Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1489
Читать: 5 мин.

Карта лидеров: кто и как решает социальные и экологические проблемы

В рамках Карты лидеры — это неравнодушные и деятельные люди, которые видят проблемы в обществе и ощущают их как свои личные, находят и на практике воплощают инновационные идеи для решения проблем, а также стремятся не к разовым локальным решениям, а к масштабным системным изменениям.

Это могут быть как авторы социальных инициатив, так и предприниматели, работающие на стыке бизнеса и благотворительности: от Любови Ермолаевой, соосновательницы компании BuySocial (платформа, агрегирующая товары от социальных предпринимателей), до Евгении Чистовой из компании «Билайн», которая уже более 9 лет сотрудничает с «ЛизаАлерт».

«Снежный ком»

В «Карту БиС» попали лидеры, которые оказались наиболее известными в рамках своей деятельности. «Карта БиС» (также как СоцЧейн в 2018-м и Карта лидеров инноваций в образовании в 2016-м) построена методом «снежного кома», который позволяет выявлять и глубоко исследовать сообщества благодаря своему живому характеру — пути от человека к человеку. 

Сотрудники Центра сформировали для опроса ядро хорошо знакомых лидеров и на интервью задавали вопрос «Кого вы можете порекомендовать как лидеров лучших практик взаимодействия бизнеса и социальных инноваций?» — и далее следовали за рекомендациями. Таким образом круг интервьюируемых расширялся, постепенно охватывая всю территорию России. Авторы исследования провели более 200 часов интервью с 97 лидерами из 31 региона: с представителями бизнеса и коммерческих организаций, социальными предпринимателями, создателями благотворительных фондов, руководителями социально ориентированных НКО и лидерами социальных проектов («Билайн», Danone, Тинькофф, Росбанк, Lamoda, Фонд Хабенского, «Антон тут рядом», «Ночлежка», «Простые вещи», «Новые старшие» и др.).

Основные результаты 

Всего на карте 297 лидеров, так или иначе участвующих в партнерствах между социальными проектами и бизнесом. 185 человек из Москвы, 41 — из Санкт-Петербурга, 63 лидера из других регионов России и даже 6 лидеров из зарубежья. 68% лидеров БиС — женщины, а средний возраст лидера — 40 лет. Как обычно, процент женщин здесь чуть выше, это нормальная статистика, которую Центр СОЛь заметил в том числе по всем предыдущим картам. Причем среди лидеров с большим количеством рекомендаций доля мужчин не выше, а ниже, а среди пяти самых рекомендуемых лидеров БиС мужчин и вовсе нет. Так что получается, что основные социальные инновации в России легли на плечи женщин в возрасте от 30 лет.

В среднем того или иного лидера рекомендуют 1,7 человека, а средняя «длина пути» между лидерами равна 4,3 (то есть дотянуться до любого лидера участник карты может через 4 рукопожатия).

Отношения бизнеса и некоммерческих проектов

Одна из важных задач карты — описать виды и практики взаимодействия между бизнесом и некоммерческими проектами. В результате исследования выделили 3 крупных блока:

  1. 72,6% от изученных кейсов — это партнерства между бизнесом и социальными и экологическими проектами, где бизнес является плечом. Сюда попадает не только финансовая поддержка, но и прямое распределение ресурсов, будь то физические или человеческие. Как пример прямой благотворительности можем привести партнерство «Ночлежки» и Leroy Merlin.
  2. В 14,9% кейсов бизнес внедряет социальные инновации в собственные бизнес-процессы. Это новые идеи, стратегии, технологии, которые разрабатываются и внедряются внутри компаний, встраиваются в бизнес-процессы и способствуют социально значимым изменениям в компании, вокруг компании, в обществе. Это могут быть многочисленные программы нефинансовой поддержки сотрудников компаний, фокус на экологической составляющей в обустройстве офисов, развитие территорий присутствия корпораций и многое другое.
  3. В 12,5% кейсов социальные инноваторы используют бизнес-модель в собственной деятельности. В этот раздел попали лидеры, которые, решая социальные и экологические проблемы, используют в своей работе механизмы, ранее присущие только коммерческим организациям. При этом юридические формы таких проектов могут быть чисто некоммерческими, чисто коммерческими и гибридными.

Бизнес является плечом для социальных инноваторов

На примере самого крупного блока взаимодействия между бизнесом и социальными проектами удалось выделить ​​актуальный тренд — переход от благотворительности к взаимовыгодному сотрудничеству.

Ключевые направления в рамках этой тенденции:

  • Прямая благотворительность. Прямое финансирование благотворительных проектов.
  • Корпоративное волонтерство. Организованное по инициативе руководителей или сотрудников участие в свободное от работы время в решении социальных или экологических вызовов. 
  • Pro bono поддержка. Это инвестиции качественных (квалифицированных) человеко-часов в поддержку внешних (по отношению к компании), но в рамках ее КСО, социальных и экологических инициатив. Ее особенность в том, что она оплачивается компанией, поскольку сотрудник занимается ею в свое рабочее время — например, пару часов в неделю.
  • Бизнес как инфраструктура для социального предприятия. Бизнес предоставляет свою инфраструктуру для того, чтобы социальные инноваторы могли ею воспользоваться для масштабирования своих социальных эффектов.
  • Услуги/товары социальных инноваторов для бизнеса. Модель многообразна, используется достаточно давно и успешно (как мы знаем, существует множество вариантов подобных взаимодействий, от корпоративных подарков на различные праздники, которые корпорации часто заказывают у социальных предприятий, до услуг по переоборудованию офисов крупных компаний в эконаправлении (отказ от бумажных документов, пластиковой и бумажной посуды и т. д.).
  • Услуга/товар социальных инноваторов встроены в цепочку продаж/бизнес-процесс корпорации. Более сложная модель, когда товары социальных предпринимателей встраиваются в цепочку продаж торговой сети. Это накладывает свои ограничения по качеству и бесперебойной поставке продукции социальных предприятий (которые они не всегда могут выполнить в силу своей специфики). Для качественного взаимодействия с такими поставщиками и подрядчиками корпорации в свою очередь начинают менять бизнес-процессы.

Более подробно о кейсах эффективного взаимодействия бизнеса и социальных инноваторов — на сайте исследования «Карты БиС». 

Жюльнар Асфари, сооснователь Центра СОЛь: «Задумывая Карту лидеров лучших практик взаимодействия социально-экологических инноваций и бизнеса, мы хотели показать на примерах многообразие существующих форм сотрудничества; сложности, с которыми сталкиваются участники, и взаимное стремление к поиску наиболее эффективных и здоровых моделей. Нас вдохновляет возможность поделиться опытом сложившихся партнерств и подходов, чтобы решение социальных и экологических вызовов становилось повседневной практикой для каждого из нас».

Благодарим Центр содействия инновациям в обществе СОЛь за помощь в подготовке материала. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: