Карта лидеров: кто и как решает социальные и экологические проблемы
В рамках Карты лидеры — это неравнодушные и деятельные люди, которые видят проблемы в обществе и ощущают их как свои личные, находят и на практике воплощают инновационные идеи для решения проблем, а также стремятся не к разовым локальным решениям, а к масштабным системным изменениям.
Это могут быть как авторы социальных инициатив, так и предприниматели, работающие на стыке бизнеса и благотворительности: от Любови Ермолаевой, соосновательницы компании BuySocial (платформа, агрегирующая товары от социальных предпринимателей), до Евгении Чистовой из компании «Билайн», которая уже более 9 лет сотрудничает с «ЛизаАлерт».
«Снежный ком»
В «Карту БиС» попали лидеры, которые оказались наиболее известными в рамках своей деятельности. «Карта БиС» (также как СоцЧейн в 2018-м и Карта лидеров инноваций в образовании в 2016-м) построена методом «снежного кома», который позволяет выявлять и глубоко исследовать сообщества благодаря своему живому характеру — пути от человека к человеку.
Сотрудники Центра сформировали для опроса ядро хорошо знакомых лидеров и на интервью задавали вопрос «Кого вы можете порекомендовать как лидеров лучших практик взаимодействия бизнеса и социальных инноваций?» — и далее следовали за рекомендациями. Таким образом круг интервьюируемых расширялся, постепенно охватывая всю территорию России. Авторы исследования провели более 200 часов интервью с 97 лидерами из 31 региона: с представителями бизнеса и коммерческих организаций, социальными предпринимателями, создателями благотворительных фондов, руководителями социально ориентированных НКО и лидерами социальных проектов («Билайн», Danone, Тинькофф, Росбанк, Lamoda, Фонд Хабенского, «Антон тут рядом», «Ночлежка», «Простые вещи», «Новые старшие» и др.).
Основные результаты
Всего на карте 297 лидеров, так или иначе участвующих в партнерствах между социальными проектами и бизнесом. 185 человек из Москвы, 41 — из Санкт-Петербурга, 63 лидера из других регионов России и даже 6 лидеров из зарубежья. 68% лидеров БиС — женщины, а средний возраст лидера — 40 лет. Как обычно, процент женщин здесь чуть выше, это нормальная статистика, которую Центр СОЛь заметил в том числе по всем предыдущим картам. Причем среди лидеров с большим количеством рекомендаций доля мужчин не выше, а ниже, а среди пяти самых рекомендуемых лидеров БиС мужчин и вовсе нет. Так что получается, что основные социальные инновации в России легли на плечи женщин в возрасте от 30 лет.
В среднем того или иного лидера рекомендуют 1,7 человека, а средняя «длина пути» между лидерами равна 4,3 (то есть дотянуться до любого лидера участник карты может через 4 рукопожатия).
Отношения бизнеса и некоммерческих проектов
Одна из важных задач карты — описать виды и практики взаимодействия между бизнесом и некоммерческими проектами. В результате исследования выделили 3 крупных блока:
- 72,6% от изученных кейсов — это партнерства между бизнесом и социальными и экологическими проектами, где бизнес является плечом. Сюда попадает не только финансовая поддержка, но и прямое распределение ресурсов, будь то физические или человеческие. Как пример прямой благотворительности можем привести партнерство «Ночлежки» и Leroy Merlin.
- В 14,9% кейсов бизнес внедряет социальные инновации в собственные бизнес-процессы. Это новые идеи, стратегии, технологии, которые разрабатываются и внедряются внутри компаний, встраиваются в бизнес-процессы и способствуют социально значимым изменениям в компании, вокруг компании, в обществе. Это могут быть многочисленные программы нефинансовой поддержки сотрудников компаний, фокус на экологической составляющей в обустройстве офисов, развитие территорий присутствия корпораций и многое другое.
- В 12,5% кейсов социальные инноваторы используют бизнес-модель в собственной деятельности. В этот раздел попали лидеры, которые, решая социальные и экологические проблемы, используют в своей работе механизмы, ранее присущие только коммерческим организациям. При этом юридические формы таких проектов могут быть чисто некоммерческими, чисто коммерческими и гибридными.
Бизнес является плечом для социальных инноваторов
На примере самого крупного блока взаимодействия между бизнесом и социальными проектами удалось выделить актуальный тренд — переход от благотворительности к взаимовыгодному сотрудничеству.
Ключевые направления в рамках этой тенденции:
- Прямая благотворительность. Прямое финансирование благотворительных проектов.
- Корпоративное волонтерство. Организованное по инициативе руководителей или сотрудников участие в свободное от работы время в решении социальных или экологических вызовов.
- Pro bono поддержка. Это инвестиции качественных (квалифицированных) человеко-часов в поддержку внешних (по отношению к компании), но в рамках ее КСО, социальных и экологических инициатив. Ее особенность в том, что она оплачивается компанией, поскольку сотрудник занимается ею в свое рабочее время — например, пару часов в неделю.
- Бизнес как инфраструктура для социального предприятия. Бизнес предоставляет свою инфраструктуру для того, чтобы социальные инноваторы могли ею воспользоваться для масштабирования своих социальных эффектов.
- Услуги/товары социальных инноваторов для бизнеса. Модель многообразна, используется достаточно давно и успешно (как мы знаем, существует множество вариантов подобных взаимодействий, от корпоративных подарков на различные праздники, которые корпорации часто заказывают у социальных предприятий, до услуг по переоборудованию офисов крупных компаний в эконаправлении (отказ от бумажных документов, пластиковой и бумажной посуды и т. д.).
- Услуга/товар социальных инноваторов встроены в цепочку продаж/бизнес-процесс корпорации. Более сложная модель, когда товары социальных предпринимателей встраиваются в цепочку продаж торговой сети. Это накладывает свои ограничения по качеству и бесперебойной поставке продукции социальных предприятий (которые они не всегда могут выполнить в силу своей специфики). Для качественного взаимодействия с такими поставщиками и подрядчиками корпорации в свою очередь начинают менять бизнес-процессы.
Более подробно о кейсах эффективного взаимодействия бизнеса и социальных инноваторов — на сайте исследования «Карты БиС».
Жюльнар Асфари, сооснователь Центра СОЛь: «Задумывая Карту лидеров лучших практик взаимодействия социально-экологических инноваций и бизнеса, мы хотели показать на примерах многообразие существующих форм сотрудничества; сложности, с которыми сталкиваются участники, и взаимное стремление к поиску наиболее эффективных и здоровых моделей. Нас вдохновляет возможность поделиться опытом сложившихся партнерств и подходов, чтобы решение социальных и экологических вызовов становилось повседневной практикой для каждого из нас».
Благодарим Центр содействия инновациям в обществе СОЛь за помощь в подготовке материала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: