Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
3209
Читать: 5 мин.

Климатические проекты российских компаний: принцип разумной необходимости и возможность монетизации

Климатические проекты могут стать одним из ключевых инструментов декарбонизации в России. У них есть мощный потенциал с точки зрения решения задач по сокращению эмиссии и увеличению поглощения парниковых газов, а также возможности монетизации для бизнеса. Однако для запуска рынка углеродных единиц в России необходимо создать подходящие условия, стимулирующие компании инвестировать в климатические проекты, а также решить ряд существующих вопросов в отношении их регулирования.

Организация «Глобальная климатическая инициатива директоров» (GCI For Boards) и «Деловые Решения и Технологии» (АО ДРТ) провели совместное исследование «Климатические проекты: риски и возможности для бизнеса» с целью получить ответы на следующие вопросы:

1) Мнения российских компаний относительно рисков и возможностей реализации и монетизации климатических проектов.

2) Роль климатических проектов в достижении целей декарбонизации.

3) Риски, барьеры и возможности реализации и монетизации климатических проектов в России.

4) Тренды развития углеродных рынков и опыта развития климатических проектов и углеродного рынка.

5) Будущее лесоклиматических проектов: ключевые вызовы и возможные ответы на них.

6) Перспективы проектов по улавливанию и хранению углекислого газа / улавливанию, использованию и хранению углекислого газа (проекты CCS/CCUS1) для компаний: новое направление деятельности или снижение углеродного следа продукции.

“Мы начинали работу над этим исследованием в марте 2022, и были опасения, что произошедшие в то время тектонические сдвиги на мировой арене вытеснят климатическую повестку из корпоративных стратегий. Однако результаты исследования, можно сказать, приятно удивили: подавляющее большинство компаний подтвердили свою заинтересованность в реализации климатических проектов и намерены продолжать работу в этом направлении, базируясь на принципе разумной необходимости данных проектов для бизнеса и возможностях их монетизации. Отмечу также признание важности роли независимых платформ для участников климатических проектов, которые способствуют росту экспертизы как в корпоративной, так и в технологической среде  и стимулируют развитие климатического рынка в России”,

Наталья Откупщикова, директор по аналитике, GCI For Boards

В исследовании приняли экспертное участие  представители компаний «ФосАгро», «Северсталь», «СИБУР», «Интер РАО», «Полиметалл», «Уралхим», «Уралкалий», «АЛРОСА», «Segezha Group», «Норильский никель», «SPLAT Global»;  Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, д. г. н., заслуженный эколог РФ; Ирина Гайда, эксперт Центра низкоуглеродного развития и ESG, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех); Андрей Птичников, заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, к. г. н., Андрей Стеценко, основатель Алтайского лесного проекта, к. э. н., президент Центра экологических инноваций, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова.

Свои климатические проекты предоставили: «ФосАгро», СИБУР, «Полиметалл». Опытом в климатических проектах поделились: «Северсталь», «АЛРОСА», «Интер РАО», «Норильский никель». Представлен также и  международный опыт.

Краткие результаты опроса российских компаний
Методология исследования и описание ключевых респондентов:
Цель: изучить мнения представителей российского бизнеса и экспертов для определения ключевых фокусов, новых возможностей и существующих ограничений, которые замедляют прогресс развития российских климатических проектов и их монетизации.
Формат: глубинные интервью и краткие опросы представителей крупнейших компаний по теме климатических проектов и углеродных единиц, а также анализ международных трендов, опыта развития климатических проектов и углеродного рынка. Основной фокус – качественный анализ
полученных данных.
Дополнительные задачи:
✓Образовательная и просветительская
✓Коммуникационная, обмен опытом
Ограничения:
•Период неопределенности – смена приоритетов, повышенные риски
•Ограничения в отношении коммуникации со стороны компаний
Фокус-группа:

44 компании из 7 отраслей промышленности: добыча полезных ископаемых и металлургия, лесной сектор, FMCG, ретейл, IT-сектор и банковская сфера.

60% компаний, которые в большей степени имеют возможность реализовать климатические проекты, заинтересованы в участии в международном добровольном углеродном рынке.
Качество углеродных единиц имеет решающее значение для обоснования правомерности компенсации выбросов как инструмента, особенно для природных решений.
Представители компаний подтверждают, что повестка в отношении реализации климатических проектов по-прежнему актуальна для бизнеса. В то же время существуют некоторые барьеры и неопределенности, которые тормозят прогресс развития климатических проектов и их последующей монетизации.
1. Потребность в проработке нормативно-методологической базы
 Представители компаний говорят о потребности в уточнении нормативно-правовой и методологической базы климатических проектов. Некоторые компании предпочитают отложить реализацию таких проектов до тех пор, пока не будут сформированы углеродный рынок и система обмена углеродными единицами в России.

2. Снижение углеродного следа продукции актуально

Оценка углеродного следа продукции и управление им остаются необходимыми шагами для повышения конкурентоспособности в условиях декарбонизации мировой экономики. В первую очередь это актуально для компаний-экспортеров.

3. Поддержка от государства необходима

Существует запрос со стороны бизнеса на предоставление со стороны государства стимулирующих
климатических проектов.

4. Монетизация не приоритет 

Компании стремятся сократить собственные выбросы парниковых газов (ПГ) в первую очередь для того, чтобы достичь корпоративных целей по декарбонизации, а не монетизировать результаты климатических проектов.
5. Недостаток экспертизы и опыта реализации климатических проектов и их монетизации
Представители компаний отмечают нехватку знаний о том, как правильно внедрять и продвигать климатические проекты, им требуется консультационная поддержка и экспертиза как с технической стороны вопроса, так и с точки зрения бизнеса.

6. Неопределенность в отношении спроса

Существует неопределенность в отношении спроса на климатические проекты: нет понимания, каким будет потенциальный объем российского рынка и смогут ли российские климатические проекты быть экономически успешными на международных углеродных рынках.

7. Интерес к климатическим проектам в странах СНГ
Со стороны российского бизнеса интерес к взаимодействию со странами СНГ в области реализации климатических проектов растет, однако существуют местные регуляторные препятствия и низкая осведомленность.

С исследованием можно познакомиться по ссылке.

GCI For Boards – платформа для членов совета директоров российских и зарубежных компаний, созданная в 2019 г.  с целью повысить эффективность реализации “зеленой” стратегии, отвечая на вызовы времени. Основные направления деятельности CGI For Boards — проведение  открытых и закрытых  мероприятий по климатической повестке для директоров и независимые исследования по тематике климата и ESG, отражающие текущую ситуацию в России и мире.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: