Что происходило с ESG в российских компаниях в 2022 году и к чему готовиться дальше?
Опрос на эту тему специалистов по ESG, работающих в России, провело агентство «Михайлов и партнеры». На вопросы ответили более 17 000 респондентов – клиенты и подписчики «Михайлов и Партнёры», профильных Telegram-каналов ESG World и «Неустойчивое развитие».
Ключевые результаты исследования:
- 47% российских компаний не стали сокращать бюджеты на ESG в 2022 году, однако почти столько же — 40% — всё же снизили финансирование.
- 52% собираются корректировать свои цели и пересматривать ESG-стратегии.
- Почти 70% компаний, которые делают отчеты об устойчивом развитии, в 2023 году продолжат их заверять
- 84% компаний рассказывают сотрудникам о своей деятельности в области ESG, так как считают это фактором лояльности.
- 55% компаний пока не готовы привлекать своих сотрудников к планированию ESG-инициатив.
- 70% компаний считают главным направлением в ESG социальное. Экология занимает второе место — её отметили 62%.
Массовое обновление ESG-стратегий говорит о смене приоритетов. Западные рынки капитала недоступны для российского бизнеса, а зарубежные рейтинговые агентства приостановили сотрудничество с российскими компаниями. В этих условиях корпорации перестроили свою ESG-активность и ориентируются сегодня на отечественные рейтинги, метрики и верификаторов отчетности.
Изменения приоритетов запустили процессы переосмысления и обновления ESG-стратегий. S (social) выходит на передний план. S по своей значимости для российских компаний обошел в нашем опросе аспект E (environment). Несмотря на то, что социальные вопросы для российских компаний всегда были важны, аспект E долгое время был безусловным приоритетом для бизнеса. В современных реалиях на передний план выходит социальная повестка. В связи со сменой приоритетов, предполагаем появление новых проектов и методик по направлению S. Например, описания процессов оценки воздействия на права человека, программ по обеспечению инклюзии и поддержки сотрудников с инвалидностью, проектов сотрудничества с локальными сообществами в регионах присутствия компаний.
Две трети опрошенных компаний собираются верифицировать ESG-показатели в 2023 году в своей годовой отчетности. Это
значит, что российскому бизнесу важно показывать заинтересованным сторонам, что все раскрываемые метрики достоверны, а ESG на методологическом уровне (процессы сбора информации, её раскрытия и верификации) интегрировано в систему корпоративного управления.
Респонденты отметили рост внутрикорпоративных программ, направленных на развитие сотрудников и повышение их осведомленности в вопросах устойчивого развития. 84% опрошенных сообщили, что в их компаниях проводятся образовательные мероприятия, на которых рассказывается о современных тенденциях в ESG-сфере, а также внутрикорпоративных инициативах и ESG-программах, ориентированных на сотрудников, членов их семей и другие заинтересованные стороны.
Большинство российских компаний — 55% опрошенных — пока не готовы привлекать своих сотрудников к планированию ESG-инициатив. Это может быть одной из точек роста ESG-функции для российского бизнеса в 2023 году. Такой опыт уже есть у ряда крупных компаний. Например, сбор предложений сотрудников по развитию бизнеса (в том числе по направлению ESG) с помощью автоматизированных систем или организация внутренних конкурсов на лучшие ESG-проекты.
Выводы и прогнозы на 2023 год
ESG-повестка ушла на второй план. Вернее сказать, ее вытеснили с первого плана более насущные темы. Но нелишним будет помнить, что в основе концепции ESG — две вечные ценности. Деньги и желание человека улучшить качество собственной жизни. Обе этих категории никуда из России не делись. А значит, не денется и ESG. Хотя наш прогноз — что эту дисциплину в нашей стране ждет очень скорый ренейминг.
Меньше пиара, больше практических действий. Функционал ESG-специалистов претерпевает изменения — декларативности и медийной активности становиться меньше. В условиях сокращения ресурсов и повышения консервативности внешних коммуникаций, ESG во-многом становится внутренним делом компании — набором конкретных проектов и методологий,
ориентированных на поддержку коллектива.
Человек выходит на первый план. Смещение фокуса в ESG-повестке с аспекта E (environment) на аспект S (social) запускает развитие компетенций и программ, раньше находившихся на периферии внимания российских ESG-специалистов. Например, в такой сфере, как права человека. В 2023 году мы ожидаем разработку и появление российских методологий по оценке и раскрытию информации в этом сегменте ESG. Уверены, что в 2023 году компаниям придется также основательно поработать над инициативами по поддержке персонала, сохранению занятости, переквалификации сотрудников и поддержке человеческого капитала.
Сотрудникам по-прежнему важна гуманитарная деятельность работодателя. Вовлечение сотрудников в ESG-повестку бизнеса, а также развитие образовательных проектов и тренингов продолжает тенденцию формирования базы компетенций и экспертизы по направлению ESG в России. Важно отметить, что в этот процесс все больше вовлекаются регионы, где формируется собственная ESG-инфраструктура, включающая программы, мероприятия, рейтинги, экспертные центры.
Экологические вызовы никуда не исчезнут. Снижение внимания к аспекту E носит временный характер. В стратегической перспективе климатическая повестка останется ключевым драйвером ESG-деятельности для крупного российского бизнеса, ориентированного на внешние рынки.
Гринвошинг вымывается кризисами. Вызовы 2022 года, включая сокращение бюджетов, подтолкнули бизнес к более точному определению и выстраиванию приоритетов в устойчивом развитии. И в этих приоритетах все меньше места использованию ESG-повестки для маркетинговых манипуляций. На это просто нет ресурсов. Из корпоративной ярмарки тщеславия, ESG превращается в сферу деятельности иногда скучных, но при этом всегда профессиональных экспертов. Одновременно, регуляторы усиливают надзор за организациями, которые публикуют информацию об устойчивом развитии, а международные организации по стандартизации (такие, как GRI, ISO) пересматривают свои рекомендации, формулируют более четкие и определенные подходы к
управлению ESG-аспектами. Все это — явная тенденция к сокращению случаев гринвошинга.
Берите столько ESG-повестки, сколько сможете. Из корпоративных офисов повестка перетекает в кабинеты региональных властей, национальных методологических центров и регуляторов. В 2022 году регионы активно презентовали стратегии своей ESG-трансформации. В 2023 году этот тренд продолжится. Но от крупных форумов и мероприятий регионы перейдут к созданию своей ESG-инфраструктуры — центров компетенций и проектных офисов.
С полным исследованием можете ознакомиться на сайте агентства – https://m-p.ru/ESG-Russia-2023.pdf
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: