Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Павел Тюменцев,
эксперт по корпоративной благотворительности и взаимодействию с НКО

Фундамент для построения конструктивного сотрудничества компаний и некоммерческих организаций заложен, но в отношениях между партнерами всё еще существует ряд проблем.

Спрос КСО породил предложения НКО

На заре своей карьеры в крупной международной компании я начинал работу в сфере Корпоративной социальной ответственности (КСО), и тогда основной и почти непреодолимой проблемой было освоить весь годовой КСО-бюджет. Денег было достаточно, а вот толковых исполнителей со своими социальными идеями и продуманными проектами днем с огнем было не найти.

Некоммерческий сектор был тогда на этапе своего становления, и почти всё приходилось делать своими руками – от написания проектов до их реализации. Да простят меня бизнес и НКО за такое сравнение –«состоятельный жених» со стороны бизнеса уже был, а «невест» со стороны НКО не было от слова совсем.

Но время шло, и спрос породил предложение. Сектор НКО стал понемногу оформляться, начали появляться инициативные группы со своими идеями. С опаской, но и с надеждой на успех к бизнесу потянулись НКО со своими просьбами. Отношения между ними напоминали очень интеллигентную дореволюционную пару, где общение происходило преимущественно в письменном виде с официальными просьбами от НКО и ответами на эти запросы на официальных бланках компаний. Не скажу, что такой формат общения особо радовал, потому что каждый день поступало много официальных запросов со скудной и порой непонятной информацией о том, что же НКО хочет от бизнеса.

Завышенные ожидания мешали пониманию

Казалось бы, спрос и предложение нашли друг друга, но когда бизнес начал откликаться на письменные запросы, то быстро понял, что за этими запросами нет структурных социальных проектов, и после финансирования проектов-однодневок в ежегодном КСО-отчете компании показать было особо нечего. «Ну не знаю, вы все какие-то слова про социальную ответственность говорите, когда нам просто денег не хватает на наших подопечных!» – парировали нападки бизнеса НКО и продолжали закидывать компании официальными запросами.

В общем, на этом этапе общение между партнерами не заладилось, что породило много стереотипов с обеих сторон. Одни говорили о завышенных ожиданиях и неприступности бизнеса, другие – о некомпетентности и назойливости со стороны НКО. Но бизнес не был бы бизнесом, если бы не попытался разобраться в сложившейся ситуации и найти приемлемый выход. Понимая, что с НКО необходимо выстраивать конструктивные отношения, он пошел несколькими путями, которые должны были вовлечь заинтересованные некоммерческие организации в КСО-повестку компаний.

Путь к сотрудничеству лежал через регионы

Одним из первых и относительно логичных путей стало создание своих корпоративных фондов в регионах присутствия компаний. Это помогло решить сразу несколько задач: централизовать распределение КСО-бюджетов через одного оператора, запустить брендовые грантовые конкурсы, использовать корпоративные фонды в качестве площадки для агрегации всей информации о КСО-расходах, создать площадки по обучению и развитию НКО-партнеров, а также единый коммуникационный канал и источник информации в лице корпоративного фонда о КСО-предпочтениях аффилированного бизнеса.

Этот путь оказался рациональным и даже какое-то время эффективным, но любая зацикленная на себе система, где из года в год играют одни и те же игроки, рано или поздно приводит к стагнации, а именно – к отсутствую новых прорывных проектов, замыленности взгляда бизнеса в подходе к решению социальных проблем и как следствие – малоэффективности социальных инвестиций. Более того, этот подход ограничил круг коммуникации с НКО-сообществом за исключением тех организаций, которые были верифицированы корпоративными фондами и географически находились в регионах присутствия компаний.

Компании, которые решили не идти по пути создания своих корпоративных фондов, также предприняли ряд шагов, чтобы систематизировать свои отношения с НКО-игроками. Во многих из них появились отдельные штатные специалисты, которым было поручено курировать КСО-повестку и отвечать за выстраивание партнерских отношений с НКО-сектором. Для коммуникации и реализации этой повестки бизнес разработал публичные политики по КСО, обозначил приоритетные благотворительные направления поддержки, создал критерии и комитеты по отбору входящих заявок от НКО, а некоторые компании даже начали задумываться о создании трастовых и эндаумент-фондов.

Благотворительные цели оправдывают средства

Казалось бы, фундамент для построения конструктивного сотрудничества заложен, но где-то на пути к созданию благоприятных условий для партнерских отношений забыли про выстраивание каналов для диалога. Пробиться к бизнесу и достучаться до него с предложением о сотрудничестве от НКО без «горячих» контактов практически невозможно, а спам-рассылки по общим «компанейским» имейлам раздражают не только отправителей, но и получателей. Большое количество форумов, круглых столов, публичных встреч о важности КСО-повестки и сменившей ее ESG-повестки под ново-старым соусом не помогают наладить конструктивный диалог.

Так, может, проблема в этом «браке» лежит в какой-то иной плоскости?  Думаю, так и есть. Проблема заключается в том, что ожидания у бизнеса и НКО от благотворительности различны по объективным причинам, и об этом важно помнить обеим сторонам.

НКО-сектору необходимо принять тот факт, что для компаний цель номер один – зарабатывание денег, а благотворительность – лишь один из элементов построения бренда. Бизнес же должен понять, что этот элемент может стать весьма эффективным, нужно только больше внимания уделять тому, куда и на какие цели тратятся средства, и быть более открытыми к новым предложениям от НКО.

Несмотря на все трудности в отношениях и временные недопонимания между двумя партнерами, этот «брак» еще сам по себе слишком молод и есть надежда на то, что бизнес и НКО в ходе «совместной жизни» научатся ладить друг с другом, чтобы жить долго и счастливо.

ТГ -канал Павла Тюменцева 

Фото предоставлено автором

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: