
Фундамент для построения конструктивного сотрудничества компаний и некоммерческих организаций заложен, но в отношениях между партнерами всё еще существует ряд проблем.
Спрос КСО породил предложения НКО
На заре своей карьеры в крупной международной компании я начинал работу в сфере Корпоративной социальной ответственности (КСО), и тогда основной и почти непреодолимой проблемой было освоить весь годовой КСО-бюджет. Денег было достаточно, а вот толковых исполнителей со своими социальными идеями и продуманными проектами днем с огнем было не найти.
Некоммерческий сектор был тогда на этапе своего становления, и почти всё приходилось делать своими руками – от написания проектов до их реализации. Да простят меня бизнес и НКО за такое сравнение –«состоятельный жених» со стороны бизнеса уже был, а «невест» со стороны НКО не было от слова совсем.
Но время шло, и спрос породил предложение. Сектор НКО стал понемногу оформляться, начали появляться инициативные группы со своими идеями. С опаской, но и с надеждой на успех к бизнесу потянулись НКО со своими просьбами. Отношения между ними напоминали очень интеллигентную дореволюционную пару, где общение происходило преимущественно в письменном виде с официальными просьбами от НКО и ответами на эти запросы на официальных бланках компаний. Не скажу, что такой формат общения особо радовал, потому что каждый день поступало много официальных запросов со скудной и порой непонятной информацией о том, что же НКО хочет от бизнеса.
Завышенные ожидания мешали пониманию
Казалось бы, спрос и предложение нашли друг друга, но когда бизнес начал откликаться на письменные запросы, то быстро понял, что за этими запросами нет структурных социальных проектов, и после финансирования проектов-однодневок в ежегодном КСО-отчете компании показать было особо нечего. «Ну не знаю, вы все какие-то слова про социальную ответственность говорите, когда нам просто денег не хватает на наших подопечных!» – парировали нападки бизнеса НКО и продолжали закидывать компании официальными запросами.
В общем, на этом этапе общение между партнерами не заладилось, что породило много стереотипов с обеих сторон. Одни говорили о завышенных ожиданиях и неприступности бизнеса, другие – о некомпетентности и назойливости со стороны НКО. Но бизнес не был бы бизнесом, если бы не попытался разобраться в сложившейся ситуации и найти приемлемый выход. Понимая, что с НКО необходимо выстраивать конструктивные отношения, он пошел несколькими путями, которые должны были вовлечь заинтересованные некоммерческие организации в КСО-повестку компаний.
Путь к сотрудничеству лежал через регионы
Одним из первых и относительно логичных путей стало создание своих корпоративных фондов в регионах присутствия компаний. Это помогло решить сразу несколько задач: централизовать распределение КСО-бюджетов через одного оператора, запустить брендовые грантовые конкурсы, использовать корпоративные фонды в качестве площадки для агрегации всей информации о КСО-расходах, создать площадки по обучению и развитию НКО-партнеров, а также единый коммуникационный канал и источник информации в лице корпоративного фонда о КСО-предпочтениях аффилированного бизнеса.
Этот путь оказался рациональным и даже какое-то время эффективным, но любая зацикленная на себе система, где из года в год играют одни и те же игроки, рано или поздно приводит к стагнации, а именно – к отсутствую новых прорывных проектов, замыленности взгляда бизнеса в подходе к решению социальных проблем и как следствие – малоэффективности социальных инвестиций. Более того, этот подход ограничил круг коммуникации с НКО-сообществом за исключением тех организаций, которые были верифицированы корпоративными фондами и географически находились в регионах присутствия компаний.
Компании, которые решили не идти по пути создания своих корпоративных фондов, также предприняли ряд шагов, чтобы систематизировать свои отношения с НКО-игроками. Во многих из них появились отдельные штатные специалисты, которым было поручено курировать КСО-повестку и отвечать за выстраивание партнерских отношений с НКО-сектором. Для коммуникации и реализации этой повестки бизнес разработал публичные политики по КСО, обозначил приоритетные благотворительные направления поддержки, создал критерии и комитеты по отбору входящих заявок от НКО, а некоторые компании даже начали задумываться о создании трастовых и эндаумент-фондов.
Благотворительные цели оправдывают средства
Казалось бы, фундамент для построения конструктивного сотрудничества заложен, но где-то на пути к созданию благоприятных условий для партнерских отношений забыли про выстраивание каналов для диалога. Пробиться к бизнесу и достучаться до него с предложением о сотрудничестве от НКО без «горячих» контактов практически невозможно, а спам-рассылки по общим «компанейским» имейлам раздражают не только отправителей, но и получателей. Большое количество форумов, круглых столов, публичных встреч о важности КСО-повестки и сменившей ее ESG-повестки под ново-старым соусом не помогают наладить конструктивный диалог.
Так, может, проблема в этом «браке» лежит в какой-то иной плоскости? Думаю, так и есть. Проблема заключается в том, что ожидания у бизнеса и НКО от благотворительности различны по объективным причинам, и об этом важно помнить обеим сторонам.
НКО-сектору необходимо принять тот факт, что для компаний цель номер один – зарабатывание денег, а благотворительность – лишь один из элементов построения бренда. Бизнес же должен понять, что этот элемент может стать весьма эффективным, нужно только больше внимания уделять тому, куда и на какие цели тратятся средства, и быть более открытыми к новым предложениям от НКО.
Несмотря на все трудности в отношениях и временные недопонимания между двумя партнерами, этот «брак» еще сам по себе слишком молод и есть надежда на то, что бизнес и НКО в ходе «совместной жизни» научатся ладить друг с другом, чтобы жить долго и счастливо.
Фото предоставлено автором
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: