Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Что происходило с ESG в российских компаниях в 2022 году и к чему готовиться дальше?

3097
Читать: 5 мин.

Опрос на эту тему специалистов по ESG, работающих в России, провело агентство «Михайлов и партнеры». На вопросы ответили более 17 000 респондентов – клиенты и подписчики  «Михайлов и Партнёры», профильных Telegram-каналов ESG World и «Неустойчивое развитие».

Ключевые результаты исследования:

  • 47% российских компаний не стали сокращать бюджеты на ESG в 2022 году, однако почти столько же — 40% — всё же снизили финансирование.
  • 52% собираются корректировать свои цели и пересматривать ESG-стратегии.
  • Почти 70% компаний, которые делают отчеты об устойчивом развитии, в 2023 году продолжат их заверять
  • 84% компаний рассказывают сотрудникам о своей деятельности в области ESG, так как считают это фактором лояльности.
  •  55% компаний пока не готовы привлекать своих сотрудников к планированию ESG-инициатив.
  •  70% компаний считают главным направлением в ESG социальное. Экология занимает второе место — её отметили 62%.

Массовое обновление ESG-стратегий говорит о смене приоритетов. Западные рынки капитала недоступны для российского бизнеса, а зарубежные рейтинговые агентства приостановили сотрудничество с российскими компаниями. В этих условиях корпорации перестроили свою ESG-активность и ориентируются сегодня на отечественные рейтинги, метрики и верификаторов отчетности.

Изменения приоритетов запустили процессы переосмысления и обновления ESG-стратегий. S (social) выходит на передний план. S по своей значимости для российских компаний обошел в нашем опросе аспект E (environment). Несмотря на то, что социальные вопросы для российских компаний всегда были важны, аспект E долгое время был безусловным приоритетом для бизнеса. В современных реалиях на передний план выходит социальная повестка. В связи со сменой приоритетов, предполагаем появление новых проектов и методик по направлению S. Например, описания процессов оценки воздействия на права человека, программ по обеспечению инклюзии и поддержки сотрудников с инвалидностью, проектов сотрудничества с локальными сообществами в регионах присутствия компаний.

Две трети опрошенных компаний собираются верифицировать ESG-показатели в 2023 году в своей годовой отчетности. Это
значит, что российскому бизнесу важно показывать заинтересованным сторонам, что все раскрываемые метрики достоверны, а ESG на методологическом уровне (процессы сбора информации, её раскрытия и верификации) интегрировано в систему корпоративного управления.

Респонденты отметили рост внутрикорпоративных программ, направленных на развитие сотрудников и повышение их осведомленности в вопросах устойчивого развития. 84% опрошенных сообщили, что в их компаниях проводятся образовательные мероприятия, на которых рассказывается о современных тенденциях в ESG-сфере, а также внутрикорпоративных инициативах и ESG-программах, ориентированных на сотрудников, членов их семей и другие заинтересованные стороны.

Большинство российских компаний — 55% опрошенных — пока не готовы привлекать своих сотрудников к планированию ESG-инициатив. Это может быть одной из точек роста ESG-функции для российского бизнеса в 2023 году. Такой опыт уже есть у ряда крупных компаний. Например, сбор предложений сотрудников по развитию бизнеса (в том числе по направлению ESG) с помощью автоматизированных систем или организация внутренних конкурсов на лучшие ESG-проекты.

Выводы и прогнозы на 2023 год

ESG-повестка ушла на второй план. Вернее сказать, ее вытеснили с первого плана более насущные темы. Но нелишним будет помнить, что в основе концепции ESG — две вечные ценности. Деньги и желание человека улучшить качество собственной жизни. Обе этих категории никуда из России не делись. А значит, не денется и ESG. Хотя наш прогноз — что эту дисциплину в нашей стране ждет очень скорый ренейминг.

Меньше пиара, больше практических действий. Функционал ESG-специалистов претерпевает изменения — декларативности и медийной активности становиться меньше. В условиях сокращения ресурсов и повышения консервативности внешних коммуникаций, ESG во-многом становится внутренним делом компании — набором конкретных проектов и методологий,
ориентированных на поддержку коллектива.

Человек выходит на первый план. Смещение фокуса в ESG-повестке с аспекта E (environment) на аспект S (social) запускает развитие компетенций и программ, раньше находившихся на периферии внимания российских ESG-специалистов. Например, в такой сфере, как права человека. В 2023 году мы ожидаем разработку и появление российских методологий по оценке и раскрытию информации в этом сегменте ESG. Уверены, что в 2023 году компаниям придется также основательно поработать над инициативами по поддержке персонала, сохранению занятости, переквалификации сотрудников и поддержке человеческого капитала.

Сотрудникам по-прежнему важна гуманитарная деятельность работодателя. Вовлечение сотрудников в ESG-повестку бизнеса, а также развитие образовательных проектов и тренингов продолжает тенденцию формирования базы компетенций и экспертизы по направлению ESG в России. Важно отметить, что в этот процесс все больше вовлекаются регионы, где формируется собственная ESG-инфраструктура, включающая программы, мероприятия, рейтинги, экспертные центры.

Экологические вызовы никуда не исчезнут. Снижение внимания к аспекту E носит временный характер. В стратегической перспективе климатическая повестка останется ключевым драйвером ESG-деятельности для крупного российского бизнеса, ориентированного на внешние рынки.

Гринвошинг вымывается кризисами. Вызовы 2022 года, включая сокращение бюджетов, подтолкнули бизнес к более точному определению и выстраиванию приоритетов в устойчивом развитии. И в этих приоритетах все меньше места использованию ESG-повестки для маркетинговых манипуляций. На это просто нет ресурсов. Из корпоративной ярмарки тщеславия, ESG превращается в сферу деятельности иногда скучных, но при этом всегда профессиональных экспертов. Одновременно, регуляторы усиливают надзор за организациями, которые публикуют информацию об устойчивом развитии, а международные организации по стандартизации (такие, как GRI, ISO) пересматривают свои рекомендации, формулируют более четкие и определенные подходы к
управлению ESG-аспектами. Все это — явная тенденция к сокращению случаев гринвошинга.

Берите столько ESG-повестки, сколько сможете. Из корпоративных офисов повестка перетекает в кабинеты региональных властей, национальных методологических центров и регуляторов. В 2022 году регионы активно презентовали стратегии своей ESG-трансформации. В 2023 году этот тренд продолжится. Но от крупных форумов и мероприятий регионы перейдут к созданию своей ESG-инфраструктуры — центров компетенций и проектных офисов.

С полным исследованием можете ознакомиться на сайте агентства – https://m-p.ru/ESG-Russia-2023.pdf

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: