«Герои перемен» – так часто называют социальных предпринимателей. Сутью и смыслом их работы становиться создание социальной ценности, они работают ради изменений в жизни людей, в некоторых случаях находят системные решения социальных проблем, при этом финансовая устойчивость организации выступает условием для достижения ее основных целей.
В России быть предпринимателем непросто в принципе, а социальным в особенности. Помимо традиционных бед малого бизнеса, возникает немало барьеров, связанных с непониманием того, как можно совмещать социальные цели и бизнес подходы, со стереотипами, что все, что связано с «социалкой» ненадежно, продукты и услуги низкого качества. Однако, практика работы социальных предпринимателей доказывает обратное, более того, в отличие от вложений в благотворительные проекты, инвестиции в проекты социальных предпринимателей могут не только изменять мир, но и приносить прибыль.
Конечно, социальное предпринимательство требует поддержки. Для того, чтобы возникли устойчивые бизнесы, надо поддерживать стартапы. Фонд «Навстречу переменам» десять лет на конкурсной основе предоставляет первые инвестиции в виде безвозмездного пожертвования на развитие социального бизнеса, а также комплексную поддержку в течении трех лет, включающую помощь в разработке стратегии, измерении социальных эффектов, продвижении и формировании устойчивости. 1 июня Фонд объявил десятый юбилейный конкурс для лидеров социальных стартапов. В течении всего этого времени главным партнером фонда была компания Tele2. Компании важно поддерживать социальное предпринимательство в рамках КСО, поскольку идея «давать не рыбу, а удочку, а там, где возможно, помочь построить артель по ловле рыбы» совпадает с ценностями компании. Сотрудники компании, на добровольной основе становятся менторами, наставниками и консультантами социальных предпринимателей. А поскольку истории развития социальных бизнесов и истории позитивных изменений жизней – материал, востребованный в региональных сми, то за год регулярно выходит около 400- 500 публикаций о социальной ответственности компании.
Опыт крупных предприятий, таких как ОМК, Северсталь, Норильский Никель также доказал эффективность по соотношению затраты/ результаты включение поддержки социального предпринимательства в программы КСО компаний. Услуги социальных предпринимателей помогают решать локальные проблемы жителей моногородов и поселков. Также социальные предприниматели создают рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, трудоустраивают людей с инвалидностью.
Хорошей новостью для бизнеса является то, что в отличии от благотворительности, поддержка социального предпринимательства может быть как в рамках КСО компании, так и включена бизнес-процессы компании. Социальных предпринимателей можно поддерживать как минимум 4 способами помимо КСО.
- Покупка товаров и услуг у социальных предпринимателей.
Например, ООО «Особая сборка» выполняет услуги по ручной упаковке, сборке, комплектации, выбраковке товарной продукции. На предприятии трудятся около 100 «особых» работников с ментальными нарушениями и расстройством аутистического спектра. Соответственно, работая с социальным предприятием, вы получаете не только конкурентные цены и точное соблюдение сроков, но и отличное качество работ, потому что «особые» сотрудники – люди ответственные, все делают неспешна и тщательно, а поскольку сборщиков много, они могут выполнять большие объемы работ.
- Реализации товаров социальных предпринимателей. Например, в предоставлении маркетплейсов, если это интернет магазин, или в принятии товаров на реализацию, если это торговая сеть. В городе Вольске (это в Саратовской области) открылась вареничная, в которой трудоустроено 10 выпускников интерната для сирот. Это первое трудоустройство для ребят. Они под руководством опытного технолога производят пельмени и вареники, 528 кг в день каждого наименования. Торговые сети Вольска маловаты, для крупных сетей отличный кейс.
- Списанные стоки, остатки, товары с незначительным браком, списанную офисную технику – не отправлять на полигон, а передавать социальным предпринимателям. Например, Фонд «Второе дыхание» забирает бесплатно и продает в благотворительных магазинах – средства от продаж помогают им развивать инфраструктуру сбора ненужной одежды в стране и расширять географию вещевой помощи, текстиль в плохом состоянии принимается на переработку за плату. АНО «ДарИт» в Ярославле, ремонтирует устаревшие и неработающие компьютеры и передает тем, у кого нет средств для покупки нового или еще одного компьютера – многодетным семьям, семьям, в которых есть дети или взрослые с ограниченными возможностями передвижения.
- Рассматривать социальных предпринимателей как особый сегмент клиентов.
Это скорее мечта будущего, потому что социальные предприниматели, пока еще плохо распознаются банками, рекламными агентствами или социальными платформами, в отличии, кстати, от благотворительных организаций, силу которых и притягательность для клиентов поняли крупные игроки, такие как Яндекс, Тинькофф, Вконтакте.
Два года пандемии показали, что социальные предприниматели умудрились не только выжить, некоторые из них добились устойчивости. Центр «Простор» в Санкт-Петербурге, открытый в 2019 году двумя мамами детей с аутизмом. За год с момента запуска «Простор» вышел на самоокупаемость, сейчас он полностью загружен. Центр сегодня предлагает пять видов занятий адаптивной физкультурой: на спортивных батутах, скалодроме, веревочной трассе, полосе препятствий, обучение катанию на роликовых коньках, велосипедах и гироскутерах для детей 3-18 лет имеющими различные диагнозы.
Социальные предприниматели умеют вести устойчивый бизнес, умеют зарабатывать, а самое главное, умеют изменять этот мир. Но даже супергероям нужна поддержка.
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: