Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Александр Чулапов, руководитель отдела бизнес-поддержки продаж департамента по развитию бизнеса компании «Дататех» (Холдинг Т1)

Можно рассматривать роль искусственного интеллекта в устойчивом развитии на двух временных диапазонах: применение для решения текущих задач и для прогнозирования и планирования будущего. В целом понятие устойчивого развития, в том числе при формулировке его целей, предполагало, что возникающие практики потребления и преобразования ресурсов не будут оказывать негативного влияния на будущее, или, по крайней мере, максимально сократят это влияние, и могут быть в этом смысле устойчивыми.

Интенсивные события в мире, произошедшие начиная с конца 2019 года, формируют новые требования к тому, чтобы бизнес и государство могли адаптироваться к изменениям, которые происходят сегодня весьма неожиданно и быстро. В этом смысле понятие устойчивости, на мой взгляд, все больше включает не только устойчивость на длительных горизонтах (sustainability), но и в случае резких изменений (resilience), хотя с этим не все могут быть готовы согласиться.

Искусственный интеллект для решения текущих задач уже применяется в кадровом деле. Ряд продуктов управления кадрами уже содержат модели оттока, которые позволяют более внимательно выстроить работу с сотрудниками. В этом смысле первым уровнем применения искусственного интеллекта становятся базовые системы автоматизации организации, а фокус на ESG позволяет уравновесить эффективность и социальную ориентированность и направить сферу применения технологий в правильное русло. Другим примером применения ИИ можно рассматривать задачи GRC (governance, risk and compliance). Все больше факторов как в части управления организацией, так и в части соблюдения требований законодательства, внутренних процедур, обеспечения безопасности, защиты окружающей среды требуют мониторинга, в ряде случаев – моментальной реакции. Эта область требует применения инструментов искусственного интеллекта, которые могли бы рекомендовать лучшие решения и в ряде случаев принимать их за людей.

Рекомендации, как правило, являются заранее подготовленными вариантами, из которых выбирается наилучший. Использование генеративного интеллекта поможет в формировании этих вариантов, а также в их коммуникации наиболее близким способом и в нужном контексте для конкретной ситуации или получателя. Например, сотруднику на производственном участке нужно будет четко обозначить проблему, а руководящему сотруднику потребуется дополнительный контекст. В последующем при анализе принятых решений требуется объяснение того, как произошел выбор. Словесное и графическое описание алгоритма принятия решения может быть результатом работы большой языковой и других генеративных моделей, а информация о факторах, влияющих на выбор, – результатом инструментов интерпретации моделей машинного обучения, которые подготавливают фактуру того, как оно было принято. У нас уже есть ряд наработок в этом направлении.

Следующим уровнем применения искусственного интеллекта являются непосредственно корпоративные управленческие решения, в том числе и стратегические решения, и в этом случае мы говорим и о прогнозировании будущего. Подготовка этих решений и предиктивная аналитика являются еще более сложной задачей и требуют наличия интегрированных данных обо всех аспектах деятельности организации. Если в случае применения ИИ для решения текущих задач у нас еще остается пространство для маневра в рамках определенной области, например кадрового учета, то для принятия стратегических решений нам необходима полная картина. Это требует прежде всего интеграции и консолидации данных в хранилище данных. Сейчас мы наблюдаем соревнование между крупнейшими технологическими компаниями в части искусственного интеллекта: кто раньше выпустит наиболее мощную модель, которая сможет решать больший перечень задач.

Постепенно эта конкуренция транслируется и в другие отрасли экономики: какие компании могут максимально быстро интегрировать инструменты искусственного интеллекта во все процессы организации – от технологических процессов до бизнес-процессов, от рутинной активности поддерживающих и обеспечивающих подразделений до основной деятельности и управления организацией. Чтобы добиться максимального успеха, нужно построить механизм промышленного применения искусственного интеллекта надо всеми доступными организации данными, то есть выстроить конвейер искусственного интеллекта над хранилищем и озером данных.

По сути, цифровая трансформация и ESG-трансформация переходят на новый виток за счет применения технологий искусственного интеллекта. Встраивание ИИ во все аспекты деятельности компании приближает нас к возникновению полностью автономных организаций, например, полностью автономных заводов, функционирование которых является устойчивым, потенциально является частью экономики замкнутого цикла и минимизирует негативное воздействие на окружающую среду. Если же говорить о ближайшем будущем, то с учетом того, что требования к ESG-отчетности часто меняются, пока еще нет единых гармонизированных стандартов, которые были бы приняты и одобрены во всем мире, требуется обеспечить историчность и сопоставимость отчетности. Если мы меняем какие-то требования, у нас должна сохраняться возможность пересчитать отчетность в рамках новых правил и за прошлый исторический период, а также сопоставить с результатами конкурентов.

Все это возможно только в случае, если мы собираем максимально детальную первичную информацию, которая необходима для проведения подобных расчетов. Например, ряд организаций уже сейчас создают углеродные калькуляторы, которые наряду с финансовой стоимостью операций сопоставляют им также стоимость в контексте углеродного следа. Если мы обладаем максимально полной информацией об операциях, например, производства полимерной пленки, то потенциально можем пересчитать финансовые и нефинансовые затраты при изменении методологии. Более того, мы также можем проводить моделирование различных сценариев в зависимости от изменений в качестве сырья, генерации и потребления электроэнергии, в том числе зеленой, а также в случае оптимизации самих процессов производства. Таким образом, при определении ESG-результативности мы можем применять как большие данные, так и искусственный интеллект, который нужен для моделирования и решения оптимизационных задач.

Подробнее о вопросах искусственного интеллекта в контексте ESG я расскажу на форуме «Дело в людях», который состоится 24 октября.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: