Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Елизавета Черкасова,
специалист по связям с общественностью благотворительного фонда "Синдром любви"

Принять на работу сотрудника с синдромом Дауна – для многих компаний пока «красный флаг». Часть работодателей не понимают, какую работу такие люди могут выполнять; часть не знают, как включить их в трудовой процесс, а главное – зачем. Поэтому сейчас из более чем 25 тысяч взрослых россиян с синдромом Дауна работают единицы. Но их стало больше, с тех пор как Школа управления СКОЛКОВО начала сотрудничать с «Синдромом любви» и «Даунсайд Апом» – фондами, которые в партнерстве оказывают поддержку людям с синдромом Дауна и их семьям.

Из стажеров – в сотрудники по документообороту: история Эльвиры Кладовиковой

В деятельность Школы управления СКОЛКОВО начали включать людей с синдромом Дауна в качестве волонтеров и стажеров. Ребята помогали при организации церемонии вручения дипломов выпускникам школы в 2022 году.

«В течение двух месяцев практики молодые люди с синдромом Дауна учились систематизировать документы, готовить их к хранению, работать со сканером. Конечно, у нас были сомнения перед началом работы – смогут ли ребята справиться с нагрузкой, как они будут переносить дорогу и кто их будет сопровождать, но в итоге, как только мы начали работать, тревога сменилась уверенностью, что все получится. Огромная заслуга в этом как педагогов фонда “Данусайд Ап”, так и сотрудников Школы управления СКОЛКОВО, которые открыто и ответственно подошли к задаче», – рассказала руководитель направления по сопровождению школьников, подростков и взрослых людей с синдромом Дауна фонда «Даунсайд Ап» Юлия Лентьева.

В сентябре фонды и Школа управления СКОЛКОВО решили продлить практику на месяц. И тогда в программу вошла Эльвира Кладовикова. Спустя пару месяцев девушка пришла в школу уже как сотрудник.

Сейчас Элю в компании успели полюбить – как руководство, так и коллеги. Она работает дважды в неделю по 4 часа в департаменте документационного обеспечения: сканирует, формирует архивные дела (систематизирует по папкам, по номерам и датам документы). Кому-то такая работа покажется скучной, однако Эльвире нравится, она не устает и работой гордится. Даже недавно решила прибавить час к обычному графику.

Куратором Эли в Школе управления СКОЛКОВО стала менеджер по документообороту и архиву Мария Иванова. Она помогла девушке освоиться на работе и продолжает вести ее по карьерному пути с самых азов. Эля признается, что в целом со своими обязанностями она справляется самостоятельно, уже не обращаясь к наставникам и коллегам: «Они тоже работают, выполняют свою работу, а я – свою. Если чего-то не понимаю, Маша приходит,  помогает чуть-чуть. Но в основном я сама».

Как отметила директор по документационному обеспечению Школы управления СКОЛКОВО Юлия Пушкина, Элины личные качества очень помогают в работе: «Эля ответственная, усидчивая и внимательная. А работа с документами предполагает сочетание этих качеств. Эля достойно справляется с возложенными на нее обязанностями».

Инвалидность – это не только про ограничения, но и про карьерный рост

Из-за особенностей памяти людей с синдромом Дауна Эле первое время было проблематично добираться из дома до работы. Сначала ее сопровождали по городу на рабочее место волонтеры и педагоги, а потом в фонде «Данусайд Ап» сделали визуальную инструкцию, чтобы Эля могла ездить самостоятельно.

Одним из главных опасений при трудоустройстве людей с ментальными особенностями становится отношение к ним других сотрудников. Однако здесь фонды сработали грамотно.

«До того как Эля начала официально работать, мы провели онлайн-тренинг для сотрудников департамента, в котором сейчас работает Эльвира. Мы рассказали про особенности людей с синдромом Дауна, про правильную коммуникацию на работе и в общении, про этикет по отношению к людям с ментальной инвалидностью. На тренинге сотрудники могли задавать вопросы, чтобы коммуникация между ними и Эльвирой была комфортной», – рассказала Юлия Лентьева.

Коллеги приняли Элю радушно, как и любого новичка. «У нас не было ни малейшего намека на особое восприятие этого человека. Мы все разные. Сотрудники школы открыты и свободны в самовыражении. Наверное, первый день, когда Эля пришла, она вызвала интерес: о, кто-то новенький! Но через день новенький уже становится “стареньким” и своим, – отметила Юлия Пушкина.

При этом на текущих задачах карьерный рост для Эльвиры не остановится. Даже сейчас руководители программы и куратор Эли стараются составить ее рабочий план так, чтобы задачи менялись каждые 3–4 месяца.

«Я как руководитель смотрю на два шага вперед и понимаю, что это не то, на чем Эля может остановиться. Да, не хватает скорости, к которой мы привыкли, но даже люди без особенностей адаптируются каждый по-своему. Школа была создана и работает как некоммерческая организация. Все вырученные средства мы инвестируем в повышение качества образования, поддержание жизнедеятельности кампуса и исследования. В этом контексте школе важно поддерживать другие НКО, развивать с ними сотрудничество, оказывать помощь людям с особенностями. Более того, инвалидность и особые потребности – это не всегда про ограничения. И люди с инвалидностью типа Эли могут претендовать на самые разные вакансии внутри школы, исходя из способностей и желаний. У Эли перспективы и все задатки для этого есть», – считает Юлия Пушкина.

Люди с ментальными особенностями положительно влияют на коллектив

Как отмечают в фонде «Даунсайд Ап», обычно принять сотрудника с ментальными особенностями скорее готов малый бизнес благодаря своей гибкости и наличию небольших простых задач. Однако Школа управления СКОЛКОВО показала другой пример: ситуацию замечают и готовы включиться в ее улучшение даже крупные корпорации.

«Мы очень ценим партнерство со Школой управления СКОЛКОВО. Ведь оно дает шанс человеку с синдромом Дауна реализовать себя, а обществу – увидеть возможности таких людей, лучше их узнать и открыть путь к трудозанятости другим людям с синдромом Дауна. Всё это в конечном итоге позволит им реализовать себя в работе и жить полноценной жизнью. Чем больше будет таких примеров в обществе, тем более толерантным оно станет», – говорит Анна Португалова, директор фонда «Даунсайд Ап», член совета фонда «Синдром любви».

В Школе управления СКОЛКОВО отмечают: особенные сотрудники с ментальной инвалидностью или с синдромом Дауна могут выполнять не только простые задачи, но и серьезно улучшить атмосферу в коллективе и даже прокачать управленцев.

«Мы верим в разнообразие, инклюзивность. И когда у нас появились ребята, они дополнили нашу культуру, наш микроклимат. За последние много лет впервые видим людей, которые с такой охотой едут на работу. Хотим предложить своим коллегам, людям с руководящими HR-функциями, не бояться и активнее участвовать в проектах по привлечению в компании людей с ментальными особенностями», – подчеркнул Сергей Спасов, директор по развитию человеческого капитала в Школе управления СКОЛКОВО.

 На фото, предоставленном автором, Эльвира Кладовикова

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: