Климатические проекты российских компаний: принцип разумной необходимости и возможность монетизации
Климатические проекты могут стать одним из ключевых инструментов декарбонизации в России. У них есть мощный потенциал с точки зрения решения задач по сокращению эмиссии и увеличению поглощения парниковых газов, а также возможности монетизации для бизнеса. Однако для запуска рынка углеродных единиц в России необходимо создать подходящие условия, стимулирующие компании инвестировать в климатические проекты, а также решить ряд существующих вопросов в отношении их регулирования.
Организация «Глобальная климатическая инициатива директоров» (GCI For Boards) и «Деловые Решения и Технологии» (АО ДРТ) провели совместное исследование «Климатические проекты: риски и возможности для бизнеса» с целью получить ответы на следующие вопросы:
1) Мнения российских компаний относительно рисков и возможностей реализации и монетизации климатических проектов.
2) Роль климатических проектов в достижении целей декарбонизации.
3) Риски, барьеры и возможности реализации и монетизации климатических проектов в России.
4) Тренды развития углеродных рынков и опыта развития климатических проектов и углеродного рынка.
5) Будущее лесоклиматических проектов: ключевые вызовы и возможные ответы на них.
6) Перспективы проектов по улавливанию и хранению углекислого газа / улавливанию, использованию и хранению углекислого газа (проекты CCS/CCUS1) для компаний: новое направление деятельности или снижение углеродного следа продукции.
“Мы начинали работу над этим исследованием в марте 2022, и были опасения, что произошедшие в то время тектонические сдвиги на мировой арене вытеснят климатическую повестку из корпоративных стратегий. Однако результаты исследования, можно сказать, приятно удивили: подавляющее большинство компаний подтвердили свою заинтересованность в реализации климатических проектов и намерены продолжать работу в этом направлении, базируясь на принципе разумной необходимости данных проектов для бизнеса и возможностях их монетизации. Отмечу также признание важности роли независимых платформ для участников климатических проектов, которые способствуют росту экспертизы как в корпоративной, так и в технологической среде и стимулируют развитие климатического рынка в России”,
Наталья Откупщикова, директор по аналитике, GCI For Boards
В исследовании приняли экспертное участие представители компаний «ФосАгро», «Северсталь», «СИБУР», «Интер РАО», «Полиметалл», «Уралхим», «Уралкалий», «АЛРОСА», «Segezha Group», «Норильский никель», «SPLAT Global»; Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, д. г. н., заслуженный эколог РФ; Ирина Гайда, эксперт Центра низкоуглеродного развития и ESG, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех); Андрей Птичников, заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, к. г. н., Андрей Стеценко, основатель Алтайского лесного проекта, к. э. н., президент Центра экологических инноваций, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова.
Свои климатические проекты предоставили: «ФосАгро», СИБУР, «Полиметалл». Опытом в климатических проектах поделились: «Северсталь», «АЛРОСА», «Интер РАО», «Норильский никель». Представлен также и международный опыт.
44 компании из 7 отраслей промышленности: добыча полезных ископаемых и металлургия, лесной сектор, FMCG, ретейл, IT-сектор и банковская сфера.
60% компаний, которые в большей степени имеют возможность реализовать климатические проекты, заинтересованы в участии в международном добровольном углеродном рынке.Качество углеродных единиц имеет решающее значение для обоснования правомерности компенсации выбросов как инструмента, особенно для природных решений.
2. Снижение углеродного следа продукции актуально
3. Поддержка от государства необходима
4. Монетизация не приоритет
6. Неопределенность в отношении спроса
7. Интерес к климатическим проектам в странах СНГ
Со стороны российского бизнеса интерес к взаимодействию со странами СНГ в области реализации климатических проектов растет, однако существуют местные регуляторные препятствия и низкая осведомленность.
С исследованием можно познакомиться по ссылке.
GCI For Boards – платформа для членов совета директоров российских и зарубежных компаний, созданная в 2019 г. с целью повысить эффективность реализации “зеленой” стратегии, отвечая на вызовы времени. Основные направления деятельности CGI For Boards — проведение открытых и закрытых мероприятий по климатической повестке для директоров и независимые исследования по тематике климата и ESG, отражающие текущую ситуацию в России и мире.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: