на сумму свыше $5,6 трлн, в том числе крупнейшие мировые банки JP Morgan, Goldman Sachs, Deutsche Bank, Citigroup, BNP Paribas, приняли решение отказаться от инвестиций в ископаемое топливо и продать связанные с ним активы. Всемирный банк прекратил финансировать проекты, связанные с добычей ископаемого топлива, начиная с 2019 года.

Практические шаги

Компаниям, которые задумываются о снижении углеродного следа, стоит начать с учета выбросов парниковых газов. Упростить задачу помогут рекомендации, разработанные Рабочей группой по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD). Они включают следующие шаги:

1.Оценить объем выбросов парниковых газов и определить метрики для измерения прогресса в их снижении. Управление углеродным следом начинается с ежегодного расчета объема выбросов и раскрытия этой информации в публичной отчетности. Количественная оценка включает учет как прямых, так и косвенных выбросов. Важно оценивать оба вида, поскольку у многих компаний значительная доля выбросов относится к категории косвенных.

Фармацевтическая компания Pfizer регулярно оценивает выбросы парниковых газов всеми производственными подразделениями, чтобы уменьшить углеродный след на каждом этапе цепочки создания стоимости и снизить расход энергии.Фокус на более полное раскрытие косвенных выбросов и систематическая постановка климатических целей с привязкой к финансовым результатам позволили Pfizer на 40% снизить абсолютную величину выбросов с 2000 по 2012 год. При этом компания запустила несколько крупных проектов по использованию возобновляемых источников энергии.

2.Определить ключевые риски и возможности. Изменения климата может увеличить затраты на сырье, капитальные расходы и расходы на страхование активов или повлечь за собой дополнительные налоговые обязательства. От эффективности управления климатическим риском будет зависеть то, как инвесторы оценивают перспективы компании. Предсказать, как климатические риски повлияют на ее финансовые результаты, поможет сценарный анализ. Суть этого метода в том, что компания разрабатывает несколько сценариев развития бизнеса в зависимости от повышения средней температуры на горизонте 2030, 2050 и 2100 годов. Среди лучших практик сценарного анализа эксперты TCFD отметили Sky Scenario от Shell.

3.Поставить измеримые цели и разработать стратегию по снижению воздействия на климат. На этом этапе выполнить рекомендации TCFD особенно сложно. Сценарный анализ не всегда дает достаточно информации для оценки изменения климата, поэтому зачастую сформированные компанией стратегии не выдерживают проверку на жизнеспособность. Несмотря на эти сложности, ряд компаний разрабатывают и публикуют свои климатические стратегии. В отчете о результатах деятельности TCFD за 2019 год отмечены стратегии Rio Tinto и BHP, двух крупных горно-металлургических концернов.

Эти стратегии объединяют такие признаки, как:

  • учет специфических аспектов (темпа экономического роста, технологий, регулятивной среды);
  • анализ финансовых последствий (расходов, доходов, стоимости активов);
  • описание факторов устойчивости компании (таких, как вывод новых продуктов на рынок, снижение издержек производства).

4.Совершенствовать практику корпоративного управления и раскрывать больше информации в отчетности. Чтобы климатическая стратегия реализовалась, особенно важно отслеживать выполнение поставленных целей и регулярно отражать результаты в отчетности. Так, компания Shell публично перечисляет обязанности комитета по корпоративной социальной ответственности и указывает конкретных сотрудников, ответственных за реализацию климатической стратегии. В годовом отчете Shell освещается политика компенсаций и выплат руководству компании в зависимости от достижения экологических показателей. В частности, удельные показатели выбросов парниковых газов учитываются при расчете бонусов высшему руководству.

Ожидаемое сокращение спроса на уголь, нефть и газ, ужесточение требований мировых бирж — все это факторы риска, с которыми российским компаниям предстоит работать. И чем раньше произойдет поворот в сторону низкоуглеродной траектории развития, тем больше шансов превратить риски в возможности.

В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение, крупнейшую глобальную инициативу по борьбе с изменением климата. А в декабре Банк России присоединился к Сообществу Центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (The Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System), заявив о намерении совершенствовать процесс управления климатическими рисками и способствовать развитию инструментов ответственного инвестирования.

Несмотря на то что политические механизмы для регулирования климатической повестки еще недостаточно эффективны, у российских корпораций есть шанс взять инициативу в свои руки и стать главным драйвером перехода страны на низкоуглеродную экономику. В числе компаний, уже занявших проактивную позицию в отношении управления климатическими рисками, — ЛУКОЙЛ, «Полиметалл», «Сибур», «Фортум Энергия», «Русал» и «Энел».

Источник

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: