Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
18424
Читать: 4 мин.

Ученые поделились тремя неочевидными способами повышения экономического роста компании

Здоровое питание сотрудников способствует экономическому росту. Это один из важных факторов, обеспечивающих здоровье человека – а значит, и его трудоспособность. Существует три способа увеличить популярность здорового питания: просветительский, экономический и административный. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт.

Здоровое питание приносит ощутимую пользу и обществу в целом, снижая затраты на здравоохранение и увеличивая продолжительность жизни и работоспособности населения, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда и экономическому росту.

По оценке Всемирного банка, страны с низким и средним доходом суммарно теряют в год до 100 млрд долларов в виде медицинских расходов и снижения производительности из-за заболеваний, связанных с употреблением некачественной и нездоровой пищи. Похожие проблемы наблюдаются и в России: по данным исследования, проведенного в 2016 году, затраты только на лечение диабета второго типа, развивающегося в 70% случаев из-за переедания и дисбаланса рациона, составляют почти 1% годового ВВП.

Рекомендации для России на основе передового опыта зарубежных стран в продвижении программ здорового питания подготовили доцент факультета экономических наук ВШЭ Наталья Хоркина с научным сотрудником Лаборатории экономических исследований общественного сектора ЦФИ ВШЭ Кристиной Четаевой и студенткой факультета экономических наук Александрой Шпеко.

По их мнению, можно выделить три метода увеличения популярности потребления здоровых продуктов:

  • просветительскую деятельность;
  • экономические меры;
  • административное регулирование.

Причем каждый из этих вариантов можно применять как на государственном, так и на региональном уровне.

По оценкам авторов исследования, наиболее эффективно действует сочетание повышенного налогообложения вредных продуктов и одновременная выплата субсидий производителям и потребителям здоровой пищи

Так, в странах Западной Европы введение акциза на сладкие газированные напитки в размере 10% и 20% приводит к снижению их потребления на 12% и 15%, что позволяет уменьшить издержки системы здравоохранения на 17 млрд долларов. А в Мексике введение такого налога позволило сэкономить 4 доллара на каждый затраченный на администрирование программы доллар. В 2023 году такой акциз был введен и в России в результате во многих напитках содержание сахара снизилось в 2 раза.

Субсидирование производителей полезных продуктов и стимулирование предложения на рынке полезного питания также могут стать действенным инструментом

Например, в Сингапуре ввели конкурсную систему поддержки производителей. Страна потратила на программу 35 млн долларов, эта сумма была распределена между 100 компаниями. В дальнейшем их продукция была использована более чем в 10 000 заведений питания и торговли. Только в 2022 году благодаря этому в стране было приготовлено более 200 млн порций, содержащих полезные для здоровья ингредиенты. Кроме того, может помочь и поддержка отдельных категорий населения. Например, субсидирование горячих обедов в школах и введение бесплатного школьного питания для учащихся из многодетных семей, сирот и других уязвимых групп населения.

Позитивно могут сказаться и административные меры

Так, в английском городе Гейтсхеде местные власти ввели запрет на размещение предприятий фастфуда вблизи школ и в районах с высоким уровнем детского ожирения. В результате за 4 года в городе на 14% сократилась доля предприятий общественного питания с вредной пищей.

В Лос-Анджелесе меры по запрету открытия новых точек фастфуда привели к снижению доли лиц с ожирением на 3% и уменьшению доли больных диабетом на 2% в течение 7 лет после введения запрета.

Многие страны Южной Америки ввели маркировку продуктов питания с информацией о высокой калорийности и последствиях употребления такой пищи для здоровья. В Чили до 50% населения изменили свои пищевые привычки после введения такой маркировки, а в Уругвае потребление сладких газированных напитков снизилось на 24%.

Такие меры показывают высокую эффективность и могут быть использованы и в России.

Одним из способов перехода россиян к здоровому питанию может стать система маркировки продуктов «Светофор»

Она цветом информирует покупателей о питательных веществах и вредности продуктов: красные вредные, зеленые полезные, желтые обладающие и теми и другими свойствами.

«Это эффективный и интуитивно понятный способ помочь людям принимать осознанные решения относительно продуктов питания, которые они покупают, что особенно важно для молодых людей, чьи пищевые привычки еще только формируются. Так, проведенные в Эквадоре исследования показали, что использование данной маркировки способно стимулировать детей и подростков к потреблению полезных для здоровья продуктов. Ученые из Японии зафиксировали значительно более здоровый выбор блюд студентами после отображения этикеток по типу “Светофор” в предлагаемом для ужина меню. В России цветовая маркировка “Светофор” пока добровольный и не очень распространенный проект», отметила Кристина Четаева. 

Многие из описанных мер в России уже действуют, и их внедрение необходимо продолжить

Например, к полезным продуктам питания, таким как мясо, молочные продукты, овощи, ягоды, уже применяется пониженная ставка НДС 10%. А на фастфуд ставка, наоборот, была повышена до 20%.

В 2024 году на субсидии фермерским хозяйствам будет направлено до 8 млрд рублей.

Тем не менее исследователи рекомендуют продолжать политику продвижения программ здорового питания.

«Субсидии продавцам полезных для здоровья продуктов, дополнительное финансирование горячих обедов в школах и предоставление льгот работодателям, которые обеспечивают сотрудникам сбалансированное питание, может стать главным инструментом для продвижения здорового питания в России. Кроме того, следует продолжить дифференциацию косвенных налогов на отдельные группы продуктов питания по образцу введенного в 2023 году акциза на сладкие газированные напитки, сделать более доступной и понятной систему маркировки продуктов. Результатом такой политики может стать существенное сокращение нагрузки на систему здравоохранения», подчеркнула Наталья Хоркина.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: