
Людям с нарушениями зрения и моторики наиболее доступны маркетплейсы и платформы банков
С августа по ноябрь инклюзивный проект Everland проводил исследование невизуальной доступности востребованных онлайн-ресурсов 36 компаний – оценивал, насколько они адаптированы для людей с нарушением зрения и моторики. В результате тестирования уровень их доступности можно оценить как средний.
Для незрячих людей сайт или мобильное приложение доступны, если они адаптированы для программ экранного доступа – скринридеров, которые озвучивают все элементы и текст на экране. Для людей с нарушением моторики – это возможность управлять платформой с помощью клавиатуры.
В тестировании приняли участие веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью по зрению, прошедшие специальную подготовку на платформе Everland. Всего в ходе исследования было протестировано 90 платформ (сайтов и мобильных приложений) из шести сфер: ритейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. В каждой из них на основе опроса незрячих участников сообщества Everland были определены самые востребованные бренды, для которых была протестирована доступность сайтов и мобильных приложений на базе iOS и/илиAndroid. В банковской сфере вместо приложений для iOS тестировались веб-версии сайтов.
В результате уровень доступности онлайн-сервисов всех шести протестированных сфер можно оценить как средний. Среди протестированных платформ ни одна не набрала максимальное количество баллов.
Наиболее адаптированными для незрячих людей и людей с нарушениями моторики оказались ресурсы маркетплейсов и платформы банков. Наименее доступны – платформы компаний сферы «путешествия».
- Лидерами в категории «маркетплейсы» стали сайты «Яндекс Маркет», Wildberries и «МегаМаркет», а также мобильное приложение CDEK.Shopping для Android.
- В продуктовом ритейле наиболее доступны мобильные приложения для iOS сетей «Магнит» и «Перекрёсток» и сайт последнего.
- В категории «банки» лидирует сайт и мобильное приложение для Android ВТБ, у которых отмечена отличная доступность, а также мобильное приложение для Android Сбербанка.
- Среди сервисов сферы «путешествия» максимальный балл у сайта РЖД.
- В сфере телекоммуникаций максимальные баллы у сайта и мобильного приложения для Android «МегаФон».
- Образовательные платформы примерно равнозначны по своей доступности. Наиболее адаптированная среди них – платформа «Открытое образование».
«Первое исследование невизуальной доступности онлайн-ресурсов мы провели 3 года назад, и сравнивая его результаты с итогами нынешней оценки, можно отметить, что ситуация в целом стала несколько лучше. Нет ресурсов, которые были бы абсолютно недоступны, но по-прежнему на многих из них есть трудные для людей с нарушением зрения и моторики сценарии. В итоге общая доступность остается средней. А между тем адаптация онлайн-сервисов не требует больших затрат. Чтобы реализовать базовую доступность для пользователей с особенностями здоровья, достаточно следовать стандартам и рекомендациям, таким как WCAG 2.2 и WAI-ARIA, HTML, CSS, SVG, ECMAScript (для веб-разработки) и др. При этом важно учитывать требования к доступности людей с разными особенностями здоровья и помнить, что универсальный дизайн услуг и сервисов нужен не только людям с инвалидностью, но и каждому из нас, кто может столкнуться с временными или постоянными проблемами со здоровьем», – сказала Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта Everland.
Наиболее распространенные ошибки мобильных платформ (Android, iOS):
- неподписанные на уровне кода элементы и некорректное присвоение им ролей – в этом случае незрячий человек, например, не может понять, что ссылка кликабельная, а на кнопку нужно нажать, чтобы перейти в другой раздел;
- недостаточное время для ввода кодов из SMS, неудобно реализованный выбор дат.
Основные замечания в адрес веб-сайтов:
-
неправильная разметка страниц, когда незрячий человек, например, не может понять, где находится меню сайта;
-
некорректное использование заголовков;
-
отсутствие подписей у некоторых элементов, из-за чего осложняется навигация по сайту;
-
отсутствие поддержки одного или нескольких методов навигации скринридера – незрячим людям часто удобно, например, перемещаться по интерактивным элементам с помощью клавиши Tab, что возможно не во всех случаях.
Согласно данным Федерального реестра инвалидов, в 2022 году в России насчитывалось около 300 000 человек с инвалидностью по зрению. Согласно независимому исследованию аналитического бюро GxP News, людей с нарушением зрения в стране может быть почти 6 млн. Все они имеют право учиться, работать, путешествовать, делать покупки и пользоваться услугами, которые необходимы для комфортной жизни.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: