ESG и зелёные финансы России 2018–2022
Доклад «ESG и зелёные финансы России 2018–2022» подготовлен экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» с участием организаций-партнеров.
В докладе представлены результаты развития направления ESG и рынка ответственного финансирования в России с 2018 по начало 2022 года, а также основные регламентирующие документы и ключевые события в сфере устойчивого развития..
Исследование включает три основных раздела о нормативной и методологической основе рынка, финансовых инструментах в формате устойчивого развития и инфраструктуре устойчивого финансирования.
В предисловии говорится, что все приведённые статистические данные за исключением официальных источников, являются экспертными и базируются на расчетах, мнениях и допущениях авторов или аналитиков с соответствующей ссылкой на первоисточник. Любая информация о развитии событий представляет собой профессиональное мнение аналитиков и экспертов, реализация которого имеет долю вероятности. Все приведенные в данном материале названия компаний использованы исключительно с целью фактического подкрепления приведенных данных, фактов или тезисов.
Материалы Доклада не являются основанием для принятия каких-либо финансовых и инвестиционных решений, не являются офертой и публикуются исключительно в справочно-информационных целях.
ESG И ЗЕЛЁНЫЕ ФИНАНСЫ РОССИИ 2018–2022: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
► Первый выпуск зелёных облигаций в России был размещен 19 декабря 2018 года на Московской Бирже. Эмитент — ООО «Ресурсосбережение ХМАО» (в настоящее время – ООО «Ситиматик-Югра».
► В 2019 году на Московской Бирже для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов создан Сектор устойчивого развития.
В настоящее время Сектор состоит из четырех самостоятельных сегментов: сегмента «зелёных» облигаций, сегмента «социальных» облигаций, сегмента облигаций «устойчивого развития» и сегмента «национальных и адаптационных проектов».
► По состоянию на 31 декабря 2021 года в Сектор устойчивого развития включены 22 выпуска зелёных, социальных и адаптационных облигаций российских эмитентов суммарным объёмом 192,6 млрд руб.
► Регулирование сферы ESG и зелёных финансов в России, которое началось в 2019–2020 годах, находится на этапе активного формирования. В сфере регуляторного строительства выделяются три стратегических направления: декарбонизация, зелёные/устойчивые финансовые инструменты и ответственное инвестирование, ESG-трансформация предприятий и организация системы публичной отчетности по направлению устойчивого развития.
► В ноябре 2020 года Распоряжением Правительства РФ за Минэкономразвития России закреплена
координирующая роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зелёного) развития. ВЭБ.РФ определен в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития.
► В декабре 2020 года в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты развития приказом Минэкономразвития России создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зелёного) развития.
► Ключевым документом для развития устойчивого финансирования, разработанным ВЭБ.РФ и согласованным на площадке МРГ, является таксономия зелёных и адаптационных проектов, а также
требования к системе верификации, утвержденные Постановлением Правительства России от 21.09.2021 №1587.
► По данным Реестра ИНФРАГРИН в 2018–2021 годах состоялось 33 выпуска зелёных, социальных и иных целевых облигаций в формате устойчивого развития российских эмитентов суммарным объемом около 418 млрд руб. (для расчетов объём выпусков в иностранной валюте приведен в рублях по курсу ЦБ РФ на дату размещения облигаций).
► Привлечение средств в проекты развития проходило путем размещения зелёных, социальных и иных облигаций в формате устойчивого развития на Московской Бирже, на зарубежных биржах, внебиржевым способом.
►В структуре рынка облигаций устойчивого развития доминируют зелёные облигации: 23 выпуска,
привлечено 330,5 млрд руб., 79% общего объема. Социальные облигации: 9 выпусков, 82,9 млрд руб., 20%. Переходные облигации: 1 выпуск, 5 млрд руб., 1%.
► В 2018 году первый выпуск зелёных облигаций в России осуществила компания регионального уровня объемом 1,1 млрд руб. В 2019 и 2020 годах средний объем выпуска зелёных облигаций составил 12,2 млрд руб. и 10,5 млрд руб. соответственно. В 2021 году на рынок вышли более крупные эмитенты, что отразилось на росте среднего объема привлеченных средств — 16,3 млрд руб.
► На конец 2021 года лидирующим отраслевым сегментом среди эмитентов облигаций в формате устойчивого развития является транспорт.
► За период 2018–2021 годов абсолютным лидером по количеству верифицированных выпусков облигаций российских эмитентов в формате устойчивого развития является рейтинговое агентство «Эксперт РА».
► За счет выпуска зелёных облигаций эмитенты привлекли финансирование для реализации проектов
в сфере энергетики, недвижимости, обращения с отходами, машиностроения, а также в финансовой
и транспортной сферах. Среди эмитентов зелёных облигаций — компании как федерального, так и регионального уровней.
► Проекты, профинансированные за счет выпуска зелёных облигаций, реализуются как на территории Российской Федерации (например, РЖД), так и на территориях отдельных субъектов РФ, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Адыгея, Ставропольского края, а также Астраханской, Ростовской и Московской областей.
► Сроки обращения по зелёным облигациям составляют от 1 года до 30 лет.
► Самая низкая ставка купона по зелёным облигациям в рублях, размещенных за период 2018–2021 годов, составила 3,75% у ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт» с учетом компенсации части купона за счет мер поддержки ППК «Российский экологический оператор».
► По состоянию на 31 декабря 2021 года по 15 выпускам зелёных облигаций семь эмитентов выплатили 64 купона 1 на сумму свыше 15 млрд руб.
► Все выпуски зелёных облигаций российских эмитентов получили заключения от внешних верификаторов о соответствии выпусков принципам зелёных облигаций.
► 7 выпусков зелёных облигаций 7 российских эмитентов включены в список выпусков финансовых
инструментов устойчивого развития ВЭБ.РФ как соответствующие национальной таксономии.
► 22 выпуска зелёных облигаций российских эмитентов включены в реестр и международную базу
данных зелёных облигаций Green, Social and Sustainability bonds database ICMA (1 марта 2022 года. Исполнительный комитет ICMA принял решение немедленно приостановить членство российских членов и их соответствующих аффилированных лиц до дальнейшего уведомления. ICMA также приостановила участие этих членов / российских организаций в рабочих группах. Выпуски зелёных и социальных облигаций российских эмитентов исключены из базы данных устойчивых облигаций Sustainable Bonds Database).
► Три выпуска зелёных еврооблигаций РЖД получили сертификацию CBI и включены в Реестр CBI.
►В 2020–2021 годах в России шесть эмитентов осуществили девять выпусков социальных облигаций,
суммарный объем которых составляет порядка 83 млрд руб. Размещение проходило на Московской и Ирландской биржах, также состоялось одно внебиржевое размещение.
► Эмитенты социальных облигаций привлекли финансирование для реализации проектов в сфере
образования, культуры, здравоохранения, проектов строительства (реконструкции) объектов инженерной, социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры для жилищного строительства и развития городской инфраструктуры и др. как на территории всей Российской Федерации, так и на территории отдельных субъектов Федерации — Амурской, Кемеровской, Тверской, Ленинградской, Калининградской, Ярославской, Тамбовской областей и г. Москвы, Республики Саха (Якутия).
► 6,5% — самая низкая ставка купона по социальным облигациям в рублях ПАО «МТС».
► В период 2020–2021 годов три эмитента по пяти выпускам социальных облигаций выплатили 20 купонов на сумму 1,12 млрд руб.
► Все эмитенты социальных облигаций получили подтверждение от внешних верификаторов о соответствии выпусков Принципам социальных облигаций ICMA.
► 7 выпусков включены в международную базу данных устойчивых облигаций Green, Social and
Sustainability bonds database ICMA ( 1 марта 2022 года Исполнительный комитет ICMA принял решение немедленно приостановить членство российских членов и их соответствующих аффилированных лиц до дальнейшего уведомления. ICMA также приостановила участие этих членов / российских организаций в рабочих группах. Выпуски социальных облигаций российских эмитентов исключены из базы данных устойчивых облигаций Sustainable Bonds Database).
► В 2021 году в России был осуществлен первый выпуск переходных (адаптационных) облигаций.
► На конец 2021 года на российском рынке работали 9 фондов ответственного инвестирования
(ОПИФ и БПИФ) под управлением 6 управляющих компаний — ВТБ Капитал Управление активами, РСХБ Управление Активами, Тинькофф Капитал, Сбербанк Управление Активами, Райффайзен Капитал, ТРИНФИКО.
► Суммарная стоимость чистых активов фондов ответственного инвестирования, действующих в России, включая открытые и биржевые фонды, на 30 декабря 2021 года составила порядка 16 млрд руб.
► На 1 июля 2021 года объем портфеля ESG-кредитов корпоративным заемщикам, по оценкам Эксперт РА, составил порядка 400 млрд руб., не менее 96% объема было сформировано системно значимыми кредитными организациями.
► В России пять рейтинговых агентств и одна аудиторская компания имеют право предоставлять
услуги по внешней оценке / верификации зелёных облигаций: АКРА, НКР, НРА, Эксперт РА, RAEX
Europe и ФБК. Пять из них включены в национальный реестр верификаторов ВЭБ.РФ.
► В период 2018–2021 годов из пяти рейтинговых агентств, которые разработали методики верификации долговых обязательств российских эмитентов, четыре агентства провели процедуры верификации и выдали заключения о соответствии 22 выпусков зелёных облигаций. В 2021 году рейтинговые агентства выдали заключения о соответствии для семи выпусков.
►Из четырех рейтинговых агентств, которые разработали методологии, два агентства подготовили
заключения верификаторов для 11 выпусков социальных облигаций. Все заключения были подготовлены в 2021 году.
► По состоянию на конец 2021 года четыре агентства — АКРА, НРА, Эксперт РА и RAEX Europe — провели ESG-оценку 23 российских компаний/организаций, субъектов РФ и фондов.
► В России рассчитывается порядка 25 различных индикаторов в сфере устойчивого развития, разработанных и поддерживаемых 16 компаниями, в том числе рейтинговыми агентствами и Московской
Биржей.
► По итогам сопоставления результатов 17 индикаторов ESG выявлено 353 российские компании,
которые были включены в поле оценки хотя бы одного российского индикатора ESG. Из 353 компаний 311 представляют нефинансовый сектор, 42 — финансовый. Эти данные стали основой консолидированного индикатора устойчивого развития ИНФРАГРИН-21.
► В ТОП-5 компаний нефинансового сектора консолидированного индикатора ИНФРАГРИН-21 вошли
следующие акционерные общества: НЛМК, СИБУР Холдинг, Газпром, Интер РАО, Металлоинвест.
► В ТОП-5 компаний финансового сектора консолидированного индикатора ИНФРАГРИН-21 вошли
следующие акционерные общества: Сбербанк, АФК «Система», Московская Биржа, Московский кредитный банк, Банк ВТБ.
► В 2021 году на рынок консалтинговых услуг в сфере ESG и устойчивого развития активно вышли
крупнейшие российские банки и российские подразделения зарубежных банков. Некоторые из них сформировали центры консультационной поддержки своих клиентов по направлению ESGтрансформации и получения рейтингов ESG.
► В последние два года в России стал формироваться сектор российских консалтинговых агентств, которые также специализируются на сопровождении и поддержке ESG-трансформации компаний, часть которых созданы в контуре финансовых групп.
► Образование по направлению ESG в России набирает популярность среди разных групп абитуриентов и слушателей, оно уже представлено во всех формах, включая программы бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а также в виде отдельных дисциплин, курсов и проектов. Их предоставляют не только вузы, но также консалтинговые компании и крупные игроки рынка.
► Экспертные ESG-площадки создаются для эффективного сотрудничества заинтересованных сторон, включая обмен идеями, а также для выработки подходов к ответам на новые вызовы.
► В России активно формируются площадки для признания успехов и достижений в области ESG-трансформации. Существует большое количество профессиональных конкурсов и премий, в которых могут участвовать как отдельные специалисты, так и организации.
В Докладе дана нормативная и методологическая основа рынка, приведены финансовые инструменты в формате устойчивого развития, показана инфраструктура устойчивого финансирования.
В приложении даны:
1. Перечень нормативно-правовых документов в сфере устойчивого развития в Российской Федерации 90
2. Реестр зеленых, социальных и иных целевых облигаций российских эмитентов в формате устойчивого развития INFRAGREEN
3. Реестр фондов ответственного инвестирования российских управляющих компаний
4. Реестр методологий ESG-оценки участников рынка и финансовых инструментов устойчивого развития
5. Перечень рейтингов/ренкингов и индексов в сфере устойчивого развития INFRAGREEN
6. Основные методические подходы к расчету консолидированного индикатора устойчивого развития
ИНФРАГРИН-2021 (бета-версия)
7. Расширенный перечень стандартов и систем сертификации в сфере ESG
8. Расширенный перечень образовательных программ в сфере ESG в России
9. Расширенный перечень экспертных площадок в сфере ESG в России
10. Расширенный перечень конкурсов, премий, грантов в сфере ESG.
В исследовании также представлены экспертные интервью.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: