Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Репутация
Экология

Исследование потребительских предпочтений в сфере защиты окружающей среды 2019

Как рост экологической сознательности влияет на решения потребителей о покупках во всем мире. Отчет Tetra Pak по анализу потребительских мнений.

Данное исследование, которое проводилось в течение нескольких месяцев в 2019 году, выходит вслед за аналогичным исследованием 2017 года. В нем рассматриваются потребительские предпочтения в сфере защиты окружающей среды, а также устойчивого развития в пищевой индустрии. В центре внимания – вопросы экологической эффективности упаковки для продуктов питания и напитков.

Рассмотренные темы, касающиеся взглядов потребителей на упаковку и устойчивое развитие:

  • Отношение и поведение в контексте защиты окружающей среды.
  • Ожидания от упаковки, соответствующей принципам устойчивого развития.
  • Привлекательность продукта и характеристики упаковки в контексте устойчивого развития.
  • Понимание и восприятие ключевых терминов и выражений, связанных с устойчивым развитием, в рамках отрасли.
  • Наиболее эффективные каналы коммуникации и идеи для привлечения внимания потребителей к темам экологии.

Тестовая группа включала 7500 потребителей в возрасте 18–65 лет на 15 рынках (около 500 человек на рынок) для получения глобальной картины отношения потребителей к упаковке и устойчивому развитию. Респонденты приняли участие в количественном онлайн-опросе.

По результатам данного исследования сформулировано пять основных выводов. Они подтверждают, что интерес и ожидания потребителей к вопросам защиты окружающей среды растут, и указывают на наличие перспективных коммерческих возможностей для брендов, которые действуют в соответствии с принципами устойчивого развития.

Потребителей стали в большей степени беспокоить проблемы окружающей среды, и они стали более требовательны к продуктам с точки зрения их экологичности

Они более активны и более сознательны в своих решениях и готовы платить больше за экологически безопасные альтернативы. При этом их ожидания высоки. Сегодня почти половина потребителей при выборе продуктов либо «чувствуют серьезную обеспокоенность» с связи с состоянием окружающей среды, либо «сознают свою личную ответственность» за сделанный выбор при покупке.

Потребители ожидают больше информации и активных действий от производителей упаковки

Растет интерес к вопросам защиты окружающей среды, и основным источником информации являются социальные сети наряду с телевидением, радио и сведениям на упаковке. Потребители все чаще ищут экологические логотипы и доверяют продукции с ними (например, символы переработки или логотип FSC), а также хотят, чтобы правительство и отрасль работали в соответствующем направлении.

«Делать доброе дело» — это важная мотивация

Ответственность за будущие поколения и понимание, что своими поступками ты приносишь пользу обществу, являются ключевыми факторами, влияющими на экологический выбор потребителей.

Упаковка с экологичными характеристиками производит впечатление упаковки премиум-класса.

Экологичность упаковки положительно сказывается на восприятии бренда, и тренд в этом отношении усиливается с течением времени. Сегодня цена все меньше является барьером на пути повышения экологичности упаковки, нежели раньше, и 43% потребителей готовы платить за это.

Возможность вторичной переработки важна, а влияние на изменение климата вызывает все больший интерес

Возможность вторичной переработки является одним из главных признаков экологичности продуктов, и все больше воспринимается как что-то само собой разумеющееся. И отсутствие такой опции не удовлетворяет потребителей. Запрос на снижение воздействия на климат растет и в значительной степени ассоциируется с картонной упаковкой.

Мы спросили потребителей, насколько, по их мнению, возрастет внимание к экологическим проблемам, таким как изменение климата и загрязнение окружающей среды, в течение следующих пяти лет. В общей сложности 78 % респондентов из России (86 % во всем мире) заявили, что важность экологических проблем вырастет «значительно» или «в некоторой степени». Сегодня потребители, которые считают, что внимание к окружающей среде в будущем не изменится или снизится, находятся в меньшинстве.

Кто отвечает за решение наших экологических проблем? Мы хотели узнать, кто, по мнению потребителей, должен принимать меры по внедрению улучшений и поиску решений.

Потребители дали четко понять, на кого они возлагают ответственность за решение экологических проблем. Это государство, компании, занимающиеся производством продуктов питания и напитков, и производители упаковки. Их отметили более 50 % потребителей в России и во всем мире. По сравнению со средним мировым показателем, в России разрыв между количеством людей, возлагающих такую ответственность на государство и частный бизнес с одной стороны
и на самих потребителей и другие организации с другой, оказался даже больше — только 16 % российских респондентов считают, что они сами должны брать на себя инициативу, а муниципальные власти, продавцы и НПО получили незначительное число голосов.

Их может волновать состояние окружающей среды, но приводит ли это к конкретным действиям?

Наше исследование выявило значительное увеличение доли потребителей во всем мире, на покупательский выбор которых оказывают влияние экологические аспекты. Все больше респондентов как в России, так и во всем мире ищут экологичные продукты, а также интересуются вопросами сохранения окружающей среды. На глобальном уровне сортировка и переработка – это то, в чем люди лично принимают участие, а следующее, что их заботит – сокращение пищевых отходов.

В России потребители больше думают о сокращении производимых ими пищевых отходов, на втором месте по частоте упоминаний идет сортировка мусора и его отправка на переработку. Внимание к проблеме утилизации пластиковых отходов удвоилось по сравнению с 2017 годом: 15 % российских респондентов заявили, что они избегают продуктов в пластиковых контейнерах.

Мы хотели понять, что беспокоит потребителей в связи с состоянием окружающей среды и что определяет их выбор при совершении покупок, поэтому мы спросили, какие мотивы побуждали их приобретать экологичные продукты.

Результаты показывают, что потребители все больше беспокоятся о будущем. За последние два года увеличилось количество потребителей (до 54 % в России и до 68 % в мире), приобретающих экологичные продукты продукты с целью сохранения окружающей среды для будущих поколений.
В России для 53 % респондентов важной мотивацией к покупке являются дополнительные преимущества по сравнению со стандартными продуктами. Мы увидели повсеместный значительный рост важности экологических мотивов, что свидетельствует о повышении общей осведомленности.

Что останавливает людей от покупки экологичных продуктов? Мы спросили потребителей, что останавливает их от принятия определенных решений о покупке.

В 2019 году мы увидели, что процент потребителей, которые отказывались от покупки экологически безопасных продуктов из-за более высокой цены, снизился до 46% в России и до 42% в мире,по сравнению с51% и 46% соответственно в 2017 году. Таким образом, сегодня более половины потребителей не считают цену препятствием. Мы также увидели, что у российских потребителей стало меньше других препятствий для покупки, таких как отсутствие информации об экологически безопасных продуктах (34 % по сравнению с 37 % в 2017 году), отсутствие самих продуктов (27 %, по сравнению с 38 % в 2017 году) или недоверие по вопросу воздействия продукта на окружающую среду (27 % по сравнению с 33 % в 2017 году).

Что касается экологических тем, наше исследование выявило быстро растущий во всем мире интерес к сокращению «углеродного следа» и количеству потребляемой воды, возобновляемости и ответственному отношению к лесным ресурсам, а наиболее интересными темами остаются возможность вторичной переработки и биоразлагаемые материалы. В России возможность вторичной переработки по-прежнему является наиболее востребованной темой у потребителей — ее указали 48 % респондентов, следом идет использование биоразлагаемых материалов — 46 % респондентов. В этом исследовании впервые была затронута тема материалов растительного происхождения, и 22 % российских потребителей указали ее в качестве наиболее интересной.

Мы спросили респондентов, обращают ли они внимание на экологические логотипы на напитках, которые покупают.

Для явного большинства потребителей экологические логотипы важны — 88 % российских респондентов ищет их на упаковке (91 % в мире). Это возможность для производителей продемонстрировать ответственный подход к выбору источников и выпуску продукции.

В рамках этого исследования мы разделили потребителей на четыре группы, которые описывают их отношение к вопросам защиты окружающей среды.

Сегодня группа обеспокоенных состоянием окружающей среды людей наиболее многочисленная. Вместе со второй, также многочисленной группой людей, сознающих свою ответственность за состояние окружающей среды, они составляют 46 % потребителей во всем мире, принимающих ответственные отношения при выборе продуктов. И хотя сегмент «безответственных» является самым крупным (38 %), потребители из него имеют некоторое представление об экологических проблемах и принимают определенные меры, например отправляют отходы на вторичную переработку. Лишь 16 % потребителей являются «равнодушными», они не проявляют достаточного интереса к окружающей среде и, следовательно, не участвуют в таких видах деятельности, как вторичная переработка.

Мы спросили потребителей, что им в первую очередь приходит в голову, когда они задумываются о продуктах в экологичной упаковке.

В то время, как в других странах потребители связывают экологичность продукта с возможностью вторичной переработки и биоразлагаемостью, для россиян тремя главными показателями являются отсутствие пестицидов (32 %) и ГМО (27 %), а биоразлагаемость в ответах занимает лишь третье место (10 %).

Как экологичная упаковка влияет на имидж бренда? Первый раз этот вопрос задавался в 2015 году, и с тех пор произошел значительный сдвиг.

В 2019 году 55 % российских потребителей (53 % во всем мире) с гораздо большей вероятностью выберут бренд, упаковка которого имеет хорошие экологические характеристики, что почти вдвое больше, чем в 2017 году (на 10 % во всем мире). А поскольку вдобавок к этому 28 % россиян «немногим более склонны» делать выбор в пользу брендов с экологичной упаковкой, это становится позитивным трендом для большинства потребителей. Это показывает производителям, какую роль играет упаковка в повышении экологичности бренда и стимулировании продаж.

Мы спросили потребителей, считают ли они, что продукты в экологически безопасной упаковке должны стоить больше, столько же или меньше, чем продукты в стандартной упаковке.

Примечательно, что 70 % российских потребителей (43 % в мире) считают, что продукт в экологически безопасной упаковке должен стоить дороже. Вывод состоит в том, что упаковка такого типа сама по себе дает ощущение «премиальности», повышая воспринимаемую ценность продукта без необходимости добавления дополнительных характеристик или рекламы.

Наконец, мы представили потребителям потенциальные инновации в сфере упаковки для продуктов питания и напитков и спросили, какие из них наиболее актуальны или лучше всего соответствуют их потребностям.

Наиболее релевантными стали три области. Чаще всего отмечались инновации, связанные с уменьшением воздействия на климат и материалами растительного происхождения, а также сертификаты и маркировка, связанные с ответственным подбором источников и производством. Эти результаты демонстрирует, что потребителей привлекают продукты, которые могут оказать положительное воздействие на окружающую среду в глобальном масштабе и для производства которых используются возобновляемые, ответственно подобранные материалы.

Вот пять вариантов, как эти результаты могут помочь производителям продуктов питания и напитков:

Появление новых деловых возможностей

Исследование указывает на заманчивые перспективы для компаний разрабатывать и продавать больше продуктов, соответствующих требованиям экологической безопасности. На них существует явный потребительский спрос.

Взаимодействие с потребителями

Они хотят знать больше о проблемах защиты окружающей среды. Компании могут использовать социальные сети и информацию на упаковке для выстраивания отношений с потребителями и укрепления своей репутации.

Переход в верхний сегмент рынка

Поскольку экологическая эффективность ассоциируется с «премиум-классом», бренды могут привлекать более платежеспособных потребителей.

Ведение бизнеса в соответствии с принципами устойчивого развития

Для компаний, стремящихся работать в соответствии
со стратегией и принципами устойчивого развития, это исследование доказывает, что их действия коммерчески обоснованы и выходят далеко за пределы «зеленого пиара», корпоративной социальной ответственности и соблюдения корпоративных стандартов.

Выстраивание партнерских отношений

Это исследование еще раз показывает, что показатели экологической эффективности зависят от компаний, местных органов власти и потребителей, работающих сообща и получающих взаимную выгоду.

Источник — исследование Tetra Pak

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: