Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1414
Читать: 4 мин.

Людям с нарушениями зрения и моторики наиболее доступны  маркетплейсы и платформы банков

С августа по ноябрь инклюзивный проект Everland проводил исследование невизуальной доступности востребованных онлайн-ресурсов 36 компаний – оценивал, насколько они адаптированы для людей с нарушением зрения и моторики. В результате тестирования уровень их доступности можно оценить как средний.

Для незрячих людей сайт или мобильное приложение доступны, если они адаптированы для программ экранного доступа – скринридеров, которые озвучивают все элементы и текст на экране. Для людей с нарушением моторики – это возможность управлять платформой с помощью клавиатуры.

В тестировании приняли участие веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью по зрению, прошедшие специальную подготовку на платформе Everland. Всего в ходе исследования было протестировано 90 платформ (сайтов и мобильных приложений)  из шести сфер: ритейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. В каждой из них на основе опроса незрячих участников сообщества Everland были определены самые востребованные бренды, для которых была протестирована доступность сайтов и мобильных приложений на базе iOS и/илиAndroid. В банковской сфере вместо приложений для iOS тестировались веб-версии сайтов.

В результате уровень доступности онлайн-сервисов всех шести протестированных сфер можно оценить как средний. Среди протестированных платформ ни одна не набрала максимальное количество баллов.

Наиболее адаптированными для незрячих людей и людей с нарушениями моторики оказались ресурсы маркетплейсов и платформы банков. Наименее доступны – платформы компаний сферы «путешествия».

  • Лидерами в категории «маркетплейсы» стали сайты «Яндекс Маркет», Wildberries и «МегаМаркет», а также мобильное приложение CDEK.Shopping для Android.
  • В продуктовом ритейле наиболее доступны мобильные приложения для iOS сетей «Магнит» и «Перекрёсток» и сайт последнего.
  • В категории «банки» лидирует сайт и мобильное приложение для Android ВТБ, у которых отмечена отличная доступность, а также мобильное приложение для Android Сбербанка.
  • Среди сервисов сферы «путешествия» максимальный балл у сайта РЖД.
  • В сфере телекоммуникаций максимальные баллы у сайта и мобильного приложения для Android «МегаФон».
  • Образовательные платформы примерно равнозначны по своей доступности. Наиболее адаптированная среди них – платформа «Открытое образование».

«Первое исследование невизуальной доступности онлайн-ресурсов мы провели 3 года назад, и сравнивая его результаты с итогами нынешней оценки, можно отметить, что ситуация в целом стала несколько лучше. Нет ресурсов, которые были бы абсолютно недоступны, но по-прежнему на многих из них есть трудные для людей с нарушением зрения и моторики сценарии. В итоге общая доступность остается средней. А между тем адаптация онлайн-сервисов не требует больших затрат. Чтобы реализовать базовую доступность для пользователей с особенностями здоровья, достаточно следовать стандартам и рекомендациям, таким как WCAG 2.2 и WAI-ARIA, HTML, CSS, SVG,  ECMAScript (для веб-разработки) и др. При этом важно учитывать требования к доступности людей с разными особенностями здоровья и помнить, что универсальный дизайн услуг и сервисов нужен не только людям с инвалидностью, но и каждому из нас, кто может столкнуться с временными или постоянными проблемами со здоровьем», – сказала Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта Everland.

Наиболее распространенные ошибки мобильных платформ (Android, iOS):

  • неподписанные на уровне кода элементы и некорректное присвоение им ролей – в этом случае незрячий человек, например, не может понять, что ссылка кликабельная, а на кнопку нужно нажать, чтобы перейти в другой раздел;
  • недостаточное время для ввода кодов из SMS, неудобно реализованный выбор дат.

Основные замечания в адрес веб-сайтов:

  • неправильная разметка страниц, когда незрячий человек, например, не может понять, где находится меню сайта;

  • некорректное использование заголовков;

  • отсутствие подписей у некоторых элементов, из-за чего осложняется навигация по сайту;

  • отсутствие поддержки одного или нескольких методов навигации скринридера – незрячим людям часто удобно, например, перемещаться по интерактивным элементам с помощью клавиши Tab, что возможно не во всех случаях.

Согласно данным Федерального реестра инвалидов, в 2022 году в России насчитывалось около 300 000 человек с инвалидностью по зрению. Согласно независимому исследованию аналитического бюро GxP News, людей с нарушением зрения в стране может быть почти 6 млн. Все они имеют право учиться, работать, путешествовать, делать покупки и пользоваться услугами, которые необходимы для комфортной жизни.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: