Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Валентин Кочерьян, студент кафедры коммуникационного менеджмента и управления отношениями РГСУ по направлению «Журналистика»

Благотворительность всегда была неотъемлемой частью российской истории, а дореволюционная эпоха подарила нам немало примеров женского меценатства, когда состоятельные и социально активные женщины посвящали свою жизнь помощи нуждающимся. О феномене женской благотворительности в России конца XIX – начала XX веков мы беседуем с Ириной Алексеевной Кеня – специалистом по социальной истории России, вспоминая трех дореволюционных благотворительниц: А.Д. Вяльцеву, С.В. Панину и М.К. Тенишеву.

Какие социально-экономические и культурные условия способствовали развитию женской благотворительности в дореволюционной России?

-Этот период в России стало временем глубоких социальных и культурных преобразований. Реформы Александра II, рост благосостояния предпринимательского класса и поддержка государства благотворительности создали прочную почву для появления новых форм общественной активности. Женщины, столкнувшись с ограничениями в профессиональной сфере, искали пути самореализации через социальную деятельность. Именно в этот период на свет появились благотворительницы, чья деятельность не только помогала нуждающимся, но и закладывала основы для будущей социальной инфраструктуры страны. Кроме объективных факторов были и субъективные. Женщины стремились к социальной реализации, поскольку их возможности в профессиональной сфере были ограничены. Для многих благотворительность становилась способом выразить творческое и нравственное стремление к помощи людям.

Расскажите об историях трёх благотворительниц, которых вы выбрали. 

– Каждая из трех выдающихся дам пришла к благотворительности по-своему, исходя из жизненных обстоятельств и личных убеждений.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871–1913), обладая большим состоянием благодаря своей певческой карьере, вложила значительные средства в благотворительные проекты.  Помимо этого, она поддерживала студентов, организовывала благотворительные концерты и снаряжала санитарные поезда во время русско-японской войны. Родившись в бедной семье, она с детства испытала нужду.

Достигнув материального благополучия, Вяльцева почувствовала потребность вернуть обществу то, что сама когда-то недополучила. Её личный опыт стал мощным стимулом для помощи обездоленным и поддержки родного края. Она оставила яркий след в истории благотворительности.

Одним из её важнейших начинаний стало финансирование приюта для рожениц в родном селе Алтухово Орловской губернии и восстановление деревень, пострадавших от пожаров, в Виленской губернии.

Она организовывала концерты в помощь голодающим студентам, благотворительные вечера и поддерживала научных экспедиции – все это отражало её желание объединять людей через искусство и образование.

Во время русско-японской войны Анастасия Дмитриевна организовала санитарный поезд и проводила концерты для раненых воинов, одновременно помогая своему жениху Василию Бискупскому в реабилитации.

Софья Владимировна Панина

Софья Владимировна Панина (1871–1956), вдохновлённая своей учительницей Александрой Васильевной Пешехоновой, посвятила жизнь образовательным и социальным инициативам. Представительница высшего света, чья жизнь изменилась после личного кризиса, Панина нашла силы для новой миссии. Пережив разрыв с мужем она вложила средства в создание образовательных и социальных учреждений, направленных на просвещение и поддержку местных сообществ.

Одним из её наиболее значимых проектов стал Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, который стал уникальным центром просвещения. Это был настоящий многофункциональный центр, где проходили уроки, читались лекции, устраивались концерты и даже народные балы.

Среди других образовательных проектов – открытие детской столовой, сада, библиотеки и ремесленных классов для подростков и биологической станции в Воронежской губернии.

Постройка больницы в этой губернии и поддержка других социальных инициатив подчеркивали её стремление обеспечить доступ к образованию и здравоохранению для всех слоев населения.

Мария Клавдиевна Тенишева

Сложное детство, ощущение одиночества и отсутствие материнской поддержки сформировали в Марии Клавдиевне Тенишевой (1858–1928) глубокую эмпатию к обездоленным детям. Позже, будучи княгиней, эта личная история подтолкнула её к созданию культурных и образовательных инициатив, позволяющих не только сохранить историческую память, но и дать шанс на лучшее будущее самым уязвимым слоям общества.

Её самая известная инициатива – музей «Русская старина» в Смоленске, единственный в своем роде, собравший редчайшие раритетные предметы, начиная с икон XV–XVI веков.

Собранная коллекция акварелей, в основном русских художников, была передана в дар Русскому музею, что стало уникальным событием в истории музейного дела.

В родовом имении – селе Талашкино Смоленской губернии она создала художественно-промышленное училище для талантливых детей и молодых мастеров. Там были собраны лучшие педагоги, что способствовало развитию народных художественных традиций.

Мария Клавдиевна не только создавала музеи, но и активно организовывала выставки, в том числе в Европе (13 выставок в Париже), что дало новый импульс для развития русского искусства за рубежом.

А.Д. Вяльцева достаточно рано ушла из жизни, а С.В. Панина и М.К. Тенишева после революции 1917 г. вынуждены были покинуть Россию. Софья Панина эмигрировала в 1920 г., опасаясь преследования большевиков за свою деятельность в Учредительном собрании. Мария Тенишева покинула страну в 1919 г., так как её имущество было национализировано, а культурные инициативы оказались под угрозой.

– Что побуждало Анастасию Вяльцеву, Софью Панину и Марию Тенишеву заниматься благотворительностью?

– У каждой благотворительницы были свои мотивы. Анастасия Дмитриевна Вяльцева выросла в бедной семье и знала нужду с детства, поэтому, разбогатев, стремилась помочь тем, кто оказался в схожей ситуации. Софья Владимировна Панина была аристократкой, и её судьбоносная встреча с А.В. Пешехоновой вдохновила её на реализацию образовательных инициатив. Мария Клавдиевна Тенишева, пережив сложное детство и нехватку родительской любви, стремилась помогать обездоленным детям.

Каково наследие и влияние этих женщин-меценатов на современность?

– Их идеи продолжают жить: частные инициативы в сферах образования и благотворительности процветают. Многие современные меценаты вдохновляются этими примерами.

Благотворительная деятельность Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, Софьи Владимировны Паниной и Марии Клавдиевны Тенишевой – не просто помощь нуждающимся, а масштабная работа по изменению общества, формирование  представления о меценатстве как о миссии, а не просто о разовых акциях.

Они прокладывали путь для будущих поколений, показывая, что частная инициатива может менять мир. Их примеры остаются актуальными и сегодня, напоминая нам о важности социального служения.

Благодарим Ирину Кеня за предоставленные фото 

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: