Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Татьяна Бурмистрова,
соучредитель и председатель Совета фонда «Навстречу переменам»

«Герои перемен» – так часто называют социальных предпринимателей. Сутью и смыслом их работы становиться создание социальной ценности, они работают ради изменений в жизни людей, в некоторых случаях находят   системные  решения социальных проблем, при этом финансовая устойчивость организации выступает условием для достижения ее основных целей.

В России быть предпринимателем непросто в принципе, а социальным в особенности.  Помимо традиционных бед малого бизнеса, возникает немало барьеров, связанных с непониманием того, как можно совмещать социальные цели и бизнес подходы, со стереотипами, что все, что связано с «социалкой» ненадежно, продукты и услуги низкого качества. Однако, практика работы социальных предпринимателей доказывает обратное, более того, в отличие от вложений в благотворительные проекты, инвестиции в проекты социальных предпринимателей могут не только изменять мир, но и приносить прибыль.

Конечно, социальное предпринимательство требует поддержки. Для того, чтобы возникли устойчивые бизнесы, надо поддерживать стартапы.  Фонд «Навстречу переменам» десять лет на конкурсной основе предоставляет первые инвестиции в виде безвозмездного пожертвования на развитие социального бизнеса, а также комплексную поддержку в течении трех лет, включающую помощь в разработке стратегии, измерении социальных эффектов, продвижении и формировании устойчивости. 1 июня Фонд  объявил  десятый юбилейный конкурс для лидеров социальных стартапов. В течении всего этого времени главным партнером фонда была компания Tele2. Компании важно поддерживать социальное предпринимательство в рамках КСО, поскольку идея «давать не рыбу, а удочку, а там, где возможно, помочь построить артель по ловле рыбы» совпадает с ценностями компании. Сотрудники компании, на добровольной основе становятся менторами, наставниками и консультантами социальных предпринимателей. А поскольку истории развития социальных бизнесов и истории позитивных изменений жизней – материал, востребованный в региональных сми, то за год регулярно выходит около 400- 500 публикаций о социальной ответственности компании.

Опыт  крупных  предприятий, таких как ОМК, Северсталь, Норильский Никель также  доказал эффективность по соотношению затраты/ результаты включение поддержки социального предпринимательства в программы  КСО компаний.   Услуги социальных предпринимателей помогают решать локальные проблемы жителей моногородов и поселков. Также социальные предприниматели создают рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, трудоустраивают людей с инвалидностью.

Хорошей новостью для бизнеса является то, что в отличии от благотворительности, поддержка социального предпринимательства может быть как в рамках КСО компании, так и включена бизнес-процессы компании. Социальных предпринимателей можно поддерживать как минимум 4 способами помимо КСО.

  1. Покупка товаров и услуг у социальных предпринимателей.

Например, ООО «Особая сборка» выполняет услуги по ручной упаковке, сборке, комплектации, выбраковке товарной продукции. На предприятии трудятся около 100 «особых» работников с ментальными нарушениями и расстройством аутистического спектра. Соответственно, работая с социальным предприятием, вы получаете не только конкурентные цены и точное соблюдение сроков, но и отличное качество работ, потому что «особые» сотрудники – люди ответственные, все делают неспешна и тщательно, а поскольку сборщиков много, они могут выполнять большие объемы работ.

  1. Реализации товаров социальных предпринимателей. Например, в предоставлении маркетплейсов, если это интернет магазин, или в принятии товаров на реализацию, если это торговая сеть. В городе Вольске (это в Саратовской области) открылась вареничная, в которой трудоустроено 10 выпускников интерната для сирот. Это первое трудоустройство для ребят. Они под руководством опытного технолога производят пельмени и вареники, 528 кг в день каждого наименования. Торговые сети Вольска маловаты, для крупных сетей отличный кейс.
  2. Списанные стоки, остатки, товары с незначительным браком, списанную офисную технику – не отправлять на полигон, а передавать социальным предпринимателям. Например, Фонд «Второе дыхание» забирает бесплатно и продает в благотворительных магазинах – средства от продаж помогают им развивать инфраструктуру сбора ненужной одежды в стране и расширять географию вещевой помощи, текстиль в плохом состоянии принимается на переработку за плату. АНО «ДарИт» в Ярославле, ремонтирует устаревшие и неработающие компьютеры и передает тем, у кого нет средств для покупки нового или еще одного компьютера – многодетным семьям, семьям, в которых есть дети или взрослые с ограниченными возможностями передвижения.
  3. Рассматривать социальных предпринимателей как особый сегмент клиентов.

Это скорее мечта будущего, потому что социальные предприниматели, пока еще плохо распознаются банками, рекламными агентствами или социальными платформами, в отличии, кстати, от благотворительных организаций, силу которых и притягательность для клиентов поняли крупные игроки, такие как Яндекс, Тинькофф, Вконтакте.

Два года пандемии показали, что социальные предприниматели умудрились не только выжить, некоторые из них  добились устойчивости. Центр «Простор» в Санкт-Петербурге, открытый в 2019 году двумя мамами детей с аутизмом. За год с момента запуска «Простор» вышел на самоокупаемость, сейчас он полностью загружен. Центр сегодня предлагает пять видов занятий адаптивной физкультурой: на спортивных батутах, скалодроме, веревочной трассе, полосе препятствий, обучение катанию на роликовых коньках, велосипедах и гироскутерах для детей 3-18 лет имеющими различные диагнозы.

Социальные предприниматели умеют вести устойчивый   бизнес, умеют зарабатывать, а самое главное, умеют изменять этот мир. Но даже супергероям нужна поддержка.

Фото автора

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: